МААМ-картинки

Конспект занятия «Развитие и коррекция памяти у детей»

Ольга Мастьянова
Конспект занятия «Развитие и коррекция памяти у детей»

Цель:

Оказание помощи родителям для осуществления процесса развития психических процессов (памяти)

Задачи:

Формирование элементарных представлений о памяти как психического процесса.

1. Обоснование необходимости коррекции и развития памяти дошкольников.

2. Знакомство с возможными направлениями работы по коррекции и развитию памяти.

Ход занятия:

Публикация «Конспект занятия „Развитие и коррекция памяти у детей“» размещена в разделах

Память лежит в основе человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человечества, то необходимо с большей ответственностью относиться к развитию этой способности у детей.

Давайте вспомним все семь психических процессов: ощущение, восприятие, память, внимание, речь, воображение, мышление.

Память – одна из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков, является непременным условием обучения и развития и становления личности. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретения умений, привычек – все это связанно с работой памяти.

А сейчас перечислим все виды памяти, которые наиболее продуктивны у человека:

ПАМЯТЬ

Произвольная (связанная с волевым контролем запоминания)

Логическая (связанная с употреблением логики)

Опосредованная (связанная с использованием различных средств запоминания)

Память человека делится по времени сохранения материала:

Мгновенная (это память — образ, она связана с непосредственным отражением информации только что воспринятой органами чувств без какой-либо переработки полученной информации. Ее длительность 0,1- 0,5 секунд)

Кратковременная (обеспечивает сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают. Длительность удержания мнемических следов составляет примерно 20 секунд (без повторений)

Из мгновенной в кратковременную память попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание

ИГРА «Парочки»

В игре участвуют двое или более игроков. Дети переворачивают картинки и пытаются найти им пару. Ошибаясь, игрок переворачивает две картинки и продолжает игру. Пытаясь запомнить расположение картинок, развивается кратковременная память.

ИГРА «Что исчезло? Что изменилось?»:

В этой игре надо запоминать последовательность, в которой разложены картинки. Ребенку дается время для запоминания картинок и их последовательности, затем он отворачивается или закрывает глазки, а взрослый убирает одну или несколько картинок, или меняет их расположение. Далее ребенок называет ту картинку, какая исчезла или воспроизводит их последовательность.

Оперативная (рассчитана на хранение информации в течение определенного заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведение этой памятью определяется задачей, которая поставлена перед человеком и рассчитан только на решение данной задачи)

Долговременная (способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретенных человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности. Знания эти хранятся в обобщенном и систематизированном виде)

Генетическая (организм передает от поколения к поколению свои наследственные признаки. Генетическая память у человека — единственная на которую нельзя оказывать влияние через обучение и воспитание).

Рассмотрим деление памяти по преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:

Двигательная — это запоминание, сохранение и воспроизведения различных движений и их систем (служит для формирования различных двигательных умений и навыков, является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, так же как и навыков ходьбы, письма и т. д. Признаком хорошей двигательной памяти, является физическая ловкость и сноровка)

Образная — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти является зрительная, слуховая, осязательная и обонятельная память (в наибольшей степени у всех людей проявляется слуховая и зрительная память. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая — с запоминанием и воспроизведением разнообразных звуков. Роль осязательной, обонятельной и вкусовой памяти в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностью связанных с безопасностью и самосохранением организма)

эмоциональная — память на чувства, переживания (на эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала — то, что вызывает эмоциональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный период)

словесно-логическая — выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей и понятий (одной из важнейших характеристик этой памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая воспринята (дословно) и может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в условии знаний учащимися в процессе учения)

И рассмотрим еще одно деление памяти по характеру участия воли в процессах запоминания:

- Непроизвольная — запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Она наиболее развита для детей дошкольного возраста

- Произвольная – поставленная перед собой цель человеком что-то запомнить или воспроизвести.

Все типы памяти находятся в тесно взаимосвязи. Без кратковременной памяти невозможно функционирование оперативной и долговременной. Работа словесно-логической памяти без определенно сложившейся системы образов-представлений зрительного, слухового, осязательного характера.

1. Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Для развития слуховой памяти детей можно рекомендовать заучивания песен, потешек, стихотворений.

Стихотворения, как правило, выбираются сюжетного характера: («Петушок, Петушок», «Ай, качи-качи-качи», «Тень-тень, потететень», «Сидит белка на тележке», «Тили-тили-тили-бом, загорелся Кошкин дом»,

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.»

Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребенку.

НАПРИМЕР:

Какая у кота шубка?

Какие усы?

Что еще есть у кота?

Эти вопросы позволят более полно воспринять образ кота, что облегчит процесс запоминания.

Зачитывая каждую строчку стихотворения попросите ребенка повторять по две строчки. Только после этого — весь стишок.

С детьми следует читать и пересказывать как можно больше русских на-родных сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь» и др.

Читать сказку нужно неоднократно. При первом прослушивании впечатления ребенка бывают неточны. Обычно дети следят лишь за сюжетом, поэтому многое упускают. При повторных прослушиваниях сказок впечатления углубляются, ребенок лучше запоминает.

Для лучшего запоминания можно задать ребенку ряд вопросов:

Что посадил дед?

Смог ли дед один вытащить репку?

Почему не смог?

Кто пришел на помощь?

В какое время года происходят события сказки? Когда дед посадил репку? Когда он решил ее вытащить?

Чему учит эта сказка? Нужно ли помогать друг другу?

Читая и разучивая с ребенком стихотворения русских писателей о природе, необходимо знакомить ребенка с временами года. Ребенок должен хорошо усвоить, что зиму всегда сменяет весна, весну —лето, лето — осень, а осень — зима. Обязательно нужно говорить с ребенком о том, что происходит в природе в каждом времени года.

Более сложными, с острым захватывающим сюжетом, являются сказки «Гуси-лебеди» и «Кот, петух и лиса».

Эти сказки также необходимо прочитать ребенку не один раз. При неоднократном прочтении ребенок более вникает в ход событий, яснее для него становятся сказочные персонажи, их взаимоотношения, поступки. Именно эти сказки рассказывают, как трудна борьба между добром и злом, но что победа добра неизбежна, мужество, стойкость, преданность всегда побеждают. Об этом можно поговорить с ребенком, задавая ему ряд вопросов. Вопросы, с одной стороны, облегчат понимание, следовательно и запоминание, а с другой стороны, развивают и смысловую, логическую память ребенка.

2. Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста.

Игра «ГДЕ СПРЯТАНА ИГРУШКА?»

Развивает зрительную память и внимание ребенка. Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, солдатика, ластик, кружок от пирамидки и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

а) убрать ящички на более длительное время;

б) спрятать 2, а потом и 3 игрушки;

в) заменять игрушки.

Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ».

Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.

Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.

Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.

Игра «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?»

Рекомендуется для развития зрительной памяти Детей.

Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить:

а) увеличить количество игрушек;

б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Игрушки для организации игры можно взять следующие: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.

Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки. Играть можно 2—3раза в неделю.

Игра «ПРОГУЛКА В КАРТИНКАХ».

Эта игра развивает зрительную и слуховую память и внимание ребенка дошкольного возраста.

Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на- дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно.

По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.

На каждой прогулке ребенок может с вашей помощью узнавать что-то новое. Можно эту игру проводить довольно регулярно.

Публикации по теме:

Картотека игр на развитие памяти для детей 3–5 лет Тиунова Н. В. Игра «Запомни — положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик» Фатежского района Курской области.

Конспект занятия «Свеча памяти» ко Дню памяти и скорби. Поделка свечи из бумагиКонспект занятия «Свеча памяти» ко Дню памяти и скорби. Поделка свечи из бумаги Конспект занятия"Свеча памяти" ко дню памяти и скорби Цель: воспитывать чувство патриотизма у детей дошкольного возраста. Задачи: познакомить.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Перспективный план работы «Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек» Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Развитие и коррекция памяти у детей» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Мастьянова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Развитие и коррекция памяти у детей»
Опубликовано: 27 января 2023 в 11:40
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД