МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи»

Оксана Журавлева
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи»

Консультация для родителей

Развитие грамматического строя речи

Развитие грамматического строя речи второго года жизни.

Когда в речи ребенка начнут появляться первые фразы, полезно давать им образцы оформленных двухсоставных предложений.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие грамматического строя речи“» размещена в разделах

Все «детские» фразы переводятся на грамматически оформленный язык : «Дзика би-би», - говорит ребенок. «Правильно, машина едет», соглашается взрослый. Если быть последовательным в таких разговорах с ребенком, скоро можно будет убедиться, что малыш продвинулся в оформлении фразы и начал использовать окончания.

Затем фраза распространяется до трех слов с помощью прямого дополнения: «Мама моет чашку», «папа читает книгу». Предложение с такой структурой часто встречаются в бытовой речи и поэтому воспринимаются, а затем начинают употреблять довольно рано. Чтобы развить умения ребенка строить фразу из трех слов с прямым дополнением, нужно, во-первых, сопровождать речью такие ситуации, когда можно употреблять эту структуру. Например, малыш строит башню из кубиков. Мама восхищается: «Костя построил башню Или папа приглашает ребенка рассматривать картинки в книге: «Сейчас папа почитает книгу. Неси книгу». Во-вторых, нужно учить ребенка называть деятеля, действие и объект действия при рассматривании простой сюжетной картинки. С данной структурой удобно составлять предложения по сюжетным картинкам, изображающим, кто что ест.

Родительный падеж с предлогом у закрепиться в речи, если малышу показать картинки, на которых нарисованы животные с детенышами. «Вот кошка. У кошки котенок. Вот собачка. У собачки щенок».

Понимание формы дательного падежа возникает, если часто пользоваться такими конструкциями : «Иди к маме», «Дать Ване кашки?», «Принеси папе газету?», «Дай бабушке очки» и т. д. Малыша, выполнившего подобные просьбы, надо похвалить, приговаривая: «Молодец, помог папе, бабушке». В активную речь данную форму можно вводить с помощью вопросов, предполагающих возможность выбора: «К папе или к маме пойдешь на ручки?», «Бабушке или дедушке покажешь картинку?» можно играть с малышом в мяч, перекатывая его по ковру друг к другу и сопровождая игру речью: «К Машеньке покатился мячик. А теперь к маме. Опять к Машеньке. А сейчас к маме». Скоро и ребенок начнет повторять это сопровождение. Кстати, называть ребенка в этом возрасте надо только по имени, не употреблять местоимений. Малыш вас не поймет, если ему сказать «ты». Себя он тоже называет в третьем лице по имени.

Для развития пространственных представлений ребенка нужно научить понимать значения предлогов на, в, над, под, около, у, за.

Это обучение происходит во время игр с пирамидками, кубиками, матрешками, мячами. «Поставь маленький кубик на большой. Достань мяч из-под стола. Уложи куклу в кроватку. Возьми книжку со стола и принеси маме». После игры попросите убрать игрушки: машинку поставить на полку, книжки сложить в шкаф, кубики собрать в коробку. Во время свободной игры малыша с игрушками уже можно спросить, где у него мишка, на чем стоит матрешка, куда спрятался зайка, то есть побуждать к использованию предлогов в активной речи.

Какие вопросы нужно задавать, чтобы закрепить появляющиеся в речи двух – трехлетних детей грамматические формы?

В первую очередь надо начинать с имен существительных, поскольку они составляют больше половины слов детской речи, а так же и потому, что с изменением существительных изменяются и другие части речи : прилагательные (по числам, родам и падежам, глаголы прошедшего времени (по родам и числам).

Имена существительные уточняются в такой последовательности:

Сопоставление форм винительного и именительного падежей;

Дательный и творительный падежи;

Родительный падеж;

Предложный падеж;

Сопоставление форм предложного, винительного и родительного падежей (Где? Куда? Откуда).

Беседы по картинкам при рассматривании иллюстраций к сказкам.

По картинкам к сказке «Репка» удобно обратить внимание на формы винительного падежа без предлога. Для этого задают вопросы:

Что посадил дед?

Кого позвал дед?

Кого позвала бабка?

Кого позвала внучка?

Кого позвала жучка?

Кого позвала кошка?

Картинки к сказке «Колобок» - отличный материал для уточнения родительного падежа с предлогом с, дательного падежа с предлогом по, творительного падежа с предлогом с:

Откуда скатился колобок?

Почему покатился колобок?

С кем сначала встретился колобок?

А еще с кем встречался колобок?

Рассматривая картинки и сказки «Маша и медведь», обязательно надо спросить:

Куда залезла Маша?

Где спряталась Маша?

Откуда вынули Машу дедушка с бабушкой?

К картинкам по сказке «Гуси-лебеди» можно спрашивать:

Куда пряталась девочка с братцем от лебедей?

Где летали гуси-лебеди?

Публикации по теме:

План работы творческой группы воспитателей ДОУ на 2013–2014 учебный год План работы творческой группы воспитателей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Пчёлка» № 20 на 2013-2014.

Работа с родителями в средней группе на 2013–2014 год Сентябрь. 1) Родительское собрание: "Режим и организация жизни детей" 2) Беседа врача "Расти здоровым, малыш" (анатомо-физиологические особенности.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Журавлева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи»
Опубликовано: 25 января 2015 в 15:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД