Лучший педагог года

Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи у детей с ТНР»

Елена Боронина
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи у детей с ТНР»

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, так как речь выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, в самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. У ребенка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. А это - непременное условие успешного обучения в школе.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие грамматического строя речи у детей с ТНР“» размещена в разделах

Хочется подсказать родителям, как можно развивать грамматический строй речи ребенка 4-6 лет ненавязчиво, не заставляя, не усаживая на специальные занятия в строго определенное время. Развитие речи ребенка в целом и формирование грамматически правильной речи, в частности, должно стать для мам и пап "образом жизни", когда любое взаимодействие с ребенком прямо или косвенно помогает развитию его речи, когда в процессе обычных домашних дел проводятся различные игры и упражнения.

1. Что должны знать родители?

Грамматика отвечает за те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами. Ребенок может понимать смысл отдельных слов "рубашка", "постирать", но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений: "Рубашка постирана" или "Рубашку постирают".

Формирование грамматического строя речи проходит в два этапа. На первом этапе дети учатся понимать смысл сказанного. Например, ориентируясь на окончание существительного, различают, где один предмет где много. На следующем этапе - используют то или иное грамматическое средство в собственной речи.

Существует определенная последовательность отработки разных сторон грамматического строя. Многообразием форм слов дети овладевают, главным образом, в младшем и среднем дошкольном возрасте. На 5-6 годах жизни идет активное освоение способов словообразования. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка обогащается сложными синтаксическими конструкциями.

2. Как и что мы можем делать?

На улице, на даче, дома существует масса ситуаций, когда вы можете отрабатывать грамматические категории. Нужно просто проявить немного фантазии, ну и конечно, иметь желание.

Всегда и везде мы можем "просчитывать" предметы. По дороге в детский сад посчитайте с ребенком машины, деревья, столбы, птичек.. . (одно дерево - два дерева.. . - пять деревьев). Поднимаясь по ступенькам, считайте ступеньки (одна ступенька - две ступеньки.. . - пять ступенек). Когда стоите на остановке, посчитайте этажи соседнего дома или сами дома. Собираясь завтракать, обедать, пить чай в воскресный день, посчитайте ложки, вилки, тарелки, чашки, конфеты, сушки, которые есть на столе. Когда играете с ребенком, попросите посчитать кубики, кукол, книги, карандаши.. . все то, что можно посчитать. Когда вы на даче собираете урожай, считайте яблоки, груши, сливы, которые лежат в корзинке и так далее. Так будет отрабатываться согласование существительных с числительными. Главное, чтобы окончания были правильными.

Очень хорошо в бытовой обстановке отрабатывать употребление предлогов: на, в, под, за, из-за, из-под.. . Если у ребенка есть своя комната и вы помогаете убирать игрушки, говорите вместе с ним: "Кубики кладем в коробку, куклу посадим в шкаф, мишку на шкаф, карандаши положим в ящик и так далее". А когда достаете что-нибудь, тоже говорите: "Кубики достанем из коробки, куклу - из шкафа, мячик из-под шкафа". Да и просто вдруг, нечаянно, в комнате на диване оказалось много разных вещей. "Что же у нас на диване? Подушка на диване, книга на диване.. . Что у нас под столом? Мячик под столом, ручка под столом, карандаш под столом". И если вдруг замечаете, что употребление какого-либо предлога вызывает затруднение, создавайте искусственно такие ситуации или находите их в жизни, чтобы ребенок закрепил употребление данного предлога. Можно организовать специальную игру: "Поиграем с мишкой в прятки". "Куда спрятался мишка? На полку, под стул, в коробку…". Детям старшего дошкольного возраста можно давать сложное задание, которое состоит из двух действий: "положи краски на стол, а тапочки поставь под стул", а потом пусть ребенок расскажет, что он сделал. Здесь важно так же четко употреблять окончания и выделять предлоги.

Можно еще отрабатывать падежные формы существительных. Доставая белье из стиральной машины, попросите ребенка прокомментировать, что мы постирали? (кофточку, носочки, майку, полотенце, шапочку). Или повесили на веревку? Или купили в магазине? (когда выкладываете покупки). Когда умываетесь, спросите: "Чем будем чистить зубы? (щеткой); Вытираться? (полотенцем); Чем я буду гладить белье?; Чем ты хочешь рисовать?; А чем мы будем кормить нашего котика или собачку?". Отрабатывая родительный падеж, можно поиграть в игру: "Чего не стало?". Положите несколько предметов или игрушек (4-5). Попросите ребенка запомнить, что тут лежит. А затем прячьте по 1-2 предмета и спрашивайте: "Чего не стало? Не стало вазы, перчаток, щетки…".

Отрабатывая согласование существительных с прилагательными, пусть дошкольник называет предметы красного цвета (из тех, что есть дома или на детской площадке, или по дороге, или в машине.. .). Красная горка; красное ведро; красные сапоги у мамы.. . Затем это будет зеленый, синий, желтый и другие цвета. Можно дать задание найти на кухне круглы е предметы, квадратные предметы, сладкие, кислые, вкусные.. . Употребление нескольких прилагательных подряд будет составлять описательный рассказ: "Лимон какой? (желтый, овальный, круглый, сочный, кислый, свежий, чистый, гладкий); Яблоко какое? (красное, круглое, сладкое, сочное, спелое); Булочка какая? (свежая, мягкая, сладкая, сдобная, маленькая, маковая)".

1. Теперь остановимся на таком, достаточно сложном разделе, как "словообразование".

Немало интересного может узнать ребенок на кухне. Когда вы готовите суп из гороха, расскажите малышу об этом, уточните, что суп называется "гороховый". А суп из фасоли - фасолевый, а салат из моркови - морковный и так далее. А затем сами спросите: "Так как называется сок, компот из слив, яблок, груш?". Когда варите или кушаете кашу, расскажите, как называется каша (рисовая, пшенная, геркулесовая, гречневая…). Здесь же на кухне можно обратить внимание на то, из чего сделаны разные предметы. Стакан из стекла - стеклянный, сковорода из чугуна - чугунная, ведро из пластмассы - пластмассовое, стул из дерева – деревянный… Одевая или раздевая ребенка, обратите внимание на: сапоги из резины - резиновые, шубка из меха - меховая, шарф из шерсти - шерстяной. На прогулке в парке назовите листочки (кленовые, березовые, дубовые).

Если у вас дома найдутся предметы разной величины, можно упражняться в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных. Большой мяч, а маленький мячик. Большая машина, а маленькая машинка. Большое яблоко, а маленькое яблочко. А потом попросите ласково назвать бабушку, дедушку, Олю, Катю, Васю. А может у вас есть книжка про великана. У него будет все большое-большое: глазищи, ручищи, ножищи. А если волк в сказке очень-очень злой, значит, он будет злющий, а лиса - хитрющая. Здесь увеличительные суффиксы.

Достаточно сложно ребенку употреблять приставочные глаголы. Здесь уже придется смоделировать ситуацию. Сейчас есть игрушечные шоссейные, железные дороги. Можно придумать мостик, горку, яму. Или сделать это в песочнице и предложить вместе отправиться в веселое путешествие. Сначала взрослый показывает, комментирует маршрут, а затем предлагает ребенку побыть внимательным водителем: "Машина по дороге ехала-ехала и до горы доехала, в гору въехала, с горы съехала, дальше поехала. К яме подъехала, яму объехала, до речки доехала, мост переехала и домой приехала". Это может быть и самолетик, который летел, к туче подлетел, тучу облетел, и дальше полетел. Или мальчик на детской площадке шел, шел, к домику подошел, в домик вошел, из домика вышел и от домика отошел. Попробуйте, а вдруг вашему ребенку такие путешествия понравятся.

Конечно, невозможно рассказать об отработке всех грамматических категорий, но мы и не ставили такой цели. Хотелось показать лишь некоторые образцы. А заинтересованные родители обязательно почувствуют, в чем нуждается их ребенок и как ему помочь. И поверьте, такая кропотливая работа не пройдет даром. У малышей лучше сформируется "языковое чутье". Детям легче будет осваивать программу начальной школы. И вы сами от этого будете получать удовлетворение.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи у детей с ТНР» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Боронина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи у детей с ТНР»
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 16:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД