Лучший педагог года

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и в семье»

Галина Кузнецова
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и в семье»

Консультация для родителей

«Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и семье»

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.

Публикация «Консультация для родителей „Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и в семье“» размещена в разделах

10 факторов развития плоскостопия

Недоразвитость мышц стоп,

Слабость мышечно-связочного аппарата стопы, может быть в результате рахита,

Ношение неправильно подобранной обуви,

Косолапость,

Х – образная форма ножек,

Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки,

Наследственная предрасположенность

Большие физические нагрузки,

Излишний вес,

Длительное пребывание в постели (в результате болезни).

Признаки плоскостопия

• Страдающие плоскостопием дети ходят широко, расставив ноги, развернув стопы и слегка сгибая ноги в коленях,

• Быстрая утомляемость ног,

• Ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии,

• К вечеру может появляться отек стопы, который проходит за ночь,

• Быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы,

• Стопа становится шире.

Упражнения для профилактики плоскостопия у детей,

которые можно выполнять в детском саду и дома

1. Исходное положение – сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях.

o Поднять носки вверх,

o опустить в Исходное положение.

2. Исходное положение – то же.

o Поднять пятки вверх (встать на носки,

o опустить пятки на пол, вернуться в Исходное положение.

3. Исходное положение – то же.

o Развести носки в стороны, стопы от пола не отрывать (скользить по полу,

o соединить носки, вернуться в Исходное положение.

4. Исходное положение- то же.

o Развести пятки в стороны стопы от пола не отрывать (скользить по полу,

o соединить пятки, вернуться в Исходное положение.

5. Исходное положение – то же.

o Одновременно поднять носок правой ноги и пятку левой ноги,

o вернуться в Исходное положение. ,

o одновременно поднять носок левой ноги и пятку правой ноги,

o вернуться в Исходное положение.

6. Исходное положение – то же.

o Не отрывая стопы от пола, одновременно развести в стороны носки, затем развести пятки, снова носки, и снова пятки, передвигая таким образом ноги под счет в стороны,

o возвращаемся в Исходное положение – соединить пятки, носки, пятки и снова носки.

7. Исходное положение – то же, под сводом стоп гимнастическая или любая другая палка (диаметр зависит от возраста ребенка).

o Прокатить палку вперед от пятки к носку,

o прокатить обратно от носка к пятке, вернуться в Исходное положение.

Стараться, чтобы палка была плотно прижата подошвами к полу.

8. Исходное положение – то же.

o Развести стопы в стороны, скользя ими по палке,

o соединить стопы, стараясь не отрывать их от палки, вернуться в Исходное положение.

9. Исходное положение – то же, под сводом стоп резиновый мяч.

o Прокатить мяч от носков к пятке, стараться катить мяч прямо,

o прокатить мяч от пятки к носкам, вернуться в Исходное положение,

стопы должны плотно прижимать мяч к полу.

10. Исходное положение – сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях.

o Поджать пальцы вниз и, не отрывая стоп от пола, передвинуть пятки вперед,

o разжать пальцы ног, выпрямить стопу,

o затем снова поджать вниз, придвинуть пятки,

o разжать, выпрямить стопу. Ноги передвигаются как «червячок» под счет.

11. Исходное положение – левая нога согнута в колене под прямым углом, правая нога лежит на левом колене.

o Круговые движения правой ногой в голеностопном суставе по часовой стрелке, затем против часовой стрелки,

o поменять ноги, выполнить то же самое другой ногой.

12. Исходное положение – то же. «Ходьба» на месте.

o С поджатыми пальцами,

o с поджатыми пальцами на наружном крае стоп,

o «ходьба», выпрямив пальцы:

– на пятках,

– на носках,

o «ходьба» с опорой на всю стопу.

13. Исходное положение – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки опущены.

Ходьба по залу:

o с поджатыми пальцами,

o с поджатыми пальцами на наружном крае стоп,

o на пятках,

o на носках,

o с опорой на всю стопу.

Упражнения с использованием специального оборудования

Дети испытывают большое удовольствие, когда делают массаж специальным инвентарем:

мячиком для массажа,

массажером для стоп «Тимбэ»,

ходят по массажной дорожке.

Доказано, что массаж пальцев рук способствует развитию речи ребенка. В процессе массажа стоп и кистей мы «обрабатываем» уменьшенное изображение человека и достигаем целостного воздействия на организм.

Массаж рефлекторных зон, расположенных на ступнях и руках, полезен любому человеку, так как способствует укреплению здоровья, расслаблению, гармонизации жизненной энергии, а также препятствует развитию нарушений в функционировании организма.

Массажный мячик.

1. Исходное положение - сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях, под ногой массажный мячик.

o Прокатить мячик от носка к пятке,

o затем от пятки к носку, вернуться в ИП,

Сделать то же самое другой ногой.

2. Исходное положение – сесть на пол, руки в упоре на локтях, ноги вытянуты вперед.

o Захватить стопами мяч, поднять повыше,

o опустить мяч вниз, вернуться в ИП.

Массажер для стоп «Тимбэ»

Массажер для ног "Тимбэ" позволяет самостоятельно проводить несложный массаж ступеней, не требуя для этого специальных навыков.

Исходное положение - сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях, ноги стоят на массажере.

Прокатывание ног по колесикам массажера:

o правая нога вперед, левая нога назад,

o и наоборот, правая нога назад, левая – вперед.

Коврик массажный

Ортопедическая дорожка повышает комфортность, помогает снизить локальные перегрузки стопы и разгрузить болезненные участки, за счет вовлечения в опору большей площади подошвенной поверхности. Особенно эффективна для детей первых лет жизни.

Коврик ортопедический с имитацией гальки предназначается для профилактики и лечения заболеваний и деформаций стопы.

Оптимальный профилактический и лечебный эффект ковриков достигается за счет того, что массажные бугорки на их поверхности, имеющие различную высоту и диаметр, стимулируют рецепторы подошвенной поверхности стопы ребенка, способствуя формированию ее физиологических сводов. Благодаря модульной конструкции, размеры ковриков можно увеличивать путем наращивания или же, наоборот, уменьшать – разъединяя элементы изделия. Эластичность материалов, из которых изготавливаются коврики, делает занятия на них удобными и комфортными. Они могут использоваться как в домашних условиях, так и в детских учреждениях.

Упражнения, выполняемые на коврике

Исходное положение – руки на пояс, спина прямая

o Обычная ходьба по коврику,

o ходьба на внешней стороне ступни,

o перекаты с пятки на носок,

o ходьба на носочках,

o ходьба на пятках.

Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформации стоп у детей, возникла необходимость увеличения объема целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Рациональное распределение регламентированной по формам и интенсивности физической нагрузки позволяет полностью удовлетворить биологическую потребность в движениях, соответствующую функциональным возможностям растущего организма, одновременно укрепив мускулатуру и сумочно-связочный аппарат нижних конечностей, позволяет полностью удовлетворить. Дозировка каждого упражнения, то есть количество повторений и подходов, которое необходимо выполнить, различна. Каждой возрастной группе соответствует свое количество повторений.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Летом ребенку обязательно надо ходить по песку. Это можно делать в любом удобном месте: на балконе, лоджии, на даче. Промойте и высушите два ведра песка и добавьте к нему ведра гальки или мелкой щебенки – все смешайте и рассыпьте дорожкой на 1,5 – 2 м. Ходить по искусственной дорожке надо босиком – по 20 – 30 мин в день.

Какой должна быть обувь ребенка?

Размер обуви должен точно соответствовать размеру стопы. Это означает, что обувь должна плотно обхватывать ее с боков.

Верх правильно подобранной обуви не сдавливает стоп.

Каблук – это возвышение, с которого как бы само собой шагается, которое облегчает перекат. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм., с упругой стелькой и крепким задником.

Какой должна быть подошва? Тонкой? Не обязательно. Подошва хороша тем, что защищает ногу от мелких, колючих неровностей, от ударных нагрузок и холода. Для ходьбы по асфальту подошва должна быть толстой и мягкой, особенно в зимнее время года. Резиновая решетка внутри толстых подошв к тому же отлично амортизирует и распределяет нагрузку на стопе.

Материал ее может быть самым разным. Но если обувь закрытая, она обязательно должна дышать и обеспечивать тепловлагообмен. А значит, она не должна быть из кожзаменителя. Годится либо натуральная кожа, либо материя.

Супинатор – вкладное коррекционное приспособление специальной конфигурации, которое поддерживает продольный и поперечный свод стопы.

ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ «ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ ВМЕСТЕ С МАМОЙ, ВМЕСТЕ С ПАПОЙ!»

«Барабан»

Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Оборудование: стульчик

Содержание игры. Ребёнок сидит на стульчике, стопы параллельны, пятки прижаты к полу. Мама сидит напротив и в определённом ритме отбивает такт поочерёдно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Ребёнок повторяет упражнение. Пятки остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, но такт отбивается пятками, а носки в это время плотно прижаты к полу. Одновременно нужно контролировать правильность осанки.

«Сидя по-турецки»

Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.

Оборудование: гимнастическая лестница

Содержание игры. Ребёнок сидит на ковре, ноги сложены по-турецки (крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются о пол. Нужно встать, придерживаясь за какую – нибудь опору или с помощью мамы (другого ребенка — по-старше). Ноги должны быть прямыми (скрестно, стоять надо на наружных краях стоп. Так же сесть; тяжесть туловища равномерно распределяется на обе ноги, на наружные края стоп.

«Кто быстрее спрячет простынку?»

Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Оборудование: простынки длиной 50—60 см (по числу игроков, стулья.

Содержание игры. Ребёнок и мама садятся на стулья. По сигналу папы ребёнок и мама начинают собирать простынку пальцами ног. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт её под стопы.

«Донеси платочек»

Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.

Оборудование: платочки (по числу игроков, стулья.

Содержание игры. Ребёнок и родители садятся на стулья с одной стороны комнаты. У каждого участника под ногами платочек. Нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположной стороны. То же самое повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто быстрее донесёт платок, ни разу не уронив его.

«Танец медуз»

Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.

Оборудование: прозрачные газовые платочки (по числу участников, стулья.

Содержание игры. Ребёнок и родители сидят полукругом на стульях, пальцами стоп удерживая платочек. Каждый игрок подбрасывает платок одной стопой, ловит другой (танец медуз). Выигрывает тот, кто наибольшее время удержит платок без падения. Победитель может определяться по наибольшему количеству раз подбрасываний и ловли платка.

«Пройди, не ошибись»

Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Оборудование: шнур (лента, длинный шарф, черта).

Содержание игры. Ребёнок и родители проходят по линии на полу (наклеен малярный скотч, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно, спиной вперёд.

«Ловкие ноги»

Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.

Оборудование: мячи.

Содержание игры. Ребенок и родители садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами — мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его в сторону, передавая следующему игроку (маме, папе, брату, сестре) и обратно.

«Перенеси палочку»

Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.

Оборудование: деревянные карандаши (попрыгунчики, крышки)

Содержание игры. Ребенок и родители сидят на полу рядом стоит лоток, справа и слева от которого разложены по 6—8 палочек. По сигналу мамы надо переносить палочки в лоток.

Методические указания. Игра заканчивается, когда все палочки уложены в лоток. Фиксируется время.

«Резвый мешочек»

Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Оборудование: веревка с небольшим грузом на конце (мешочком, наполненным песком, просто верёвочка, скакалка….

Содержание игры. Водящий стоит посередине перед участниками. Он вращает верёвку с грузом на конце. Участники следят за верёвкой и при её приближении стараются перепрыгнуть через неё.

«Неподвижная скакалка»

Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Оборудование: скакалка (резинка).

Содержание игры. Натянуть и укрепить скакалку на высоте 5 см от земли.

Вариант 1. Перешагивать через скакалку в одну и другую стороны.

Вариант 2. Перепрыгивать через скакалку обеими ногами.

Вариант 3. Перепрыгивать через скакалку с одной ноги на другую.

«Ловкие ноги»

Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Оборудование: гимнастические палки (подушка, платочки.

Содержание игры. Родители и ребёнок сидят на полу, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. Справа у палки носовой платок. Необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки (подушки) и не уронив платка. Правая нога возвращается в и. п. Затем то же самое выполнить левой ногой. Повторить 2—4 раза, последние 2 раза переносить обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто не задел платком палки и не уронил платок. При выполнении упражнения ребенок приговаривает:

Я платок возьму ногой,

Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю.

Палку я не зацеплю.

«Веселая дорожка»

Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.

Оборудование: резиновые массажные коврики 30x30 см.

Содержание игры. Массажные коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка. Выбирается водящий (мама, который первым прыгает с коврика на коврик, папа и ребёнок следуют за мамой, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

«Кто дальше пройдёт по дорожке»

Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.

Оборудование: резиновые массажные коврики 30x30 см.

Содержание игры. Даётся задание, например: «По дорожке ты шагай, чётко фрукты (овощи, имена) называй». По сигналу ребёнок (мама, папа) начинает перешагивать с коврика на коврик и на каждый шаг называют один из фруктов. Выигрывает тот, чья дорожка окажется длиннее (кто дальше уйдёт от линии старта).

«С кочки на кочку»

Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.

Оборудование: резиновые массажные коврики 30x30 см.

Содержание игры. Ребёнок стоит с одной стороны комнаты. Мама раскладывает на полу массажные коврики на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу ребёнок переходит на другую сторону комнаты, переступая с коврика на коврик.

Публикации по теме:

Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Фото отчет занятия по ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физкультура дает возможность оказывать, общеукрепляющие.

Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия»Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия» Во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровью дошколят. Растить детей здоровыми,сильными,эмоциональными.

Консультация для родителей «Профилактика коронавируса» Консультация для родителей «Профилактика коронавируса»Коронавирус – это целое семейство вирусов, которое включает более 30 видов. Виды объединены.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а.

Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ»Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ» Самое большое испытание для родителей – это болезнь их ребенка. Поэтому самое важное для любой семьи сохранение и укрепление здоровья их.

Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников«Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников« Консультация для родителей "Здоровые ножки" У 65 % дошколят плоскостопие. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата оказывают негативное.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Профилактика плоскостопияПрофилактика плоскостопия Профилактика плоскостопия. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные.

Упражнения для стоп — профилактика плоскостопия Свод стопы формируется у детей 3–4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6–7 лет даже у здоровых детей. Поэтому.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и в семье» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Кузнецова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и в семье»
Опубликовано: 2 января 2022 в 23:49
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД