Папки-передвижки

Консультация для родителей «Приобщение детей к художественной литературе»

евгения шкантова
Консультация для родителей «Приобщение детей к художественной литературе»

Книга — это волшебница.

Книга преобразила мир.

В ней память человеческого рода,

она рупор человеческой мысли.

Мир без книги — «мир дикарей»

Н. И. Морозов.

В настоящее время, возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге.

Не для кого не секрет, что дети-дошкольники, впрочем, как и их родители, предпочитают книге телевизор, компьютер, планшет и прочие гаджеты, которые во многих случаях не могут заменить книгу

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.

Публикация «Консультация для родителей „Приобщение детей к художественной литературе“» размещена в разделах

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Ирина Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.

Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

Основной целью при ознакомлении детей с художественной литературой является - воспитание в дошкольнике грамотного читателя.

Понятие "грамотный читатель" включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность. Ребенок, приученный слушать и анализировать художественные произведения, отличается высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в первую очередь необходимо оборудовать книжный уголок. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. В книжном уголке нужно периодически менять материал (литературу, картины, портреты, учитывая связь с воспитательно-образовательной работой в группе). Так же организовывать тематические выставки. Тематику выставок можно связывать с предстоящим праздником, с юбилеем писателя или художника иллюстратора и т. п. Рядом с книжным уголком должна находиться «Книжная мастерская». Там находится материал для ремонта книг. Дети самостоятельно будут отбирать книги, нуждающиеся в ремонте, и чинить их. Создание такой мастерской помогает прививать детям бережное отношение к книге.

Огромная роль в приобщении дошкольников к художественной литературе принадлежит игре – важнейшему для них виду деятельности. Использование дидактической игры в работе по ознакомлению с художественным произведением помогает развитию эмоциональной сферы и кругозора детей, поддерживает активный интерес к литературным произведениям. Это дает основу для самостоятельности, творческой активности. Настольно-печатные дидактические игры — интересное занятие для детей. Много радости доставляет детям игра в детское домино «Герои сказок», составление разрезных картинок (пазлов) с изображением сюжета из знакомых детям сказок. Также дидактические игры: «Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?», «В мире сказок», «Вспомни прозвище», «Отгадайте название русской народной сказки по иллюстрации», «Сказочные клубочки», «Скажи наоборот». Игра «Скажи наоборот» закрепляет знания об антонимах, учит концентрировать внимание. Называются слова с противоположным значением, и по этим словам нужно угадать настоящее название сказки: «Мышь в лаптях»«Кот в сапогах», - «Рассказ о простой курочке»«Сказка о золотом петушке», - «Один из Молоково»«Двое из Простоквашино», - «Знайка в лунной деревне»«Незнайка в Солнечном городе», - «Суп из молотка»«Каша из топора». В своей работе мы должны использовать малые фольклорные жанры, они обогащают образную сторону речи детей. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. Предлагается отгадать загадки, вспомнив героев любимых сказок. При загадывании загадок можно использовать мультимедийную презентацию. В работе с детьми, по приобщению к художественной литературе, немаловажную роль играет сказка. Дети с удовольствием слушают сказки. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Для придумывания сказок вместе с детьми, можно использовать такие методы: «Салат» из сказок, продолжение начатой сказки, сказки «наизнанку», сказки по-новому. Эти методы помогают по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Предлагается попробовать сочинить сказку по-новому. Нужно вспомнить одну из известных сказок. Можно оставить прежних героев, но добавить к ним хотя бы один новый персонаж, или привнести новую информацию. Сказка выбирается по усмотрению. Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценировка. Нужно привлекать детей к участию в драматизации. Используйте такие виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Предлагается разыграть сценку без предварительной подготовки в виде пантомимы. Пантомима – театральное представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Сценка «В магазине». Роли: продавец, женщина с ребенком, старый дедушка в очках, мальчик воришка, свидетель воровства, полицейский. Разыгрываемая ситуация: дедушка забыл на прилавке кошелек. Можно применять игру «Расскажи стихи руками». Дети любят повторять движения за взрослыми, на чем как раз и основывается принцип игры. Такие стихи можно использовать, как небольшую разрядку на занятиях, так и в качестве воспитательного момента: старайтесь подбирать стихи на определенные темы, чтобы заучивая слова с движениями, дети запоминали как надо, к примеру, вести себя в той или иной ситуации. Также развитию детей в области литературы способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины. Так в детском саду в рамках экологической акции «Отдадим книгу в добрые руки», цель которой подарить вторую жизнь прочитанным книгам, можно провести театрализованное мероприятие «Книга – лучший друг». Детям и гостям может быть представлена презентация «Как делают книги».

Знакомство детей с художественной литературой, дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. С родителями проводите индивидуальные беседы, консультации. Вовлекайте родителей в оформление информационного пространства в группе. Так родители со своими детьми могут изготовить книги-самоделки. Можно предложить изготовить развивающую книгу своими руками. Для этого приготовьте например странички (внутри синтепон, сверху чехлы из ткани, вам нужно их оживить). На первой страничке появится «Улитка». Из цветных лоскутков вырезаем круги, разных размеров, в центре делаем отверстие. На страницу пришиваем пуговицу, одеваем на нее круги. На другой страничке появится «Цветик-Семицветик». К каждому лепестку пришиваем липучку, и набиваем разными наполнителями. На третьей страничке появится «Веселый счет». Из цветных лоскутков вырезаем шары, рисуем на них цифры от 1 до 5, пришиваем липучки и ленточки.

Итогами нашей работы, по данной теме, могут быть следующие результаты: - в группе появятся соответствующие условия для развития интереса и любви к книге, созданы книжные уголки, постепенно пополняется книжный фонд; - у детей появится постоянный интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного; - дети узнают многие литературные произведения; - родители станут активными помощниками, участниками совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению»Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению» Все реже можно увидеть детей дошкольного возраста с книгой в руках. Ребята предпочитают игры и просмотр мультипликационных фильмов в сети.

Консультация для родителей «Приобщение детей в семье к здоровому образу жизни»Консультация для родителей «Приобщение детей в семье к здоровому образу жизни» К осеннему дню здоровья. Консультация для родителей "Приобщение детей в семье к здоровому образу жизни". Что могут сделать родители для.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

НОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗНОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗ Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая.

Образовательная ситуация по формированию у детей интереса к художественной литературе на примере творчества В. Сутеева Игровая образовательная ситуация в старшей логопедической группе "По следам Кляксы" Дети вместе с воспитателем хотят отправиться в музыкальный.

Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы Черепановой Ольги Петровны на 2022г. – 2023 г. Тема: «Приобщение дошкольников к художественной.

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДОПриобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Приобщение детей к художественной литературе»
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 11:49
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Приобщение детей к художественной литературе»» (включая файлы) размещена пользователем евгения шкантова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД