МААМ-картинки

Консультация для родителей «Принципы воспитания»

Иванова Людмила Викторовна
Консультация для родителей «Принципы воспитания»

Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости.

Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что "все должно быть для него". За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом- пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку, избегайте крайностей любви к ребенку.

Публикация «Консультация для родителей „Принципы воспитания“» размещена в разделах

Принципы воспитания — это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер.

Принцип единства, целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс. Из него вытекает требование многосторонности воздействия на личность через систему целей, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, разнообразие направлений, обеспечивающих богатство его содержания, а также требование необходимости применения комплекса соответствующих методов и воспитательных средств. Нельзя, например, ограничиться методом убеждения и вовсе отказаться от использования принуждения, хотя и его роль нельзя абсолютизировать. Этот принцип предполагает не изолированное, а комплексное применение всех составляющих, всех звеньев многогранного воспитательного процесса.

Похвала и награда

Всегда давайте детям знать, когда вы ими довольны. Забудьте о сладостях, игрушках, поощрениях вроде похода в аквапарк — это уместно, но это не главное. Главное — любовь, внимание к ребенку, высказанная вслух декларация того, что он ведет себя исключительно хорошо, что вы им очень довольны.

Не скупитесь на объятия — для детей важны тактильные ощущения.

Еще одна очень эффективная и очень любимая детьми система поощрений — «звезды» или «ордена», которые ребенок получает за хорошее поведение или за какие-то успехи.

Звезды можно клеить на условный «табель», который можно повесить на холодильнике. Визуальное признание успехов ребенка — замечательный стимул вести себя еще лучше.

Последовательность

Правило — это закон. А законы в любом государстве работают всегда, независимо от погоды, экономической ситуации или вашего настроения. Точно так же должны работать и правила поведения в вашей семье.

«Нельзя» — это железобетонное «нельзя», которое не подлежит обсуждению. Какими бы ни были ваши законы — не трогать родительские смартфоны, не пить газированные напитки, не выходить на дорогу на даче без сопровождения, не смотреть телевизор перед сном, — о них должны быть поставлены в известность все, кто заботится о ребенке.

Бабушки-дедушки, няни, воспитатели — все должны понимать, принимать и придерживаться всех ваших «нельзя» и «можно».

Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их!

Вы не должны говорить свысока с детьми. Они не уважают людей, чувствующих свое превосходство только потому, что они гораздо старше. Вы должны заработать их уважение. Просто прислушивайтесь к ним. Развивайте в себе выдержку и не пытайтесь воздействовать на них авторитарными методами. Дайте детям возможность говорить о своих желаниях. А затем объясните им, почему вы не можете удовлетворить тот или иной их запрос. Главное, что от вас требуется, - это слушать своих детей. Дети достаточно открыты и сами расскажут о себе.

Режим

Ребенок лучше себя чувствует и увереннее идет по жизни, когда определенные вещи на протяжении его дня случаются в одно и то же время. Это правильно, кроме того это удобно — внутри четко расставленных временных рамок и вы, и ребенок можете чувствовать себя совершенно свободно. Так легче планировать жизнь!

Формировать режим лучше, основываясь на времени принятия пищи и отбоя-подъема. Сначала установите удобное время подъема и отхода ко сну в вашей семье. Затем — закрепите время завтрака, обеда, полдника, ужина.

Придерживайтесь этого режима — уже одного этого правила достаточно, чтобы решить актуальную во многих семьях проблему ночного детского сна, бесконечных гиперактивных вечеров и невозможности поднять ребенка с утра и отвести в сад вовремя.

Всегда предоставляйте детям свободу выбора, чего бы это ни касалось!

Давайте детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать своё мнение при принятии решений по разным вопросам и, более того, предоставляйте им несколько возможностей для выбора.

Но вначале вы должны «проигрывать» с ними ситуацию. Например: «Когда я был в таком возрасте, как ты сейчас, я сделал то-то, произошло то-то. А как ты собираешься действовать в таком случае?» И то, что они будут делать, приблизительно совпадает с тем, что предложили бы вы. Вы можете сесть рядом и сказать: «Знаешь, у меня сегодня был трудный день, и мне очень нужна твоя помощь, потому что я измотана до предела. Так что если ты толкнешь меня, я закричу. Ты ведь не любишь, когда я повышаю голос, да я и сама терпеть не могу кричать. Так вот предлагаю тебе: ты мне поможешь, а когда мы все закончим, пойдем и съедим по мороженому». Кстати, никогда не забывайте своих обещаний!

Рамки

Многие родители полагают, что ребенок сам должен знать, что ему можно, а что — нельзя. Это большая ошибка! Ребенку все надо рассказывать и объяснять.

Он должен знать, где стоит граница «хорошего поведения». После чего начинается плохое поведение — и он будет наказан.

Например, допустимо общаться за столом, но бросаться едой недопустимо — за этим следует наказание. Допустимо играть с детьми в активные игры, но драться — нельзя. И так далее.

Рамки ставите вы, вы же обязаны рассказать о них ребенку. И он должен понимать, на что он идет, если решит за эти рамки выйти.

Помогайте детям принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины.

Вместо запрета лучше скажите своему ребенку: «Объясни мне, почему ты хочешь это сделать. Как ты думаешь, что из этого получится? Давай проиграем ситуацию. Как ты полагаешь, что случится, если ты поступишь так?» Когда ребенок расскажет вам, что, по его мнению, произойдет, спросите: «Хорошо, что ты будешь делать в таком случае?» И он поведает вам о своих действиях.

Вы должны вести себя именно так, в противном случае он устранится от общения.

Определяя для детей границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию. Давайте выход их чрезмерной физической энергии. Учитывайте эту необходимость в любой ситуации. Позвольте ребенку самому устанавливать границы действия, а не наоборот. Даже попросите ребенка об этом. Вы будете приятно удивлены, когда узнаете, на что способен ваш ребенок.

Дисциплина

Установить рамки без дисциплинарных наказаний невозможно. Наказания, как и непослушания, могут быть разные по силе. Это может быть строгий голос или приказ сесть и не говорить ни слова в течение двадцати минут, это может быть лишение какой-то привилегии на неделю (вроде прогулок на роликах перед ужином).

И еще, важное: наказания — это не угрозы, это действие. Если вы по десять раз говорите ребенку «ну все, еще раз это сделаешь — и ты сегодня без мороженого», он пять минут ведет себя нормально, а потом снова шалит. Тогда вы снова угрожаете, он снова шалит, и так до бесконечности.

В итоге, он получает мороженое, потому что вам его почему-то жалко — он не будет вас уважать, и больших успехов в воспитании вы не добьетесь.

Предупреждения

Предупреждения — очень важная часть общения с ребенком. Предупреждения дают малышу информацию, они также дают ему возможность принять решение и изменить свое поведение.

Предупреждения бывают двух видов. Есть «добрые» предупреждения — это фразы вроде «так, поторопись, мы выходим уже через десять минут, а ты до сих пор не одет» или «дорогой, через полчаса ужин, время собирать игрушки». Эти предупреждения не вызывают в малыше чувство тревоги. Они просто дают ему знать, что будет дальше.

Предупреждения бывают и «дисциплинарные». Если ребенок ведет себя плохо, не стоит наказывать его сразу, ему надо дать возможность исправиться. Вначале сделайте ему замечание — «Не груби сестре, так нельзя». Затем предупреждение — «Если ты скажешь сестре еще одно грубое слово, ты будешь наказан. Возьми себя в руки и говори вежливо». И уже после этого — наказание.

Такая последовательность вашего поведения приведет в итоге к тому, что наказаний в вашей семье почти не будет. Вы будете ограничиваться предупреждениями.

Очевидное-и-вероятное

Дети не рождаются с пониманием того, что хорошо, а что плохо. И с ними, в отличие от взрослых, идеально работают банальные истины, очевидные вещи, изложенные простым языком — как для агит-плаката.

Сильные должны защищать слабых. Природа прекрасна и удивительна — посмотри, какое голубое небо, какая зеленая трава, как красиво на ней выглядят ярко-красные маки. Мы должны помочь бабушке — посмотри, какая она старенькая, и какая тяжелая у нее сумка. Правильные девочки всегда убирают в доме, и в своей комнате — девочки должны быть опрятными. Пойди помоги папе собрать дрова — настоящий мужчина обязан уметь разжечь костер для шашлыка. Дорогая, у мамы сегодня болит голова, давай будем вести себя тихо, она должна отдохнуть, мы в семье заботимся друг о друге.

Самообладание

Как бы плохо ни вел себя ребенок, главарь стаи — вы, родитель. Не выходите из себя и сохраняйте спокойствие. Говорите спокойно и строго. Никогда не кричите.

Как вы скажете — так и будет. Он выбирает шалить — значит, он будет вами наказан. И так будет каждый раз, после каждого ослушания.

Ледяной спокойный голос сначала будет бесить вашего маленького манипулятора. Затем он просто будет стараться его избегать — ведь за этим голосом следует наказание!

Гуманизм и нравственность

Гуманизм в воспитании проявляется через веру в возможности ребенка. Необходимо проявлять интерес к жизни воспитанника, уважать личность ученика, стремиться найти «общий язык». Важно принимать равенство ребенка и взрослого педагога в духовном смысле, воздерживаться от самоутверждения за счет воспитанника.

Принцип обусловлен, наличием положительных задатков в каждом человеке, которые следует развивать. Опытный учитель, активно использует гуманизм, не скупясь на похвалу и добрые слова. Своим поведением учитель внушает ученику уверенность, создает атмосферу сотрудничества, способствует развитию обучаемого.

Гуманизм не исключает требовательности, а дополняет ее. Сочетание уважения и строгости - важное условие развития личности ученика, решения педагогических задач, возникающих в процессе.

Ответственность

Ребенок растет — должны расти и его домашние обязанности. С малых лет у ребенка должна быть своя домашняя работа.

Доверяя ему какое-то дело, вы укрепляете в нем, во-первых, уверенность в себе, во-вторых, старание и ответственность за выполнение какой-то задачи.

Давайте ему работу, исходя из его возраста и способностей. Не нужно поручать ему решение вопроса, который изначально обрекает его на неудачу.

Пятилетний ребенок не сможет почистить унитаз, но замечательно справится с вытиранием пыли. Девочки очень любят помогать мамам на кухне — они всю жизнь потом вспоминают, как мама давала им емкость с тестом для кексов, и они раскладывали его ложкой по формам.

Пусть неуклюже, пусть чересчур медленно — хвалите своего маленького помощника, подбадривайте его, и старайтесь не мешать. Поверьте, он справится.

Активная деятельность

Важно понимать, что процесс опирается на активную совместную деятельность воспитанников и педагога. Такой подход наиболее результативен.

Эффективно именно сочетание деятельного руководства с активностью воспитанников. Развитие личности всегда опирается на активную деятельность.

Право на отдых

Каждому члену вашей семьи нужна релаксация. Включая вас и вашего ребенка. Вам, как маме, нужно побыть самой, со своими мыслями, почитать любимый журнал или книгу, посмотреть фильм, вам также нужно время наедине с мужем.

Ребенку тоже нужен отдых — насыщая его жизнь кучей развивающих курсов, занятий, факультативов, кружков, секций, — вы лишаете его счастья.

В вашем дне должны быть минуты абсолютного покоя — вы можете спокойно гулять в парке, смотреть на звезды в телескоп с балкона, или читать ему вслух книги перед сном. Счастье созерцательного релакса важнее, чем айкидо и макрамэ.

Семья- это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастья!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Поощрение или наказание в процессе воспитания ребёнка» Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало.

Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания»Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания» Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей «Любовь к животным как форма воспитания»Консультация для родителей «Любовь к животным как форма воспитания» Творятся в мире Чудеса - Сегодня днем Я встретил пса! Красивого, Огромного, Совсем-совсем Бездомного! И я привел его Домой, Кормил Вареной.

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Консультация для родителей «Общие правила воспитания гиперактивных детей» «Ребенок – зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания»Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, достойными людьми нашего общества. Мы.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Консультация для родителей «Секреты воспитания детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания детей» Если вы заметили, что поведение ребёнка изменилось, да не в лучшую сторону, надо искать причины, исправлять ситуацию. Надо обязательно заниматься.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Принципы воспитания» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Иванова Людмила Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Принципы воспитания»
Опубликовано: 5 сентября 2023 в 14:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД