Лучший педагог года

Консультация для родителей «Подготовка детей среднего дошкольного возраста к обучению грамоте»

Светлана Клавкина
Консультация для родителей «Подготовка детей среднего дошкольного возраста к обучению грамоте»

Система работы по подготовке детей 4—5 лет к обучению грамоте

включает:

ознакомление с терминами «слово» и «звук»;

знакомство с протяженностью слова и делением его на части;

формирование правильной артикуляции;

развитие у детей фонематического восприятия, умение выделять

звуки в слове.

Ознакомление с терминами «слово», «звук», с протяженностью слова и

делением его на части.

Публикация «Консультация для родителей „Подготовка детей среднего дошкольного возраста к обучению грамоте“» размещена в разделах

Осуществляя работу по подготовке к обучению детей грамоте,

необходимо предварительно познакомить их с терминами «слово» и «звук»,

так как правильное понимание этих терминов поможет им в дальнейшем

осознать звуковой и слоговой состав слова.

Однако следует подчеркнуть, что введение данных терминов в детскую

речь не должно осложняться подробным раскрытием понятий. Задача

взрослого — помочь ребенку правильно употреблять их при речевом

общении. Для этого можно использовать примеры из художественной

литературы, в которых акцентируется внимание на значение слова, его

смысловой и звуковой стороны.

И вперед поскакал Айболит,

И одно только слово твердит:

Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!

К. Чуковский

Во многих сказках («Горшок каши», «По щучьему велению», «Али-

Баба и сорок разбойников» и др.) действия героев зависят именно от

произнесения в нужный момент какого-то определенного слова. Многие

детские писатели (А. Барто, Е. Чарушин, В. Осеева, Е. Благинина, Л.

Пантелеев, Л. Первомайский, Л. Куклин, А. Шибаев и др.) термин «слово» и

«звук» используют в названии своих произведений («Игра в слово», «Честное

слово», «Трудные слова», «Прислушайся к слову», «Волшебное слово»,

«Звук заблудился» и др.) или в увлекательной форме сообщают о них в

самом произведении:

Поиграем-ка, ребята, со звуком [р] : «ПеРвоклассник», «Ребенок»,

«ДоктоР».

При ознакомлении детей с терминами «слово» и «звук» можно использовать разнообразные игры, сюжеты которых зависят от правильного

употребления отдельных слов и звуков. Например, в играх «Испорченный

телефон», «Эхо» ребенок шепотом передает другим детям определенные

слова. По ходу игры один из детей может не услышать какие-то звуки или

заменить их, образуя другое слово (кит — кот, Анна — ванна и др.). В играх

«Фанты», «Черное — белое», «Краски» содержатся определенные слова,

которые играющий не должен произносить (или, наоборот, должен) и т. д.

Усвоению терминов «слово» и «звук» помогают и такие игры, как

«Закончи слово», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Подскажи

Петрушке звук», «Угадай, какой звук я не произнесла», «Скажи, как я» и др.

Можно подобрать различные считалки, потешки, состоящие из двух-четырех

рифмованных строчек. Читая их детям, следует не договаривать последнее

слово или последний звук:

Поскорее наливай

Мне в стакан горячий. (чай).

У меня пропал носок,

Утащил его. (щенок).

Не будильник, а разбудит,

Запоет — проснутся люди.

На головке гребешок

Это Петя —. (петушок).

В квартире зазвонил телефо. (н).

Для поддержания интереса к звучащему слову можно использовать и

другие упражнения, например:

придумай к картине название, состоящее из одного слова;

каким словом можно сказать про то, что делает. (кошка, ветер

и др.);

о чем можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, красная

(косынка, узкая (лента) и т. д. ;

какими словами можно сказать про. (маму, солнышко, лис

точек и др.).

Можно предложить детям нарисовать различные предметы, которые

обозначаются определенными словами, и тем самым помочь им правильно

понять значение терминов «слово» и «звук».

Когда дети овладеют терминами «слово» и «звук», можно перейти к

играм и игровым упражнениям, Это задание на вслушивание в звучание слов,

которым даются «звуковые» характеристики (шуршащие, звонкие и т. д.) :

шшаарр, жжууррччиитг, ззввеенниитт и др. Такой способ произнесения

помогает дошкольнику расчленить слово на звуки и уточнить звуковой

состав слова. Необходимо обращать внимание детей на то, что по звучанию слова

бывают разные: тихие (суп, котик, звонкие (зонт, золото, громкие

(грохочет, рычит).

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Жужжит над жимолостью жук,

Зеленый на жуке сюртук.

Так дети узнают: слова звучат потому, что в них есть звуки.

Помогает закрепить знания о сходных и разных по звучанию словах

пособие «звуковые часы». На часах нарисованы или наклеены разные

предметы, но два из них должны обозначаться короткими словами (жук —

лук, мак — рак, два — длинными (карандаши, Буратино, одно —

трехсложное (петухи, картина, два — двусложные (ваза, пила). Дети

выполняют различные упражнения на усмотрение воспитателя.

Например:

произнесите названия изображенных предметов, вслушиваясь,

как звучат слова;

найдите два слова-названия, сходные по звучанию (укажите на

них стрелками);

отыщите два названия, разных по звучанию.

«Звуковые часы» помогают также в определении протяженности слова:

найдите короткое и длинное слово.

Сравнивая короткие и, длинные слова, можно использовать хлопки,

шаги. Все это способствует дальнейшему усвоению полного слогового

анализа слова.

Формирование правильной артикуляции и развитие у детей слухового

внимания и фонематического восприятия

Основным упражнением для развития фонематического восприятия в

средней группе является узнавание звука в слове. Работа строится в такой

последовательности.

1. Повторяется артикуляция всех гласных, подчеркивается их звон-

кость, обращается внимание на то, что эти звуки «открытые», их можно

протягивать, пропевать. В начале каждого занятия обязательно повторяется

артикуляция тех гласных, которые затем дети будут угадывать. Это же

упражнение можно проделать с картинками на гласные звуки в начале,

середине и конце слова.

2. Закончив работу над артикуляцией гласных и узнаванием их в

слове переходите на артикуляцию согласных звуков. Сначала дается

артикуляция свистящих, а затем шипящих [ш, ж, ч, щ] и звука [р]. Артикуляция каждого звука связывается с упражнениями по узнаванию его в

слове.

Хорошим пособием для закрепления произношения звуков является

«волшебный кубик». На гранях кубика нарисованы цветовые сигналы звуков.

Ребенок бросает кубик, приговаривая: «Брошу кубик, посмотрю, и вам звук я

пропою». В зависимости от того, цветовой сигнал какого звука окажется

наверху, он называет соответствующий звук.

3. Особо серьезное внимание уделяется узнаванию согласных

звуков в слове, но сначала напоминается детям артикуляция звука.

Например: «Вспомни, как Язычок научился петь песенку водички — с-с-с,

как он пускал холодный ветерок. Споем все вместе песенку водички — с-с-

с». После этого можно перейти к узнаванию звука [с] в словах. Данное

упражнение можно проводить на слух и по картинкам.

Следует подчеркнуть, что в средней группе, выделяя из слова какой-

нибудь звук, нужно избегать слов с другими свистящими или шипящими.

Например, выделяя звук [с], нельзя давать слова, содержащие звуки [з, ц, ш,

ж, ч, щ], чтобы не было путаницы.

4. Опознаются оппозиционные звуки (согласный и смягченный

согласный) с напоминанием артикуляции обоих звуков и узнаванием их в

слове. Одним из игровых упражнений в работе над дифференциацией

оппозиционных звуков является раскладывание картинок по звукам.

Заключительный этап данной работы — придумывание слов на

определенные звуки. Красный цвет обозначает гласный звук, синий —

согласный, зеленый — смягченный согласный звук.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Конспект занятия по обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста «Звук [ж]»Конспект занятия по обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста «Звук [ж]» Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Программное содержание: • Познакомить детей с термином «звук». • Закрепление.

Консультация для родителей и воспитателей «Подготовка детей младшего дошкольного возраста к новогодним праздникам» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Скоро Новый год. Это конечно очень яркий и ожидаемый праздник. Конечно,дети его ждут больше всех. И мы,.

Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет»Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет» Ирина Боткарёва Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4-5лет. На.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Подготовка детей среднего дошкольного возраста к обучению грамоте»
Опубликовано: 28 апреля 2022 в 22:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД