Лучший педагог года

Консультация для родителей «Пересказываем вместе с детьми»

наталья немкова
Консультация для родителей «Пересказываем вместе с детьми»

Пересказ – это изложение своими словами прослушанного произведения. Он считается наиболее лёгким типом монологической речи. Пересказ помогает развить речь дошкольников, учит выделять главное из того, что услышали, отвечать на вопросы. Пересказ текста является важным умением, которое в первую очередь показывает, насколько хорошо ребенок может формулировать, анализировать, понимать услышанное произведение, а также – насколько у него развита речь.

Публикация «Консультация для родителей „Пересказываем вместе с детьми“» размещена в разделах

Умение пересказывать является важным фактором в подготовке к школьному обучению, ведь школьник при выполнении заданий должен передать своими словами услышанное от учителя или прочитанное в учебнике.

Те дети, с которыми родители занимаются пересказом произведений различного жанра, довольно хорошо умеют разговаривать, излагать свои мысли, выделяя из них главную, хорошо умеют отвечать на различные вопросы, запоминают образные слова и совершенствуют свое умение говорить на родном языке. Именно за счет такого развития эта категория детей – это творческие личности, которые зачастую используют в своих рассказах опыт, полученный ими в жизни.

Такое занятие как пересказ текста является творческим процессом, но при всем этом его особенностью является то, что повествование должно передавать замысел сюжета, без его изменения, передавая при этом и стиль текста. Поэтому в пересказе ни в коем случае нельзя допускать различных слов, выражений и оборотов, которые не присущи данному жанру, в котором создан «оригинал» текста. Прежде чем приступать к пересказу, нужно хорошо обдумать характер произведения и сделать детальный анализ.

Требования к литературному тексту для пересказа.

Для пересказа выбирают доступные по содержанию произведения, которые могут научить чему-то полезному, персонажи которых имеют яркие черты характера, а мотивы их поступков понятны ребенку. Сюжеты должны иметь четкую композицию и выраженную последовательность действий. Изложение должно быть достаточно динамичным, лаконичным и образным. Произведения нужно подбирать еще и такие, чтобы ребенок не только мог их пересказать, но и выразил свое мнение и понимание, что очень полезно для его развития в целом.

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Выбирают художественные произведения, написанные образцовым языком, без непонятных детям слов, без сложных грамматических форм. Необходимо учитывать также объем текста и его занимательность. Так, можно использовать для пересказа народные сказки, рассказы Л. Н. Толстого, Е. Пермяка, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Д. Ушинского, небольшие по объему.

Главным правилом для пересказа народной сказки является неторопливость в событиях.

Использовать разговорный язык можно в бытовых сказках и сказках о животных. Преимуществом пересказа сказок является то, что такие

произведения зачастую строятся на диалоге и прямой речи главных героев, и поэтому ребенок может очень хорошо раскрыть и передать смысл сказки и характеры ее героев. Ну а если речь идет о волшебной сказке, то не обойтись без таинственности, романтизма и, конечно же, некоей загадочности.

Обратите внимание детей на то, что сказки начинаются со «сказочных» слов: «жили - были», «в некотором царстве, в некотором государстве» и т. п.

Логичным завершением любой сказки является заключение, без него невозможно построить пересказ. Концовка должна быть такой, чтобы в непосредственной форме возвратить слушателя к обычной жизни повседневности из сказочного мира («И стали они жить поживать и добра наживать»).

Пересказ литературных произведений

Огромное влияние на развитие речи дошкольников имеет пересказ различных литературных произведений, ведь таким образом ребенка можно научить хорошо владеть родным языком, запоминать определенные слова и развивать собственную мысль и воображение. Рассказы этой категории дают возможность ребенку проявить тот опыт, который он уже имеет.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если

рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников

представления и простейшие понятия.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Факторы, облегчающие процесс овладения пересказом.

Подбор текста для пересказа - это еще не все. Чтобы ребенок хорошо понял произведение и смог нормально его пересказать, родители должны еще внятно и выразительно прочитать текст. А чтобы облегчить задание малышу, после того как произведение прочитано следует обсудить с ребенком его смысл, главные мысли и содержание. В такого рода беседе главными должны оставаться вопросы родителя, кроме этого беседа должна быть интересной ребенку, чтобы не ослабить интерес к самому пересказу.

Другим фактором является наглядность. Дети очень любят рассматривать иллюстрации к произведениям. Они помогают ярче представить героя произведения, последовательность событий. (Ярким примером служат сказки и картинки В, Сутеева.)

Следующий фактор - это создание наглядного плана, так называемой мнемотаблицы (от «мнемо»- память). Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев

сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Договоритесь с ребёнком, что будет обозначать каждый символ. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа.

Обучая детей пересказу с опорой на мнемотаблицы, мы готовим его к школьному обучению. Ребенок учится составлять план своего ответа.

Развивается самоконтроль и саморегуляция: ребенок следит за тем, что он уже рассказал и что ему еще предстоит рассказать.

Уважаемые родители!

Не забывайте, что главным условием общения и занятий с детьми является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняйте в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет ощущать интерес и поддержку с вашей стороны. Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Вы обязательно заметите улучшение состояния связной речи вашего ребёнка только при условии систематических занятий.

Публикации по теме:

«Играем вместе с детьми». Консультация для родителей«Играем вместе с детьми». Консультация для родителей Игра для ребёнка - это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы,.

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» Все дети, без исключения, любят играть. Родители поощряют самостоятельные игры детей,.

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» для группы раннего возрастаКонсультация для родителей «Играйте вместе с детьми» для группы раннего возраста Консультация для родителей " Играйте вместе с детьми" Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью,в которой проходит.

Консультация для родителей «Нескучные выходные вместе с детьми» Консультация для родителей «Нескучные выходные вместе с детьми» Все люди нуждаются во внимании, а особенно во внимании, любви и заботе нуждаются.

Консультация для родителей «Отдыхаем и играем вместе со своими детьми»Консультация для родителей «Отдыхаем и играем вместе со своими детьми» Наступают самые жаркие летние дни. Многие семьи отправились с детьми к морю на отдых. И если родители мудро и правильно организуют его,.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Пересказываем вместе с детьми» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем наталья немкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Пересказываем вместе с детьми»
Опубликовано: 18 марта 2024 в 04:48
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД