МААМ-картинки

Консультация для родителей «Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Умиджан Бижанова
Консультация для родителей «Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание ребёнка раннего возраста - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, в положении в пространстве. Сенсорное воспитание - направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Публикация «Консультация для родителей „Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени, зависит от уровня сенсорного воспитания детей, т. е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее сенсорное развитие с одной стороны, имеет самостоятельное значение так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе и для многих видов труда.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков). Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - развивает

наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - влияет на развитие словарного запаса ребёнка; Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников - педагогов и психологов института дошкольного воспитания - А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиным. Это изучение показало, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов выработанных обществом и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы, - это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, в области цвета - семь цветов спектра, белый и чёрный цвета. Усвоение представлений об этих разновидностях даёт возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно, называть, то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа выделения свойств различных предметов в самых различных ситуациях. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

В процессе умственного развития детей раннего возраста осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. Ребёнок в жизни сталкивается многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь, то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Основная задача ознакомления детей со свойствами предметов: - обеспечить накопление представлений о цвете, форме, величине предметов. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

Весь окружающий мир познаёт ребёнок с помощью органов чувств - зрение, слух, обоняние, осязание. Информация анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдаёт целостную картину. В то же время умение анализировать признаки каждого предмета - вес, цвет, запах, вкус, позволяет ребёнку научиться классифицировать объекты по форме, размеру и соответственно называть их. Поэтому сенсорное развитие, которое заключается в умении воспринимать отдельные признаки предметов, неразрывно связано и является основой развития мышления и речи.

Накопление сенсорных представлений не может быть обеспеченно путём ознакомления ребёнка лишь с 3-4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, белый, и чёрный, пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, три разновидности величины (большой, средний, маленький, то, по-видимому, нужно, чтобы у ребёнка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения. Поэтому, в программу систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить перечисленные выше цвета. Следовательно, рациональнее остановиться на восьми цветах, ознакомление с пятью фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и двумя величинами (большой, маленький).

В содержание сенсорного воспитания детей должно быть включено, прежде всего, выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без которого не могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств вначале, когда дети ещё не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идёт посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития детей усвоенными эталонами. Обучение должно включать формирование у детей обобщённых способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ведущей формой сенсорного воспитания является игра. При определенной системе проведения комплекса дидактических игр можно добиться эффективных результатов сенсорного развития детей раннего возраста. В играх, развивающих память, дети учатся устанавливать связь между предметами. Для того чтобы своевременно развивать у детей определённые качества внимания - целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность и способность управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребёнка.

Публикации по теме:

Особенности сенсорного воспитания детей младшего возраста В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Программой воспитания в дошкольном.

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания» Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания» Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование.

Консультация для родителей «Особенности воспитания детей 5-го года жизни» Особенности воспитания детей 5-го года жизни. Консультация для родителей. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает.

Консультация для родителей «Особенности воспитания детей 4-х лет» К четырем годам малыш заметно взрослеет, становится мягче и уступчивее. У него начинает, его чувства становятся более глубокими. Появляются.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаНа каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным.

Особенности сенсорного развития и воспитания детей младшего возраста ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Раннее детство – особый период становления органов, систем и, прежде.

Проект «Влияние сенсорного воспитания на развитие способностей детей младшего дошкольного возраста» Продолжительность проекта: сентябрь – май. Тип проекта: познавательно – игровой. Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели,.

Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста». Дошкольный возраст – этап активного.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Умиджан Бижанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 января 2019 в 10:27
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД