Лучший педагог года

Консультация для родителей на тему «Знакомство детей с национальным осетинским орнаментом»

Мадина Кайтукаева
Консультация для родителей на тему «Знакомство детей с национальным осетинским орнаментом»

Цель: поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству и обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев).

Культура – это процесс, в котором постоянно происходят изменения, развитие новых качеств и ценностей. Общество развивается, и культура изменяется, наследуя прогрессивные традиции прошлого. Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно прикладном искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации. Не случайно в последнее время приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям отводится важная роль.

Публикация «Консультация для родителей на тему „Знакомство детей с национальным осетинским орнаментом“» размещена в разделах

В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия осетинского народа. Народная мудрость, искусство, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективно для воспитания нравственных и эстетических основ каждого человека, каждой гармонически развитой личности. Воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.

Для всестороннего воспитания детей в национальных традициях необходимо на практике реализовывать методические приемы педагогической работы, перспективных планов и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Знакомство с данными материалами через интернет источники и экскурсии,национальными праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т. д.

Рассматривание с детьми национальных костюмов (русские,осетинские грузинские, греческие) и, несмотря на различия в покрое и материалах, костюмы разных народов имеют общие черты. Практически у всех народов одежда украшалась орнаментом.

Орнамент - древние заклинательные знаки - в большинстве случаев наносился по горловине, подолу и рукавам (то есть там, где в одежде открывался проем, «вход» к человеку, к его телу, служба дополнительной магической защиты от враждебных сил

Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства.

Орнамент нужен для украшения одежды, оружия, зданий, предметов быта. Орнамент определяется особенностями и традициями изобразительного искусства, культуры каждого народа, имеет ярко выраженный национальный колорит. Орнамент по -другому можно назвать, что это узор или украшение.

Долгие времена люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранялась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным.

Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его развития насчитывает тысячелетия, начиная с сарматских времен.

Виды орнамента :

- геометрический (точка, круг, линия, зигзаг)

- астральный (Изображение солнца в виде розетки, пяти-шести конечных звезд, кругов с отходящими лучами)

- животный (медведи, лошади, олени, бараны на нейтральном и на заполненном орнаментом)

Фигурками животных украшали пояса и головные уборы, оружие, использовали их в качестве застежек.

- растительный орнамент. (растительный орнамент используется отдельно и в сочетании с геометрическим или животным).

Аланская культура, сменившая сарматскую, носила яркий национальный характер. Широкое распространение у алан получают украшения женского туалета: серьги, гривна, нагрудные привески, флакончики, выполненные ажурно,со вставленными цветными драгоценными камнями в золотой оправе. Многим серьгам придавали форму виноградной лозы.

В поздней культуре алан широкое распространение получила вышивка золотом, серебром и шелком.

Платья покрывались сложным орнаментом, вырезанным из золоченной кожи в виде аппликаций. Ноговицы украшались узором, выложенным золотой тесьмой.

С XIV – XV века можно говорить о собственно осетинской культуре, как об уже сложившейся.

- Давайте вспомним наиболее распространенный элемент осетинского орнамента. Назовите какой? (Наиболее распространенными формами орнамента в позднейших осетинских вышивках являются – рогообразный и спиралевидный).

Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями. Растительный мотив редко встречается один; в сочетании с геометрическим и животным элементами он служит украшением не только вышитых изделий, но и разных деревянных и каменных предметов.

- Что украшали растительным орнаментом? (Женскую одежду).

- Правильно. А почему? (Растительный орнамент символизировал плодородие).

- Где встречается стилизованное изображение человека? (На надгробных памятниках).

Часто на могильных памятниках изображали надочажную цепь.

- Какой обычай связан у осетин с надочажной цепью? (У осетин существовал такой обычай: когда в семье умирали все представители мужского пола, хозяйка дома снимала надочажную цепь, которая у осетин, как и очаг, считалась священной, и шла на кладбище за покойником, опоясавшись ею. Это считалось высшей степенью скорби).

Предки осетин верили в существование всезнающих птиц – семурга и быдуырга. Семург смотрел в грядущее, а быдуырг – в прошедшее. Их изображали стоящими друг напротив друга или со сросшимся спинами и хвостами. Постепенно, потеряв первоначальный смысл, птицы становятся придатком растительного орнамента.

- Уважаемые родители, рассмотрите внимательно эти костюмы, их орнамент. Что между ними общего? (Использование животного и растительного орнамента. Размещение элементов орнамента вдоль выреза платья, на рукавах).

- Как вы думаете, почему? (Потому что все эти народы населяют Северный Кавказ, имеют схожую культуру).

- Верно. Все хорошо усвоили.

Давайте подведем некоторые итоги. Итак…

Культурное наследие того или иного народа едва ли может быть полностью освоено без изучения орнаментального искусства, созданного народом на протяжении его многовековой истории.

Осетинский народный орнамент является одним из богатейших и древнейших памятников народного искусства.

Многогранный и красочный орнамент осетинского народа развивался тысячелетиями и использовался для украшения предметов домашнего обихода, оружия, одежды, архитектурных сооружений, надгробных памятников.

Наиболее ценные памятники материальной культуры найдены на территории Северной Осетии, относятся к так называемой Кобанской культуре.

В Осетии в старину орнаментом украшали бронзовые, золотые и серебряные изделия, но и ткани, отделанные вышивками из золотых и серебряных ниток, а также разными галунами, тесемками, шнурами, которые плелись и ткались вручную.

Вышивкой и аппликацией украшались покрывала, мутаки, маленькие подушки, всевозможные сумочки, ружейные чехлы, черпаки и т. д.

Но особенно богато украшались золотым шитьем женские национальные, праздничные костюмы, которые являлись одновременно и свадебными.

Платья шились из бархата и шелка, реже из шерсти и украшались различными узорами из золотых и серебряных ниток.

Орнаментальной резьбой украшались в основном деревянные части дома: косяки, оконные наличники, балкончики, карнизы, столбы.

Осетинский народный орнамент не потерял свое практическое значение, он и в настоящее время с большим успехом может быть использован в архитектуре, в текстильной промышленности, в мебельном производстве, в рукоделии. Это замечательное культурное наследие может служить живым родником вдохновения для художников и зодчих Осетии.

Публикации по теме:

Беседа «Знакомство с элементами казачьей одежды и орнаментом в казачьих костюмах» (старшая группа)Беседа «Знакомство с элементами казачьей одежды и орнаментом в казачьих костюмах» (старшая группа) Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, культуре, традициях этого народа, расширять.

Конспект ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию «Украшение кабалая национальным орнаментом»Конспект ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию «Украшение кабалая национальным орнаментом» Тема: «Украшение кабалая национальным орнаментом» Цель: познакомить детей с кумыкским народным орнаментом. Обучающие задачи Упражнять в.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей в детском саду на тему: «Роль дидактической игры в обучении детей». Консультация для родителей в детском саду на тему: " Роль дидактической игры в обучении детей". Как известно, дидактическая игра одна из.

Консультация для родителей «Знакомство детей с удивительным миром цветов»Консультация для родителей «Знакомство детей с удивительным миром цветов» С целью закрепления знаний детей о растительном мире предлагаем вам поговорить с ребенком о том, какие изменения произошли в природе, какие.

Консультация для родителей «Знакомство дошкольников с библиотекой»Консультация для родителей «Знакомство дошкольников с библиотекой» Знакомство с библиотекой для дошколят – это открытие чего-то нового, интересного в их жизни. Приобщение к книге начинается с самого раннего.

Консультация для родителей «Знакомство ребёнка с природой» Природа это кладовая для обогащения детей. Мир природы - живой, изменчивый и разнообразный. С раннего возраста ребёнка окружает природа.

Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом»Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом» Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с национальным орнаментом».

Занятие: «Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра».Занятие: «Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра». Тема: " Табасаранские ковры ". Цель: Познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана - ручным ковроткачеством.

Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце)Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце) Одной из основных частей народного творчества коми в конце 19 – начале 20 веков был орнамент. Самое широкое воплощение орнамент нашел в.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей на тему «Знакомство детей с национальным осетинским орнаментом» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мадина Кайтукаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей на тему «Знакомство детей с национальным осетинским орнаментом»
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 20:27
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД