МААМ-картинки

Консультация для родителей «Скороговорки как один из способов развития речи детей»

Ирина Савченко
Консультация для родителей «Скороговорки как один из способов развития речи детей»

Правильная речь - важное умение. Современному человеку без этого навыка не обойтись. Поэтому одной из задач каждого родителя является научить ребенка правильно говорить. Хорошим подспорьем в этом станут скороговорки. Их нужно читать с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».

Публикация «Консультация для родителей „Скороговорки как один из способов развития речи детей“» размещена в разделах

Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной.

Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.

Что же такое скороговорка?

Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.

Когда уже можно начинать учить скороговорки?

Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.

Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.

Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

Выучить скороговорку. Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки. Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.

Правильная артикуляция. После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу. Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.

Шептание. Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произноситься чётко и разборчиво.

Медленное повторение. Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.

Интонационные изменения. Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.

Непосредственно скороговорка. И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т. д.

Скороговорки для детей на букву «р»

Это скороговорки, прорабатывая которые ребенок учится выговаривать звук «р». Из всех звуков, этот — самый сложный для ребенка. Чтобы его произнести, нужно задействовать не один, а сразу несколько участков языка.

«Бородатый барабашка барабанит в барабан.

«Бравый корнет взошёл на корвет, корнет с корвета шлёт всем привет.

«Грачиха говорит грачу: Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора

для укрепления пера!»

«Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рёва гром

притаился за бугром»

«Как на утренней на зорьке, два Петра и три Федорки, соревнуются с Егоркой

говорить скороговоркой»

«Круглов и Круглова крутили, крутили круглыми кружками круглые гири»

«Подорожник по дороге собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий подорожник подороже»

«Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе»

«Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»

«Ехал Грека через реку, Видит Грека – в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека – цап!»

«Три сороки-тараторки тараторили на горке»

«Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали»

«На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора»

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками - самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

«Испугались медвежонка ёж с ежихой и с ежонком,

стриж с стрижихой и стрижонком»

«У четырех черепашек четыре черепашонка»

«Четыре черненьких, чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж»

«На опушке в избушке живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, в каждом лукошке кошка, кошки в лукошках шьют старушкам сапожки»

«Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб»

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

«Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!»

«Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке»

Смешные скороговорки

Разучивая скороговорки, не стоит забывать и об их развлекательной функции. Даже взрослым порой забавно произносить некоторые труднопроизносимые фольклорные присказки:

«Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб»

«Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке»

«Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию»

«У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча»

«Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша»

«Мышка залезла под крышку, чтобы под крышкой сгрызть крошку,

мышке, наверное, крышка –мышка забыла про кошку!»

«Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей»

«Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок»

«Говорил попугай попугаю:Я тебя, попугай, попугаю.

Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай»

«Карасёнку раз карась подарил раскраску. И сказал Карась:

«Раскрась, Карасёнок, сказку! На раскраске Карасёнка –три весёлых поросё нка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!»

И последний совет родителям. Прежде, чем обращаться к логопедам, попробуйте позаниматься с ребенком самостоятельно. Это не займет у вас много времени, а пользы принесет гораздо больше. Ведь малышу гораздо интереснее проводить время с родителями.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу, как один из способов организации НОД с детьми»Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу, как один из способов организации НОД с детьми» Дорогие друзья и коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в Детскую музыкальную школу имени Н. Римского-Корсакова.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2)Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2) Хочу ещё раз обратиться к пособию, с которым ранее уже знакомила Вас – «Скороговорки в картинках». Работа с данным пособием организована.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 3). ИтогиПособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 3). Итоги Уважаемые коллеги, хотелось бы ещё раз обратиться к пособию для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках». О нём уже ранее шла.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Скороговорки как один из способов развития речи детей»
Опубликовано: 19 февраля 2022 в 18:53
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД