МААМ-картинки

Консультация для родителей «Ребенок меня не слышит»

Анастасия
Консультация для родителей «Ребенок меня не слышит»

“Ребенок меня не слышит…”

Часто бывает, что родители несколько раз обращаются к ребенку, а он как будто не слышит. Почему это происходит?

Основные симптомы этой проблемы проявляются в следующем: родитель чувствует, что ребенок как будто не реагирует на его вопросы, предложения, замечания, комментарии. Взрослые настойчиво и громко несколько раз повторяют свои слова, но ребенок либо «остается глух», либо реагирует только тогда, когда родители уже начинают «закипать» и переходить на крик.

Следует подчеркнуть, что «проблемной» эта ситуация выглядит в первую очередь для родителей, а не для детей.

Публикация «Консультация для родителей „Ребенок меня не слышит“» размещена в разделах

Именно взрослые первыми начинают чувствовать самые разные деструктивные эмоциональные состояния: растерянность, неуверенность, злость, отчаяние, бессилие и т. д. Некоторые родители настолько удивляются и пугаются подобных перемен в своем ребенке, что подозревают, что у него действительно снизился слух, и ведут его к врачу. Врач, осмотрев ребенка, как правило, не находит никаких нарушений.

Дети же поначалу не демонстрируют никаких негативных эмоциональных состояний. Взрослым иногда даже кажется, что дети над ними издеваются, специально делают им больно или хотят позлить. Взрослые начинают испытывать чувство обиды, подозревать детей в самых разных «нехороших» поступках и замыслах, чаще начинают проявлять агрессивную поведенческую тактику в общении с ребенком (повышать голос, говорить раздраженным тоном, оскорблять, боясь потерять контроль над ситуацией. Однако последствия некорректного общения и поведения родителей в подобной ситуации, безусловно, сказываются на психоэмоциональном состоянии детей.

В каком возрасте такое происходит и почему?

Ситуация, когда ребенок вас «не слышит», может возникнуть в любом возрасте, но наиболее часто это происходит в так называемых критических (переходных) возрастных периодах, когда психика ребенка перестраивается и становится очень чувствительной и ранимой. Причем в каждом возрастном кризисе имеется свое своеобразие, ребенок сталкивается со специфическими возрастными задачами.

Так, около 1 года ребенок открывает для себя новые горизонты и собственные возможности познания окружающего предметного мира, за которыми он может на время «потерять» взрослого (и не слышать его, его внимание привлекают яркие новые предметы.

В 3 года ребенок открывает для себя свое собственное Я, свой мир потребностей и желаний, который он противопоставляет миру взрослых. Тогда ребенок может капризничать, проявлять негативизм к любым (даже очень заманчивым) предложениям взрослых, пропускать мимо ушей их предупреждения и делать все прямо наоборот.

Но наиболее характерна обсуждаемая нами ситуация именно для кризиса 7 лет. Этот нормативный возрастной кризис называется кризисом «потери непосредственности». С какими проявлениями этого кризиса могут столкнуться родители? Это манерничанье, кривляние, подражание взрослым, а также — отсроченная реакция на обращение взрослых. Многие родители констатируют, что ребенка как будто подменили, он перестал быть таким естественным, отзывчивым и милым, как прежде, часто пропускает мимо ушей то, что говорят взрослые, приходится повторять ему по многу раз самые обычные требования — помыть руки, собрать портфель и т. п.

Что же происходит с ребенком? А происходит очень важное событие: ребенок начинает открывать для себя свой эмоциональный мир, мир переживаний. Если раньше он реагировал импульсивно и непосредственно на происходящее вокруг: упал, больно ушибся — плачет; принесли долгожданный подарок на день рождения — искренне радуется, прыгает до потолка; увидел живого слона в зоопарке — неподдельно удивляется, то теперь его эмоции выражаются не сразу. Ребенок может нацепить на себя маску равнодушия, даже если подарок долгожданный, на удивительные фокусы в цирке реагировать сдержанно.

Ребенок начинает исследовать и экспериментировать с собственными эмоциями и реакциями. Пока вы ждете конкретного ответа на свой вопрос или предложение, он действительно может быть увлечен другой проблемой, а может обдумывать то, каким голосом и с каким выражением лица стоит ответить на ваше обращение. Отсюда и отсроченные реакции во времени, и кажущаяся «глухота». Будьте уверены: чаще всего ребенок вас слышит, но он не может реагировать так же, как раньше, — импульсивно и непосредственно.

Еще один нюанс заключается в том, что подобное поведение наблюдается чаще всего относительно, казалось бы, привычных действий и требований, которые ребенок привык ранее выполнять (чистить зубы, одеваться, убирать игрушки и т. п.). И вдруг он как будто все «спускает на тормозах», приступает не сразу, тянет время, начинает заниматься другими делами.

Ошибки родителей

Самой распространенной ошибкой родителей в данной ситуации, когда ребенок «игнорирует» ваши вопросы, комментарии или требования, является попытка во что бы то ни стало добиться от него сиюминутного ответа. Родители начинают раздраженно повторять свои слова, кричать: «Ты что, оглох?» или «Я со стеной разговариваю?», начинают угрожать: «Если ты мне сейчас же не ответишь (если ты прямо сейчас не начнешь делать уроки, то я…» и т. д. В ответ ребенок еще больше закрывается, может убежать, заплакать, ответить тоже агрессивно.

В конце концов, родитель берет ребенка за руку и насильно заставляет его что-то делать или отвечать на вопрос. Все это сопровождается сильнейшими негативными эмоциями с обеих сторон. Взрослый может добиться подобным образом своей цели, заставить ребенка подчиниться в конкретной ситуации. Но конфликт повторится завтра, послезавтра и будет с каждым разом усугубляться. Такими насильственными и авторитарными действиями наладить взаимоотношения не получится.

Неадекватными и достаточно распространенными реакциями родителей на ситуацию, когда ребенок «перестает их слышать», являются также обида, обвинение в лени (неорганизованности, нечуткости, отказ от общения с ребенком (перекладывание этой функции на бабушку, ежедневные наказания за «неповиновение».

Многие родители пребывают в иллюзии, что ребенок должен всегда быть «настроен» на них, слышать только их, бросать свои занятия ради того, о чем просят родители. Взрослые очень часто, сами того не осознавая, нарушают личностное пространство ребенка, грубо врываются в него, не спрашивая, нужна ли их помощь или вопрос именно сейчас.

Все это приводит к подрыву доверительных отношений между взрослым и ребенком и может закончиться достаточно серьезными последствиями — от ежедневных конфликтов до возникновения стрессовых состояний и действительно отклоняющихся от нормальных форм поведения у ребенка.

Рекомендации родителям, как этого не допустить или исправить

Если ребенок «перестал вас слышать», это не значит, что он к вам плохо относится или отбился от рук. Помните, что это новая фаза его интеллектуально-личностного развития. Если вы заметили этот симптом, то думайте позитивно о тех процессах в психическом развитии ребенка, которые лежат за его проявлением, и примите эту временную особенность ребенка. Лучше всего на нее реагировать спокойно, не замечать.

Старайтесь не проявлять назойливость, не пытайтесь контролировать ребенка во всем. Не напоминайте ребенку о том, что он уже привык делать сам. Если все же необходимо на что-то обратить внимание ребенка, то говорите всегда доброжелательно, уверенно и один раз. Сейчас очень важно набраться терпения и ждать, и вы удивитесь, что через некоторое время без ваших напоминаний ребенок пойдет и помоет руки, соберет игрушки, съест ужин.

Установите зрительный контакт. Когда вы озвучиваете свою просьбу или зовете ребенка из соседней комнаты, то ему сложно это воспринимать. Подойдите к ребенку, присядьте на корточки или посадите его себе на колени, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне с глазами ребенка. Также можно взять его за руку, дотронуться до плеча, обратиться по имени. И только после этого начать разговор или озвучить просьбу.

Не пытайтесь настоять на своем. Больше инициативы отдавайте ребенку. Можно сказать: «Вижу, что ты устал (хочешь побыть один). Когда отдохнешь, мы можем обсудить с тобой наши планы на вечер (выходные)».

Уважайте занятия и интересы ваших детей!

Публикации по теме:

«Меня не выбрали», или «Почему мой ребенок не выступает на утренниках?» Каждый раз при подготовке к утреннику нам приходится решать задачи участия детей в сценарии. Логопедические дети в массовых группах, как.

Групповая консультация для родителей. «Воспитывайте меня в любви, красоте и терпении»Групповая консультация для родителей. «Воспитывайте меня в любви, красоте и терпении» Групповая консультация для родителей. Тема:"Воспитывайте меня в любви, красоте и терпении". Цель: Создать благоприятные условия для взаимодействия.

Консультация для родителей «Активный ребенок»Консультация для родителей «Активный ребенок» Ваш ребенок очень активно двигается,ему не усидеть на месте,как же направить эту активность и энергию на укрепление физического здоровья.

Консультация для родителей «Благодарный ребенок»Консультация для родителей «Благодарный ребенок» Каждый родитель хочет дать своему ребенку самое лучшее:образование,красивые вещи,привить правильные манеры. Но нередко отдавая своему чаду.

Консультация для родителей «Медлительный ребенок» «Дима, давай поторапливайся, а то мы опоздаем в детский сад» - уже третий раз просит мама, а он действуют все медленнее и медленнее. Знакомая.

Консультация для родителей «Мой друг у меня в гостях»Консультация для родителей «Мой друг у меня в гостях» Консультация для родителей «Мой друг у меня в гостях» Все чаще дети из-за невозможности или неумения общаться вживую, делают это в социальных.

Консультация для родителей «Ребенок дерется»Консультация для родителей «Ребенок дерется» Драка-это частый способ выяснения отношений среди детей и задача родителей воспитать у своего ребенка правильное отношение к агрессии. Но.

Консультация для родителей «Ребенок и книга»Консультация для родителей «Ребенок и книга» Ко дню детской книги на МААМКнига – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы,.

Консультация для родителей «Ребенок у телеэкрана» Телеэкран - плохой или хороший помощник? Телевизоры, прочно обосновавшиеся в нашей жизни, таят в себе как пользу, так и вред, особенно.

Консультация для родителей «Ваш ребенок и очки» Рекомендации родителям Ваш ребенок и очки Детские глаза – очень хрупкий и тонкий оптический инструмент. Ввиду того, что до определенного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Ребенок меня не слышит»
Опубликовано: 23 марта 2023 в 13:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Ребенок меня не слышит»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД