Лучший педагог года

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и почему ее важно развивать»

Кристина Федоровна Антипова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и почему ее важно развивать»

Предоставляю вашему вниманию консультацию для родителей на тему «Развитие мелкой моторики и почему ее важно развивать»

Цель консультации : выявить и раскрыть комплекс мер к отбору системы игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Задачи консультации :

Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики и почему ее важно развивать“» размещена в разделах

1. исследование развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

2. необходимость развития мелкой моторики у дошкольников.

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время занимает одно из важных мест в педагогической науке. Важным аспектом развития детей младшего дошкольного возраста является развитие мелкой моторики и координации движений.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» от 17 октября 2013 г., представлена в целевых ориентирах на этапе завершения до школьного образования «У ребенка развита мелкая моторика» [6, с. 33].

Развитие мелкой моторики стимулирует развитие мышления ребенка и является эффективным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Регулярные упражнения и игры с участием рук улучшают память и умственные способности ребенка, развивают мелкую моторику. Особое внимание педагогам дошкольного образования следует уделить методически правильному отбору игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Проблема развития мелкой моторики рук носит междисциплинарный характер. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что изучением данного вопроса занимались физиологи Владимир Михайлович Бехтерев, Николай Александрович Бернштейн, Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов, Мира Михайловна Кольцова. Педагоги Фридрих Фребель, Мария Монтессори, Василий Александрович Сухомлинский, Валерий Викторович Цвынтарный, Елизавета Ивановна Тихеева,и др.

Психологи Леонид Абрамович Венгер, Лев Семенович Выготский, Александр Владимирович Запорожец,Александр Романович Лурия и др.

Игры и упражнения как эффективное средство развития мелкой моторики детей и требования к их отбору рассматриваются в работах, Ольги Игоревны Крупенчук, Ольги Петровны Рожковой, Инны Евгеньевны Светловой, Веры Александровны Сонцевой и др.

Мелкая моторика рук играет важную роль в физическом, психическом и умственном развитии ребенка. Посредством прикосновения к предметам ребенок получает основную информацию об окружающем его мире.

Доминирующим фактором психофизического развития ребенка в младшем дошкольном возрасте является игра. Следовательно, особое внимание педагогам дошкольного образования следует уделить методически правильному отбору игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, учитывая при этом принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребенка. Одним из эффективных средств всестороннего развития ребенка является развитие мелкой моторики рук. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что у современных дошкольников наблюдается снижение уровня развития кистевой моторики, это сказывается на общем развитии ребенка.

Младший дошкольный возраст (3–4 года) – выделяется в возрастной психологии и педагогике как сензитивный период для развития всех психических функций. Доминирующим фактором психофизического развития ребенка в данном возрастном периоде является игра. В игровой деятельности происходит всестороннее развитие ребенка, в том числе и развитие мелкой моторики руки, способствующей развитию таких психических функций, как речь, мышление, память, внимание и воображение.

По мнению Сонцевой Веры Александровны Одним из эффективных средств развития мелкой моторики являются специальные игры и упражнения. Игра исторически является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, т. е. именно в игре ребёнок развивается всесторонне : осуществляется такое развитие как умственное, физическое, нравственное [5, с. 24]. Следовательно, организуя игру, мы способствуем всестороннему развитию и воспитанию детей. Через игры и упражнения ребенок получает большой запас знаний умений и навыков об окружающем его мире.

Как отмечает Нина Иосифовна Гуткина, ученый Мария Монтессори заметила связь между развитием моторики и речью детей, что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Биологами было выявлено и установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Психологи и детские педагоги настойчиво советуют родителям заниматься с детьми специальными упражнениями и играть в развивающие игры [7].

Например, игры с карандашами, шнурками, раскрашивание раскрасок, перебор крупы, складывание посуды, мелкого материала. Развитие мелкой моторики рук – это важный этап развития будущих способностей.

Александр Дмитриевич Гонев указывает на то, что исходя из общих целей воспитания и развития личности ребенка, в ходе коррекционной деятельности происходит соотнесение существующего уровня развития ребенка с предполагаемым, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности, определения этапов ее реализации, путей, способов и средств достижения предполагаемого результата [8].

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Все это - положительное воздействие на внутренние органы, иммуностимулирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, заряд положительных эмоций. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе.

Процесс развития мелкой моторики руки ребенка не может протекать стихийно, спонтанно. Для этого необходимо разработать целую систему, включающую в себя цель, задачи, игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие мелкой моторики рук.

При подборе игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста воспитателю необходимо учесть требования к их отбору.

По мнению Смирновой Елена Анатольевны требования к играм и упражнениям определенной направленности – это условия их организации, которые позволяют добиться лучшего эффекта от проведенной работы [4,с. 56].

В нашем случае – работы, обеспечивающей успешное развитие мелкой моторики руки ребенка. Самым важным дидактическим требованием является учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, интеллектуального, психического, социального и духовного развития. Индивидуальный подход воспитания ребенка должен основываться на знании особенностей данного возрастного периода. Учитывая возраст детей, педагог регламентирует учебную нагрузку и планирует свою работу.

Также кроме этого при проведении игр и упражнений следует учитывать ряд требований, которые работу по развитию мелкой моторики сделают успешной :

1) упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца. Соблюдение данного требования позволит избежать чрезмерного утомления ребенка от выполнения однообразных движений, будет способствовать более эффективному развитию мелкой моторики;

2) при проведении игр и упражнений необходимо задействовать все пальцы рук, потому что на кончиках каждого пальца расположено большое количество рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему;

3) игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук должны решать и воспитательные задачи. Они должны быть направлены на развитие и воспитание у детей усидчивости, выносливости, аккуратности;

4) игрушки, используемые в играх и упражнениях детей младшего дошкольного возраста должны соответствовать должны подбираться с учетом особенностей данного возрастного периода. Для детей этого возраста не подойдут игрушки с многочисленными деталями, потому что ребенок еще не сумеет составить из них конструкции или вообще потеряет интерес к этой игре из-за чрезмерной сложности. Игрушка должна соответствовать интересам ребенка [2, с. 98].

Проводя игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста педагог дошкольного образования может использовать следующие методические приемы:

1) перед выполнением упражнения ребенку необходимо объяснить, как его выполнять и показать положение пальцев и кисти. Постепенно необходимо перестать показывать способы действия и использовать только словесные указания и объяснения. Если ребенок совершает действия с ошибками, необходимо повторно показать ему правильный способ движения кисти и пальцев;

2) взрослому необходимо все свои действия проговаривать и озвучивать, сопровождать объяснениями, комментировать, корректировать словесной инструкцией. У ребенка дошкольного возраста развитие и совершенствование движений и двигательных навыков происходит на основе подражания. В развитии подражания велика роль речи и словесного объяснения взрослого. В 3-4 года ребенок, слушая словесную инструкцию взрослого, может переключаться с одного действия на другое. Следовательно, для того, чтобы ребенок младшего дошкольного возраста научился правильным способам движения, манипулирования одного лишь подражания и показа будет недостаточно;

3) в самом начале все упражнения выполняются в медленном темпе с объяснениями, показом, так чтобы ребенок мог усвоить правильные способы выполнения движений. Каждое упражнение выполняется с частотой от трех до пяти раз, сначала правой рукой, затем – левой и в завершение двумя руками. В случае, когда ребенок затрудняется самостоятельно выполнить необходимое движение, взрослому нужно взять его руку в свою и действовать вместе с ним [3, с. 45]. Так ребенку будет легче понять, как правильно выполнить то, или иное упражнение. Также ребенок должен понимать, что всегда может обратиться за помощью к воспитателю, в этом и заключается методическое руководство играми и упражнениями на развитие мелкой моторики;

4) еще один важный методический прием : игры и упражнения начинают с разминки пальцев. Для этого можно использовать простые резиновые игрушки с пищалками. Манипулируя ими, ребенок будет сгибать и разгибать пальцы, тем самым разминая их и подготавливая руку к работе;

5) учитывая особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста следует помнить, что объем внимания в этом возрасте ограничен, поэтому не рекомендуется ставить перед ребенком несколько сложных задач одновременно. Тексты, сопровождающие игры и упражнения, также должны соответствовать возрасту. Например, педагогу можно читать потешку, сопровождая ее действиями:

Дарики-дарики (хлопаем в ладоши)

Вот летят комарики, З-з-з! (складываем пальцы рук в щепоть)

Вились, вились (вращаем кистями рук,

Вились, вились, Раз! И в ушко (носик, ручку) нам вцепились (пощипываем ребенка за ушко) [1, с. 43].

Взрослому необходимо проговаривать четко, внятно, выразительно и громко, чтобы ребенок хорошо слышал и понимал и мог также передать услышанное. Движения выполняются синхронно с текстом или во время пауз. Постепенно нужно учить детей повторять текст за воспитателем и озвучивать свои движения;

6) детям младшего дошкольного возраста интересными будут игры и упражнения с пением. Взаимосвязь речи, музыки, движений положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка и на его всестороннее развитие в целом. Можно петь тексты к играм и упражнениям на любую подходящую мелодию [2, с. 44]. Этот прием младшими дошкольниками воспринимается хорошо, они быстрее схватывают текст, игровая и музыкальная форма увлекает и в непринужденной форме обладает обучающим и развивающим влиянием на ребенка. Также важно учитывать то, чтобы игры и упражнения доставляли ребенку радость, чтобы он выполнял их без чрезмерного напряжения мышц.

Можно сделать вывод о том, что для того чтобы получить эффект от работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие требования:

работа по развитию мелкой моторики должна быть целенаправленной;

развивать мелкую моторику необходимо систематично и постоянно, во всех видах деятельности ребенка;

игры и упражнения необходимо подбирать таким образом, чтобы они соответствовали уровню физического и психического развития ребенка младшего дошкольного возраста;

работа по развитию мелкой моторику должна проводится в игровой форме и доставлять ребенку удовольствие и удовлетворение от проделанного.

Таким образом, игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста должны соответствовать возрастным особенностям ребенка на данном этапе, так как в основе развития лежит психофизиология ребенка. Система игр и упражнения должна быть не только доступной по возрасту, но и занимательной и познавательной, преподноситься в интересной и увлекательной форме. С помощью игр и упражнений педагог может помочь ребенку сформировать новые умения, навыки и овладеть своим телом. Обучение в игровой форме будет содействовать более успешному развитию мелкой моторики руки.

Список литературы

1. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера / Л. С. Выготский. – М. : ЧеРо, 2009. – 356 с.

2. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л. П. Савина. – М. : Родничок, 2012. – 185 с

3. Свeтлoвa И. E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук / И. Е. Светлова. – М. : Детство-пресс, 2012. – 71 с

4. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова. – СПб. : Детство-Пресс, 2013. – 144 с.

5. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников / В. А. Солнцева. – М. : АСТ, 2011. – 165 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

7. Гуткина Н. И, Психологическая готовность к школе. СПб. 2004. 208 с.

8. Гонеев А. Д, Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов. - М. – Академия. 2004. 23 с.

Публикации по теме:

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему.

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать» Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать Мы часто слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи.

Доклад «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?» Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики» Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь» «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь» Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, это степень речевого общения.

Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать» ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости.

Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы»Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы» Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность, которая проявляется в вопросах. Именно этот возраст.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук изучалась с давних пор. Этой проблемой занимался ряд педагогов и психологов.

Почему важно развивать мелкую моторику в дошкольном возрасте? Почему важно развивать мелкую моторику в дошкольном возрасте? Очень часто родители задаются вопросом, почему воспитатели уделяют такое.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и почему ее важно развивать» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кристина Федоровна Антипова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и почему ее важно развивать»
Опубликовано: 8 января 2019 в 10:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД