Папки-передвижки

Консультация для родителей «Каждый день новое слово»

Олеся Левченко
Консультация для родителей «Каждый день новое слово»

Консультация для родителей на тему:" Каждый день новое слово"

Игры для развития предметного словаря у детей.

В домашних заданиях логопеда родителям предлагаются дидактические игры и игровые упражнения по изучаемым темам. Они помогают пополнить

словарный запас ребенка, упражняют в развитии речевой памяти, умении извлекать из своего словаря нужные слова в соответствии с заданием, в формировании образной речи, развёрнутого предложения.

Для развития словарного запаса у детей можно использовать не только

Публикация «Консультация для родителей „Каждый день новое слово“» размещена в разделах

специально отведённое время для занятий, но и с пользой провести прогулку, поездку в машине, приготовление обеда, уборку в доме, в платяном или посудном шкафу, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, семейных

фотографий.

Очень часто взрослым кажется, что если они знают названия предметов и их частей, то эти знания есть и у их детей, ведь дети понимают обращённую к ним речь. Во-первых, часто это понимание связано с ситуацией, во-вторых нужно помочь ребёнку перевести эти слова в активный словарь, чтобы он ими пользовался в самостоятельной речи.

Для начала вспомним части речи.

Существительные называют предметы, их части, людей, животных, природные и другие явления.

Игра «Кто я, кто ты?»

Предложите ребёнку послушать о том, кто вы: ребёнку – мама, папа, в семье

– муж или жена, своим родителям – дочь или сын, на работе – сотрудник (назовите свою профессию или должность, в доме – сосед, в транспорте – пассажир и т. д.

Это поможет ребёнку запомнить новые слова, осознать какие-топонятия и родственные связи, поможет осознать многогранность человеческой

деятельности.

Затем предложите ребёнку так же рассказать о себе, о других членах семьи.

Игра «Части и целое».

Предложите ребёнку назвать части одного предмета, например: стул–

сиденье, спинка, ножки, перекладина; свитер – спинка, полочка, рукава,

манжеты, воротник, шов, резинка, ковёр – края, середина, уголки, узор и т. д. Предложите ребёнку отгадать задуманное вами слово. Вы назовёте части предмета, причём самые характерные поставьте в конец «загадки», чтобы

дать возможность подумать. Например, при рассматривании одежды можно сказать так: полочки, спинка, воротник, рукава (это может быть рубашка, пиджак, платье, куртка, свитер, карманы, молния, капюшон (пиджак, платье и свитер уже исключаются). Затем предложите ребёнку загадать вам такую загадку о других предметах или явлениях.

Благодаря этой игре можно развивать словарный запас ребёнка по различным темам: «Животные», «Птицы», «Дом», «Посуда», «Мебель», «Одежда»,

«Транспорт», «Времена года»….

Игра «Кому что нужно».

Эта игра не только развивает словарь ребёнка, но и помогает уточнять связи между предметами и явлениями. Например, по теме «Животные» взрослый

может перечислять виды корма, а ребёнок называет животное, которое этот корм ест. Или взрослый называет жилище (птичник, коровник, конюшня, логово, дупло, берлога, гнездо, а ребёнок говорит, кто может в нём жить (конюшня – конь, лошадь, жеребёнок).

Благодаря этой игре можно развивать словарный запас ребёнка по различным темам: «Животные», «Птицы», «Профессии», «Транспорт».

Целый ряд игр можно провести на словоизменение и словообразование.

Игра «Составь слово» (словообразование).

Предложите ребёнку из двух слов составить одно:

Мясо рубит – мясорубка, пыль сосёт – пылесос, сам катится – самокат… (самолёт, вездеход, бетономешалка, водовоз, бензоколонка, пароход, электровоз).

Игра «Слова – родственники».

Прочитайте стихотворение и предложите ребёнку добавить слова- родственники к слову «дом».

Жил да был веселый гном. Он в лесу построил …ДОМ. Рядом жил поменьше гномик. Под кустом он сделал …ДОМИК.

Самый маленький гномишко Под цветком сложил …ДОМИШКО. Старый, мудрый гном – гномище Выстроил большой …ДОМИЩЕ. Был он стар и был он сед И большой был …ДОМОСЕД.

А за печкой, за трубой Жил у гнома …ДОМОВОЙ.

Он калину, зверобой - Все из леса нес …ДОМОЙ.

Есть любил он суп вчерашний, Пил он только квас …ДОМАШНИЙ. Каждый день соседи – гномы Навещали деда …ДОМА,

Всех встречал радушно гном, Все любили этот …ДОМ.

Так же можно подбирать однокоренные слова к словам «лес», «сад», «стол»,

«земля», «вода»….

Игра: «Собери семью».

Эта игра позволит расширить представления о животных и птицах, ребёнок освоит основные правила образования названий детёнышей при помощи

суффиксов. Обратите внимание ребёнка, что «котик» — это ласковое слово, а детёныш кошки – «котёнок».

Конь – лошадь – жеребёнок. Кабан-свинья-поросёнок. Пёс – собака-щенок. Петух – курица- цыплёнок.

Лось – лосиха – лосёнок…Волк – волчица – волчонок.

Игра «Большой – маленький»

Часто дети с проблемами в речевом развитии затрудняются в использовании разных грамматических форм существительных. Эта игра поможет исправить этот недостаток.

Старайтесь для одной игры сначала подбирать слова, где уменьшительно- ласкательная форма образовывается при помощи одного суффикса.

Например:

-ик-

рот – ротик, кот- котик, нос – носик, глаз – глазик…

-чик-

Ключ – ключик, заяц – зайчик, палец – пальчик…

Дети наиболее легко воспринимают стихи из-за их ритма и рифмы. Для развития словарного запаса можно предлагать игры- добавлялки.

«Загадки – добавлялки»

Цель: активизировать словарь, развивать внимание, мышление.

«Мебель»

Если ты захочешь спать, дома ждет тебя ….(кровать). Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле).

С пирогами чай попьем за обеденным (столом).

Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на (табуретке). Как приятно нашей Тане поваляться на (диване).

У чистюли Любочки всегда порядок в (тумбочке).

Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в (шкаф). Смастерил вчера Николка для своих игрушек (полку).

«Продукты питания»

Скушай, Ванечка – дружок, очень вкусный (пирожок). Леша и Маша едят манную (кашу).

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой (чая).

Любим пить по воскресеньям чай с малиновым (вареньем). Хороши в дорожку пирожки с (горошком).

Петушок с ладошки ест зернышки и (крошки).

«Наведи порядок»

Цель. Уточнение и формирование словарного запаса. Вода бежит в прохладной …ПЕЧКЕ.

Поленья полыхают в …РЕЧКЕ. Все уселись мы на …ПЕСЕНКУ И поем мы хором …ЛЕСЕНКУ. На пляже тепленький …ЛЕСОК. Вдали – березовый …ПЕСОК. Далеко идти мне …ПЕНЬ, Лучше сяду я на …ЛЕНЬ.

Собирают сено …ПИЛАМИ. А деревья пилят …ВИЛАМИ.

Чтоб увидеть новый …ПУЛЬТИК Мы в ладошке держим …МУЛЬТИК. Крикнул Коля: — …БАБОЧКА!

Смотри, летает …ПАПОЧКА. Полил я куст водой из …ПОЧКИ,

Чтоб раньше распустились … БОЧКИ. Лежебока рыжий кот отлежал себе (живот).

И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по (животикам).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек еж – отец, ежиха – мать и ребенок (ежик).

С неба падают зимою и кружатся над землею мягкие пушинки, белые (снежинки).

Улитка ползет по дорожке, то спрячет, то выпустит (рожки).

Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он (жираф)

Когда ребёнок хорошо справляется с подобными заданиям. Вы можете предложить ему составлять рассказы с введёнными в речь словами.

Рассказы – шутки.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать и затем придумать свою историю.

1. Шуточный рассказ «Голова».

«Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно

сидела на шее. А шея с туловищем дружила. У туловища были руки и ноги. У рук были локти и ладошки, а у ног – колени и пятки. Но голова была самой главной. Она сидела на своем троне выше всех и командовала всеми частями тела. Но однажды руки и ноги решили не слушаться приказаний головы и

жить сами по себе. Но ничего у них не получилось. Все части тела важны, все человеку нужны».

«Сказка о чайнике».

Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.

Можно составлять подобные рассказы об автомобиле, пылесосе, шкафе…

Публикации по теме:

Фотоотчёт об утреннике «8 Марта каждый день»Фотоотчёт об утреннике «8 Марта каждый день» Начало весны. Дети с радостью вспомнили о приближении замечательного праздника - международного женского дня. Наши воспитанники старательно.

Каждый день делиться радостью…Каждый день делиться радостью… Добрый день!Хочу поделиться с вами радостью. Вот у же наступила Весна, все начинает жить и цвести (это кстати, мое самое любимое время года!Я.

Комплекс игровой гимнастики для дошкольников на каждый деньКомплекс игровой гимнастики для дошкольников на каждый день В детский садик мы идем учимся, играем на гимнастику с утра бодро все шагаем Понедельник В понедельник в детский сад Прискакали зайчики.

Консультация для педагогов «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год» Консультация для педагогов: «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год».Блог. Лариса Гацко. Мы часто фотографируем деток, снимаем.

Консультация для родителей — «Музыкален каждый ребёнок»Консультация для родителей — «Музыкален каждый ребёнок» Музыкальность – это комплекс способностей ребёнка, содействующих успешному проявлению его активности музыкальной деятельности в пении,.

Консультация для родителей «Слово «нельзя» в жизни ребенка» Любовь родителей к своим детям, а особенно бабушек и дедушек к внукам порой не знает границ. Малышам разрешается все, и выполняются любые.

Консультация «Каждый ребенок — художник!»Консультация «Каждый ребенок — художник!» Введение детей в мир искусства-одна из составляющих нашей педагогической деятельности. Занятия с детьми стимулирует детское творчество,.

Лариат — красивое слово, модное украшение и новое увлечение дочкиЛариат — красивое слово, модное украшение и новое увлечение дочки Лариат – красивое слово, модное украшение и новое увлечение дочки. Два года назад я рассказывала про увлечение своей дочери – рукодельницы.

Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет)Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет) МАМА — первое слово, главное слово в каждой судьбе Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила.

Музыкально-литературный вечер «Каждый помнит, каждый знает»Музыкально-литературный вечер «Каждый помнит, каждый знает» Ведущий: Дети, 9 мая – счастливый и радостный день! 70 лет назад советский народ одержал Великую Победу над фашистской Германией. Весь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Каждый день новое слово»
Опубликовано: 28 июня 2021 в 13:23
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Каждый день новое слово»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Левченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД