МААМ-картинки

Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство всестороннего развития ребенка»

Федорук Марина
Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство всестороннего развития ребенка»

Сейчас в России остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Что-то было упущено педагогикой 5-10 лет назад, если средства массовой информации пестрят о неуважительном отношении к памятникам старины и засорении великого русского языка иностранными словами. Если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. Если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Бесконечные «если»… Что-то изменилось в русском человеке? Конечно изменилось – потерялось, забылось в каждодневной суете.

Публикация «Консультация для родителей „Музыкальный фольклор как средство всестороннего развития ребенка“» размещена в разделах

Произведения русского народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Знакомство с народным творчеством нужно начинать с раннего возраста, с потешек, с колыбельных песенок.

Детям нравится когда берешь куклу на руки и нежным, ласковым голосом начинаешь припевать:

«Баю, баю, баю-бай,

Ты собачка не лай.

Белобока не скули,

Нашу Таню не буди».

Чтобы малыши быстрее запомнили потешку, можно показать, как громко лает собачка, что она может разбудить Таню. Можно дружно попросить «ты, собачка, не лай, белобока не скули» : после таких обыгрываний дети, как правило, быстро запоминают песенку и переносят ее в повседневную жизнь. Знакомство с потешками можно начинать с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Нужно дать детям возможность рассмотреть игрушку, потрогать, а потом рассказывать о персонаже потешки, о ее особенностях. Обязательно объяснить значение новых слов, которые дети услышат в потешке. До чтения потешки «Конь» у детей уже сформировано представление о том, какое это красивое гордое животное:

«Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой потряхивает

Золотой уздой побрякивает…»

Во время умывания, причесывания малышей можно приговаривать и такие песенки: «Водичка, водичка умой мое личико…», «Чешу, чешу волосыньки, расчесываю косыньки». Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры «Дочки-матери»; как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.

Дети взрослеют. Потешки нужно подбирать с более сложным смыслом. Детям уже ставится задача не только запомнить потешку, эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Например, дети учатся говорить, как лисичка, заяц, медведь и т. д.

«Тень, тень, потетень, выше города плетень

Сели звери на плетень, похвалялися весь деть…»

В старшем возрасте нужно много внимания уделять сказкам, их нужно не читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это поможет понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Можно накинуть на плечи шаль или еще лучше надеть костюм бабушки или сказочницы. Начинать сказку можно присказкой:

За ступенькою ступенька – стоит лесенка,

Слово к слову ставь складенько – будет песенка…

Можно прослушивать сказки в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки персонажей помогают детям вслушиваться в музыку, вдумываться в характер героев, насладиться нежностью, наивностью народного языка.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку, напомнить медлительному ребенку : «Семеро одного не ждут». Или ребенок оделся не так аккуратно: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события.

«Весна красна цветами,

Осень красна – плодами»,

«Март с водой, апрель с травой».

А сколько пословиц о труде, которые можно использовать в повседневной жизни.

«Терпение и труд все перетрут»,

«Дело мастера боится»,

«Кончил дело, гуляй смело» и т. д.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно так: на стол выставляется несколько игрушек и для каждой подбирается загадка: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры, грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка».

Дети быстро отгадывают если предмет перед глазами. Можно начинать занятие загадкой. Дети отгадывают что они будут рисовать или лепить. На прогулке когда дети наблюдают за деревьями, птицами и т. д. предложить соответствующие загадки: «Сияют в лучах сестрички, желтый глазок, белые реснички», «Нет ног, а идет».

Колыбельные несли в себе народную мудрость, красоту, это частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», народная мудрость. Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, использующая искусство своего народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – это «душа» музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления ребенка. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладевать речью, понимать содержание. Через колыбельную ребенок получает первые представления об окружающем мире, животных, птицах. Колыбельные содержат элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама нежность, любовь матери, бабушки или того кто ее исполняет, составляющие стихию колыбельных.

Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная, в которой мать с ласкою обращается к малышу, помогает удовлетворить его потребность в общении со взрослыми. У ребенка возникает ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким. В колыбельной отражалась тревоги матери о ребенке, каждодневные заботы: как одеть, чем накормить. Стремление повернут к ребенку светлую сторону жизни, отсюда – пожелание счастья, благополучия:

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить.

Есть много колыбельных которые содержали обращение к ребенку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды:

«Баю, баю, баиньки,

Скатаем Насте валенки…»

Особенно часто встречается обращение к коту:

«Шел котик во лесок,

Нашел котик поясок».

В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы безусловно что-то невосполнимо теряем для себя и детей. В детском саду колыбельные песни звучат на занятиях, в повседневной жизни. В колыбельных допускается незначительное обличение мелодии или замена распевов основными звуками мелодии. Если текст трудный, можно опустить отдельные куплеты.

Вечернее время дети проводят с мамами, поэтому именно они могут ввести в их жизнь народные колыбельные. Если дети слышат и поют колыбельные песни, являющиеся высокохудожественными эталонами народного творчества, то более успешно импровизируют и свои собственные мелодии, «убаюкивая» куклу или мишку.

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста»Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Содержание проекта Направление реализации проекта Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство всестороннего развития ребенка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Федорук Марина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство всестороннего развития ребенка»
Опубликовано: 11 января 2022 в 16:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД