Получи документы

Консультация для родителей «Культурные практики семейного воспитания»

Светлана Зайнутдинова
Консультация для родителей «Культурные практики семейного воспитания»

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ СЕМЕЙНОГО

ВОСПИТАНИЯ

Воспитание растущего человека связано с освоением им культуры общечеловеческого опыта. Вместе с тем все более острой становится следующая проблема: как расширить взгляд педагогов и родителей на культуру, помочь увидеть в ней суть всего образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного?

Публикация «Консультация для родителей „Культурные практики семейного воспитания“» размещена в разделах

Так что же такое культурные практики? Культурные практики — это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми (Н. Б. Крылова).

Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и постоянно — в процессе самостоятельной деятельности. Для расширения культурных практик ребенка значимы такие виды и формы активности как: свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, коллажирование, конструирование из разных материалов, исследование, фантазирование, сочинительство, театральные игры и мн. др.

Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (поскольку культура — сущностное качество любого вида и любой формы человеческой деятельности).

Включенность ребенка в культуру актуализируется с рождением, и каждый последующий «шаг развития» есть зримое наращивание активной способности практически освоить разнообразные культурные пространства и нормы повседневной жизни. Только собственный практический опыт учит ребенка.

Собственно воспитание и обучение (как целенаправленные действия взрослого и помощь в саморазвитии ребенка) затрагивает часть жизнедеятельности ребенка. Он не выделяет воспитание из общего течения своей жизни как специальные действия взрослого. Он живет насыщенной и порой драматической жизнью, в которой присутствуют взрослые, а не существует от одной педагогической ситуации до другой, как это видит взрослый. Сам же ребенок видит только общение со взрослыми, не осознавая его как воспитание.

Не случайно, по мере роста, он отделяет (отдаляет) их от своей внутренней жизни, становится в оппозицию, рассматривает воспитание и обучение как внешне задаваемые рамки жизни (порой противоречащие его интересам). Если требования идут не от Значимого Другого (в том числе и от родителя, то оцениваются ребенком как вмешательство в его жизнь и чаще всего явно или скрыто отторгаются. Если же глубинное, содержательное общение принимается ребенком, то взаимодействие с взрослым – Значимым Другим – становится для него жизненной потребностью, и, удовлетворяя ее, следуя нормам такого общения, ребенок развивается, основываясь не столько на внешней логике общения, сколько на внутренней логике своего восприятия жизни, собственного опыта повседневных практик. Поэтому очень важно, чтобы родитель стал для ребенка тем самым Значимым Другим.

Развитие ребенка – результат взаимодействия, пересечения и комбинаций разных сторон его бытия и их осмысления как собственного разнообразного культурного опыта. Он складывается в разнообразных привычных жизненных ситуациях (= культурных практиках) :

• позитивного, интересного общения с близкими и взрослыми;

• участия в повседневной жизнедеятельности семьи,

• общения с детьми в разновозрастном детском сообществе, влияния межличностных отношений в детских общностях, в которые ребенок включен активно или пассивно,

• прямого и косвенного, скрытого и открытого ответа на влияния среды проживания, позитивного и негативного опыта окружающей жизни, а также негативного опыта общения с взрослыми (сюда также можно отнести наблюдение асоциального поведения и авторитарного общения взрослых с ребенком и другими детьми);

• проявления самоосознания, становления эмоциональных и рациональных сторон его душевной жизни, «самости» (часто неосознаваемые в полной мере); первого опыта рефлексии;

• собственной индивидуальной творческой деятельности (рисования, лепки, музицирования, пения, музыкального движения, театрализации и других видов художественной деятельности);

• чтения и рассматривания иллюстраций и репродукций;

• собственной реальной и игровой практики и проб деятельности с реальными и виртуальными предметами, объектами, природными материалами; общения с животными (эта практика прагматически связана с познавательной и исследовательской деятельностью);

восприятия различных видов искусств через каналы средств массовой коммуникации (прослушания детских радиопрограмм, музыки для детей в записи, просмотра детских телепрограмм и передач, знакомства с детскими компьютерными программами, посещения вместе с родителями учреждений культуры (спектаклей детского репертуара, цирковых представлений); а также посещения с взрослыми выставок, музеев, зоопарка; участие в экскурсиях.

Особенностью и основным содержанием первоначального включения ребенка в культуру становятся разнообразные ситуации открытия, познания и практической пробы своих сил в разных видах и формах его совместной с другими людьми и самостоятельной деятельности. Родители в этом играют как нельзя более важную роль.

Если мы хотим создать условия для развития (последовательных качественных изменений личности, индивидуальности, психических и физических свойств, то должны помочь раскрыться его внутренним потенциям саморазвития в его активной самостоятельной деятельности. При этом надо исходить из установки, что ребенок – это потенциально талантливый юный взрослый, а не просто «недоросток», который мало что смыслит. Ребёнок понимает всё глубже, чем кажется на первый взгляд. Чего стоит одна только его способность самостоятельно выучиться говорить на незнакомом (и единственном) языке за полтора-два года, не имея при этом никакой возможности для лингвистических сравнений!

Все это нужно учитывать и педагогу, и родителю при обеспечении практики (т. е. привычной деятельности и пробы сил) ребенка.

Таким образом, благодаря культурным практикам у ребенка складываются характерные особенности взаимодействия с детьми и взрослыми. Все сильнее проявляются индивидуальные черты характера и стиль деятельности. Он становится личностью, учится отстаивать свои права и желания. У него формируется круг интересов и культурных потребностей, которые он стремится удовлетворить самостоятельно и с помощью взрослых. Начинает проявляться способность к социально одобряемой форме самореализации. Благодаря индивидуальным практикам у него оформляется неповторимый культурный опыт, который ждет своего претворения в последующей жизни.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания»Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания» Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад.

Консультация для родителей «Любовь к животным как форма воспитания»Консультация для родителей «Любовь к животным как форма воспитания» Творятся в мире Чудеса - Сегодня днем Я встретил пса! Красивого, Огромного, Совсем-совсем Бездомного! И я привел его Домой, Кормил Вареной.

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Консультация для родителей «Организация семейного досуга в летний период»Консультация для родителей «Организация семейного досуга в летний период» Описание: Данный материал будет полезен, прежде всего, для родителей, а также и для воспитателей дошкольных учреждений (в качестве информации.

Консультация для родителей «Организация семейного досуга в зимний период» Описание: Данный материал будет полезен родителям и воспитателям дошкольных учреждений. Цель: Повышение педагогической компетентности родителей.

Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания»Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, достойными людьми нашего общества. Мы.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Консультация для родителей «Секреты воспитания детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания детей» Если вы заметили, что поведение ребёнка изменилось, да не в лучшую сторону, надо искать причины, исправлять ситуацию. Надо обязательно заниматься.

Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей» Очень часто родители выполняют за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Тем самым лишают его проявлению инициативы, самостоятельности,.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Культурные практики семейного воспитания»
Опубликовано: 10 ноября 2020 в 12:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД