Получи документы

Консультация для родителей «Капризы и упрямство дошкольников, способы их преодоления»

Анна Гусева
Консультация для родителей «Капризы и упрямство дошкольников, способы их преодоления»

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т. е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

- непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве;

- детским негативизмом, т. е. непринятием чего-либо без определённых причин;

- своеволием;

- недисциплинированностью.

Публикация «Консультация для родителей „Капризы и упрямство дошкольников, способы их преодоления“» размещена в разделах

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения, различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

Упрямство - это психологическое состояние, очень близкое к негативиз-му. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в не-обоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требо-ваниям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет види-мых мотивов.

Проявления упрямства:

В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

Выступает как психологическая защита и имеет избирательный харак-тер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признавать-ся, и поэтому «стоит на своём». Упрямство может стать чертой характера, ес-ли не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, невро-зам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т. е. " Я так хочу и всё!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степе-ни тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда яс-но, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

- в недовольстве, раздражительности, плаче.

- в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Какие причины делают ребенка капризным?

Многие родители жалуются, что у них излишне капризный ребенок. Так ли это? Может сами родители разбаловали карапуза до такой степени? Возможно, причина капризов кроется в психологическом или физическом дисбалансе? Какая бы причина детских истерик ни была, с капризами что-то нужно делать. То есть необходимо бороться с таким эмоциональным проявлением, как маленькое "Я". Попробуем выяснить причины, из-за которых де-ти обычно капризничают, и дадим советы, как справиться с излишней эмоциональностью маленького человечка. Какие причины делают ребенка каприз-ным?

Ребенок с рождения – это чистый лист и становление личности напрямую зависит от воспитания, которое дают родители. Любые проявления эмо-ций как положительных, так и отрицательных, это отражение внутреннего со-стояния ребенка. Причины, по которым ребенок становится капризным, кроются в следующем.

Физиологический дисбаланс. Когда причиной капризного настроения ребенка является: болезнь, недосыпание, смена режима, усталость или повы-шение температуры. Именно "переполнение" психики эмоциями, вызванными физиологическим дисбалансом в организме, становится причиной детских ис-терик и понурого поведения.

Семейный микроклимат. Когда ребенок начинает понимать, что тво-рится вокруг и чувствовать чужие эмоции, тогда причина капризного поведе-ния может скрываться в полученной информации извне. Другими словами, нестабильный микроклимат в семье, с постоянными ссорами и скандалами имеет большое воздействие на малыша. Он выражает свой протест истерика-ми. Поэтому родителям необходимо создать обстановку любви, спокойствия и постоянства. А если очень захочется поругаться, то делайте это во время отсутствия малыша. Очень часто капризным становиться малыш, когда в се-мье готовятся к появлению прибавления. Чтобы избежать конфликтов в бу-дущем необходимо правильно подготовить старшего ребенка к появлению новорожденного.

Излишняя опека и избалованность. Каждый родитель желает оградить свое дитя от всех трудностей и неприятностей внешнего мира. Мы принимаем решение за него и оберегаем от первых детских трудностей. Стараемся зада-рить подарками, показывая свою любовь. Такие действия "по сдуванию пы-линок" приводят к тому, что карапуз не знает что такое самостоятельность и "не спешит" взрослеть. Он понимает, что капризными выходками можно до-биться всего чего хочется. Избалованность часто становится причиной дет-ских слез.

Возрастные изменения. Психологи утверждают, что во время взросле-ния ребенка есть такие периоды, которые называются – кризисом возраста. Обычно это три года и пять лет. В этот период многие мамы замечают резкие перемены в малыше. Во-первых, это происходит, поскольку ребенок пытается заявить о себе наперекор родителям, ему хочется больше свободы, самостоя-тельных решений. Во-вторых, гиперопека мамы с папой его "напрягают" и он проявляет свою взрослость капризными выходками.

Что делать, если у вас капризный ребенок?

От темперамента малыша зависит насколько капризный малыш. Поэтому капризных детей по проявлению эмоций можно условно разделить на такие группы:

- дует губки и обиженно всхлипывает;

- может рыдать навзрыд;

- громко визжит;

- монотонно хнычет;

- проявляет агрессивные эмоции (кусается, кричит, швыряется).

Очень капризный ребенок, это масса хлопот для родителей. Чтобы справиться с капризами ребенка детские психологи разработали 5 основных правил.

Правило №1. Если капризный малыш, может, виноваты сами? Для начала необходимо выяснить капризный кроха или такое состояние вызвано поведением взрослых. В случаях, когда в людном месте ваше чадо падает на попу и кричит что хочет такую игрушку, как на витрине, то это капризы. Если же ребенок пытается застегнуть курточку со словами "Я сам", а мама, опаздывая, делает это за него, то провокатором плача является именно мама. Поэтому проявляйте терпение, дайте немного самостоятельности и истерик можно бу-дет избежать.

Правило №2. Цепной реакции не должно быть, контролируйте эмоции. Как известно, агрессия вызывает агрессию и крича, на свое чадо вы вызываете негатив, визжание и рыдание. Чем больше ругать, тем ребенок все больше невменяем. Следите за собой, не срывайтесь и контролируйте эмоции. Спо-койным тоном скажите малышу, что так себя вести нельзя, и вы сильно огор-чены таким поведением. Далее, разговор продолжать не следует, поскольку логические доводы сейчас не помогут. Удовлетворять прихоти также не сто-ит. Лучшим решением станет игнорирование приверед и уже после энного ра-за такого спокойного поведения со стороны родителей капризный "бесеныш" станет нормальным уравновешенным ребенком.

Правило №3. Не применяйте в воспитании шантаж Многие родители шантажируют ребенка словами: "Не замолчишь, любить не буду. "; "Не пе-рестанешь плакать, не дам игрушку. ". Так, делать нельзя. Такой метод, ос-нованный на шантаже, приучит кроху говорить неправду и прибегать к шан-тажу, в случаях, когда ему будет что-то необходимо. Такое воспитание мажет спровоцировать такие слова в подростковом возрасте: "Убегу, ели не разре-шишь с ним встречаться. "; "Уйду из дому, если будешь ругать за двойки. ". А хуже всего, что дети в подростковом возрасте настолько ранимы и непред-сказуемы, что не знаешь, они просто угрожают или сделают это на самом де-ле, получив родительский отказ.

Правило №4. Всегда следуйте выбранной тактике. Чтобы капризный ре-бенок не манипулировал родителями с помощью криков, необходимо следо-вать одной и той же тактике всегда. При первых проявлениях детских прихо-тей ведите себя спокойно и твердо без вспышек гнева объясните что можно, а что нельзя. Через время, даже когда ребенок начнет капризничать, прося ка-кую-то вещь снова, откажите опять, даже если вам очень надо его чем-то за-нять. Поведение родителей сегодня нельзя, а завтра можно лишь расшатает детскую психику еще больше, дезориентируя ребенка в положительных и от-рицательных вещах.

Правило №5. Не упрекайте плохими поступками. Нельзя говорить, что малыш плохой, капризный ребенок. Совсем наоборот убедите, что любите, несмотря на его поведение. Скажите, что этот поступок вас расстроил, но вы верите, что он так больше делать не будет. Эти разговоры необходимы, дабы ребенок понимал, он нужен, его любят и если попросить, то он непременно это получит, но немного позже.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

- Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бес-полезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оста-вайтесь и дальше при этом мнении.

- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в обще-ственном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и уве-сти.

- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

- Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют каприз-улю и он успокоится.

- Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить си-лой авторитета".

- Спокойный тон общения, без раздражительности.

- Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между роди-телями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

Нельзя хвалить:

- За то, что достигнуто не своим трудом.

- Из жалости или желания понравиться.

Надо хвалить:

- За поступок, за свершившееся действие.

- Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

- Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

- Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

Нельзя наказывать и ругать когда:

- Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

- Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

- Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопи-тесь, а ребёнок не может завязать шнурки)

- После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ру-гаете за это, считая, что он виноват)

- Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвиж-ностью и т. д., но очень старался.

- Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

- Когда вы сами не в себе.

Семь правил наказания:

Наказание не должно вредить здоровью. Если есть сомнения, то лучше не наказывать. Например, вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания. То есть наказывать "на всякий случай" нельзя. За 1 про-ступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи). Лучше не нака-зывать, чем наказывать с опозданием. Надо наказывать и вскоре прощать. Ес-ли ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан. Ребёнок не должен бо-яться наказания.

Большинство психологов говорит о том, что капризничающего ребенка не стоит наказывать. Тем более, если вы предпочитаете шлепать по попе или сразу ставить в угол. В момент, когда он начинает плакать, хныкать и кричать, его состояние уже нельзя назвать эмоционально стабильным, поэтому наказание вряд ли возымеет действие.

Противопоказано наказание и в том случае, когда вам не удается понять причину капризов ребенка. Возможно, есть проблема, которую нужно разрешить, помочь малышу, накормить его или уложить спать. Если вы повышаете голос, то он начинает сильнее нервничать и даже бояться. Здесь уже ни о каком воспитании речи не идет. Никогда не забывайте о том, что с ребен-ком нужно говорить спокойно и пытаться понять его.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём се-мейном воспитании очень сложно, но вероятно, каждый родитель выберет из всего выше перечисленного, недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Самое главное к возрасту 4 лет ребенок уже должен понимать, что та-кое хорошо и что такое плохо. Нужно научить его осознавать свои поступки, научить его объяснять причины своих капризов. Прийти к соглашению не уступая капризам ребенка. Не бойтесь показать ребенку свое эмоциональное состояние: обиду, разочарование, расстройство, гнев или радость, восторг, счастье. Научите понимать ваше состояние и сопереживать вам.

Публикации по теме:

Капризы детей и как с ними справиться. Консультация для педагогов и родителей Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века. Некоторые мамочки считают это.

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии»Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии» Агрессия в человеке заложена самой природой. Агрессия выступает в качестве своеобразного защитного механизма, реакции на раздражение. Во.

Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей» Что необходимо знать? Период упрямства у детей начинается примерно с двух лет. Но есть дети, которые начинают упрямиться даже в первый год.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация для родителей «Упрямство и капризы» Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы, а бывает – на то и другое.

Консультация для родителей «Капризы и упрямства у детей дошкольного возраста» Упрямство и капризы у детей очень частое явление. Иногда встречаются жалобы родителей только на упрямство, иногда – только на капризы, а.

Консультация для родителей «Упрямство — кризис трех лет»Консультация для родителей «Упрямство — кризис трех лет» Как часто мы становимся свидетелями,что малыш кричит,капризничает,плачет. Не стоит его ругать,надо разобраться в сложившейся ситуации. Ведь.

Консультация для родителей «Упрямство ребёнка»Консультация для родителей «Упрямство ребёнка» Ситуации, когда дети капризничают и упрямятся, не редки. Особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Причём, мальчики упрямятся чаще.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Капризы и упрямство дошкольников, способы их преодоления» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Гусева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Капризы и упрямство дошкольников, способы их преодоления»
Опубликовано: 14 февраля 2023 в 19:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД