Лучший педагог года

Консультация для родителей «Как научить ребёнка пересказывать»

Наталья Александровна Яхнович
Консультация для родителей «Как научить ребёнка пересказывать»

Уважаемые мамы и папы! С пяти лет начинается самый интересный период в развитии речи вашего малыша - этап бурного развития связной речи, а ведь и есть главная цель вашей совместной деятельности, научить ребенка свободно, без затруднений говорить на интересующие темы, рассуждать, спорить, строить планы и оценивать свои и чужие поступки. Основные виды связного высказывания -рассказ и пересказ. При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец. Задача ребенка запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового речевого построения. Самостоятельный рассказ- высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а так же правильно построить высказывание с точки зрения логики события, о котором рассказывается.

Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребёнка пересказывать“» размещена в разделах

Оба вида связной речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ - из диалога по поводу событий из личного опыта ребенка. Монологической речью дети начинают овладевать,если их к этому побуждать. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослых должна прослеживаться огромная заинтересованность в развитии данного вида речи и желание осваивать вместе со своим ребенком все этапы этого развития.

Побольше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговор на разные темы, причем давайте ребенку сказать как можно больше. Главное, внимательно слушайте своего маленького собеседника, не дайте ему понять, что вам не интересны его проблемы и увлечения. Ребенок только тогда захочет говорить, когда вы захотите его слушать.

Родители имеют больше возможности развивать связную речь ребенка, разговаривая с ним по поводу прочитанных книг. Первоначально это будут беседы по содержанию текста, предполагающие ответы на вопросы. Внимательно и заинтересованно выслушивайте любые ответы детей, поощряйте их попытки рассуждать, высказывать свое мнение к персонажам сказок или рассказов. Умение ставить нужные вопросы придет к тому, кто захочет, чтобы ребенок правильно понял содержание. Добивайтесь понимания прочитанного текста, иначе,зачем вы и читаете его ребенку?

Главная опора при обучении пересказу- на память и понимание, поэтому, предложив ребенку пересказать текст, надо убедиться, что он его понял. Для этого надо уточнить значение слов, выражений, которые могут быть не понятны,после первого прочтения Правильность понимания текста в целом проверяется с помощью поисковых вопросов. После предварительной работы по уточнению смысла надо составить план пересказа. Делайте это путем подбора вопросов к тексту, задаваемых серией. Очень конкретных вопросов задавать не стоит, чтобы пересказ не превратился в вопросно-ответную беседу по тексту. Главное,чтобы с помощью вопросов ребенок смог связать отдельные части текста между собой и не нарушил при пересказе последовательности событий.

Если текст небольшой по объему, ребенок может пересказать его полностью. Прочитав малышу текст, спросите его, о чем,или о ком говориться в сказке, какие события происходили, понравилась ему сказка и ее главные герои? Затем попросите ребенка рассказать сказку мишке или кукле: «Мишка спал, пока я тебе читала сказку, не слышал ее. Расскажи,пожалуйста, ему подробнее все, что ты запомнил».

Большие тексты можно тоже пересказывать, но не полностью, а выборочно, найдя какой -нибудь особенно интересный отрывок.

Чтобы обучение пересказывать было подробным и плодотворным, важно прежде всего правильно отобрать тексты для пересказов. Произведения для пересказа должны быть доступны по размеру, учитывая особенности детского внимания и памяти.

В средней группе можно использовать для пересказа русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть», рассказы: Я. Тайц «Поезд», Е. Чарушин «Курочка», Н. Калинина «Помощники».

Перечень произведений для пересказа в старшей группе : Русские народные сказки «Лиса и рак», «Петух и собака», «Лиса и кувшин». Рассказы Л. Толстой «Пожарные собаки», Н Калинина «Разве так играют?», Чарушин «Лисята»,Н. Калинина «Про снежный колобок»,

Я. Тайц «Послушный дождик», В. Сутеев «Кораблик».

В подготовительной группе хорошо повторять сказки, которые дети пересказывали в предыдущих группах, и использовать новые произведения. Это русские народные сказки «Лиса и козел», «У страха глаза велики», «Как аукнется, так и откликнется». Рассказы К. Ушинский «Четыре желания», В. Бианки «Купание медвежат», Е. Пермяк «Первая рыбка», М. Пришвин «Еж», Л. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку».

Требования к пересказу ребенка

Требования к качеству пересказа должны быть самыми серьезными, чтобы был именно пересказ, а не вольная интерпретация.

Исходя из сущности пересказа, можно наметить основные требования, которые надо предъявить с самого начала:

1. Осмысленность,т. е. полное понимание текста.

2. Полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных нарушающих логику изложения, пропусков.

3. Последовательность.

4. Использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами.

5. Правильный ритм, отсутствие длительных пауз.

6. Культура устного рассказа в широком смысле слова; правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.

Все эти требования взаимосвязаны, нельзя опускать ни одного из них.

В чем же проявляется усложнение качества пересказов детей?

Прежде всего, качество пересказов повышается : они становятся длиннее, выразительнее, осмысленнее. Ребенок 4-5 лет при передаче текста по смыслу заменяет слова, особенно мало знакомые на известные, а ребенок 6-7 лет уже заменяет целые предложения.

Структура занятия по пересказу

Работа с ребенком может состоять из следующих этапов:

1. Вводная беседа. Она настраивает детей на восприятие произведения, выявляет и уточняет их представления. Можно организовать рассматривание художественных иллюстраций.

2. Чтение литературного произведения. Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и помогая детям определять свое отношение к героям и событиям.

3. Беседа по содержанию и форме произведения. С помощью вопросов родитель выясняет, как ребенок понял содержание, что узнал нового, как представляет себе основные черты главных героев.

4. Повторное чтение литературного текста. Перед чтением ребенку дается установка слушать внимательно, запоминать содержание.

5. Пересказ произведения ребенком. Это основной этап работы. Родитель следит, чтобы предложения строились грамматически правильно, содержание текста излагалось последовательно и связно.

Публикации по теме:

Консультация «Как научить ребёнка трудиться посредством игры?»Консультация «Как научить ребёнка трудиться посредством игры?» Главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь.

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.

Консультация для родителей «Как научить детей читать?»Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.

Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?»Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.

Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться»Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка правильно держать карандаш»Консультация для родителей «Как научить ребёнка правильно держать карандаш» Сегодня мы поговорим о том, как научить ребёнка правильно держать карандаш. Рассмотрим, как выглядит правильный его захват. Разберём, какие.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?»Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?» Бывают такие ситуации, когда ребёнок кричит, стучит ногами, делает всё наперекор взрослым. В этом случае родители настолько возмущены.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать шнурки» Дошкольников сложно научить завязывать шнурки. Особенно сложно научить тех детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук. Но учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как научить ребёнка пересказывать»
Опубликовано: 11 апреля 2023 в 21:43
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как научить ребёнка пересказывать»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Александровна Яхнович на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД