Получи документы

Консультация для родителей «Формирование познавательной и речевой активности»

марина филипович
Консультация для родителей «Формирование познавательной и речевой активности»

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательной активности является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний. Известно, что знания, получаемые таким путем, являются нечеткими, неполными, недостаточно осознанными, иногда искаженно отражающими действительность, но активность ребенка при их добывании, приобретении бывает намного выше, чем процесс, руководимый педагогом. Активность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируется педагогом, но при этом мы в своей практике используем известный постулат: ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу. Процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества. Большую роль в нашей практической деятельности играет мотивация. В воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать ситуативную и внутреннюю мотивации. Ситуативная мотивация- это интерес к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу. Ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания. Но в тоже время, ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен.

Публикация «Консультация для родителей „Формирование познавательной и речевой активности“» размещена в разделах

К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольников. Внутренняя мотивация – это возможность в процессе пребывания ребенка в ДОУ развивать его индивидуальные способности. Реализуя данный аспект, необходимо опираться на конкретные познавательные способности каждого ребенка и создавать для него индивидуальную траекторию развития, которая создается при участии всех специалистов ДОУ (педагогов, психологов, медицинского персонала). Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т. к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активность ребенка во время познавательной деятельности. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Хочу представить некоторые творческие задания для повышения познавательной активности. Ознакомление с художественной литературой. Один из методов развития мышления, воображения и речи — объединение два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу надо оговориться, что это нелегкая работа и для нас, взрослых. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые. С детьми также можно изобретать и делать это нужно разнопланово:

• придумывать старые предметы в новых вариантах; • превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы; • составлять фантастические сказки о себе. • театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок; • «перевирание» сказки. Можно предложить детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;

«салат из сказок». Детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу; Одним из методов развития познавательной активности является постановка проблемного вопроса. Очень полезны вопросы поискового характера. Почему? Зачем? Каким образом? Приведу примеры использованных мною проблемных ситуаций: Знакомство с окружающим миром. Экология. Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, и вы не можете найти дороги домой. С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему? Как хлеб на стол «пришёл»? Почему несъедобные грибы нельзя уничтожать? Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда? И т. п. Математика. Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять множества? Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5? Сколько нужно взять палочек, чтобы «построить» дом для сказочного героя? Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать? Как определить равенство сторон квадратов? (изготовить мерку). Воспитательница попросила Дашу сходить к медсестре. Объясните девочке, куда ей нужно идти (ориентировка в пространстве). Мама попросила накрыть стол к чаю. Сколько приборов надо поставить. И т. п. Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование. Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой – зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки? Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать быстро и аккуратно? Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в «воде»? Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит. При конструировании зданий можно предложить детям украсить прилегающую территорию. Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль. Изобразить листья летом, осенью, весной и т. п. Художественная литература, развитие речи. После прочтения произведения, предложить поразмышлять, а как бы ты поступил на месте литературного персонажа. Предложить придумать свой конец сказки. Предложить детям «стать» иллюстратором, но нарисовать иллюстрацию словами. Предложить стать поэтом и придумать рифмы для стихотворения. Предложить внимательно рассмотреть картину, запомнить и рассказать по памяти младшему брату, что видел. Предложить расспросить родителей, знают ли они это литературное произведение, о чём оно. Как прочитать стихотворение, чтобы зрители поняли, что хотел передать автор. Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Например, можно использовать следующие: Ситуации на транспорте. Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему? Родители сели в поезд, а ты остался. Что ты будешь делать? Почему? Ситуации с огнём. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Дым в квартире. Твои действия. Ситуации с водой Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь? В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Еще один метод- исследовательский. К нему относятся: Наблюдение Эксперимент, опыт Для развития наблюдательности и внимания можно проводить следующие упражнения: «Волшебный мешочек» (в мешочек складываю различные предметы, знакомые игрушки, предлагаю назвать их по памяти, использую соревнование: кто больше вспомнит) «Найди отличия» (имеется набор парных картинок) «Найди пары» (задания включают в себе поиск пар обуви, перчаток, одинаковых геометрических фигур) «Что художник нарисовал неправильно?» (рисунки с ошибками) и т. п. Организовывать наблюдения на прогулке (сезонные изменения в живой и неживой природе, труд людей, погодные явления, жизнь животного мира); в живом уголке (развитие комнатных растений, огород на окне, труд людей разных профессий (экскурсии). Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Эксперименты бывают мысленные и реальные. Из мысленных можно использовать, например, такого вида: Что можно сделать из куска бумаги? Что будет, если все станут выше ростом? На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п. Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Можно провести с детьми следующие эксперименты: Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т. п. Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т. д. Свойства песка и глины. Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков. Свойства бумаги, её виды. Что нужно растению для жизни. Наблюдение за этапами развития растения. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, фиксирование в календаре природы. Один или вместе (предложить сравнить качество и быстроту уборки одного человека или группы детей) Умение владеть собой (способы улучшения настроения себе и другим). Для повышения познавательной активности можно также использовать следующие виды заданий: "Совместный рисунок", "Придумай сказку", "Придумай название», "Ласковые шаги" (делая шаг, говорим своему товарищу ласковое слово, «Волшебный стул» (севшему на волшебный стул все говорят комплименты, «Мой смешной портрет», «Угадай, кто я?» (элементы пантомимы, «Жизнь вещей» (сочиняем истории о вещах, «Сочиняем небылицы» (о сказочных персонажах, «Самый страшный страх» (рисуем его и избавляемся) и мн. др. При проведении игр обязательно использовать положительную оценку, что способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Консультация для родителей «Воспитание у ребенка познавательной активности»Консультация для родителей «Воспитание у ребенка познавательной активности» Консультация для родителей "Воспитание у ребенка познавательной активности". Что такое «познавательная активность»? Это - готовность и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Консультация для родителей «Формирование познавательной и речевой активности» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем марина филипович на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование познавательной и речевой активности»
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 08:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД