Получи документы

Консультация для родителей «Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Ольга Быстрозорова
Консультация для родителей «Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании и развитии малыша.

В настоящее время книга уступает компьютеру позиции источника знаний, передачи информации. Она уже не воспринимается как учебник жизни. Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Публикация «Консультация для родителей „Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя).

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. Приобщая детей к чтению, родители должны соблюдать несколько правил:

Читать надо ежедневно! В ребенке постепенно вырабатываются потребность читать (слушать чтение, интерес к произведению, эстетическое наслаждение от услышанного (прочитанного);

• Круг чтения должен быть разнообразным. Детская литература и тематически, и жанрово так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного-двух произведений, жанров;

• В круг чтения детей должна входить литература классическая, проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей (сказки Пушкина, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, Драгунского, стихотворные произведения А. Барто, К. Чуковского и др.)

• Не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно;

Прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, начиная с трех лет, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать;

• Не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность. Наставления типа «делай так, как литературный герой», пользы не приносят: малышу чаще хочется сделать то, от чего его так старательно охраняют взрослые,

• В процессе чтения (слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка;

• Детская литература для малышей в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете. Аудио и видео-книги лучше рекомендовать детям школьного возраста.

Родителям необходимо помнить о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников - книги для детей должны быть хорошо, качественно изданы, со вкусом оформлены, приятны на ощупь.

• Нужно научить малыша пользоваться книгами и беречь их.

Основные правила чтения вслух

Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли.

Однако все эти преимущества от чтения вслух имеют место только в том случае, если родители читали ребенку правильно. К сожалению, по оценкам детских психологов, мало кто из родителей умеет читать детям вслух так, как это надо делать. В результате столь полезный метод развития малыша, как чтение ему вслух, превращается в сплошную скуку и тоску. Никакую пользу неверное чтение не несет, а лишь прививает малышу нелюбовь к чтению. Ниже даны подробные рекомендации относительно того, как правильно читать вслух детям дошкольного возраста

1. При чтении вслух ребенку необходимо останавливаться, объясняя малышу непонятные моменты и обращая его внимание на определенные важные детали.

2. Любимые книги ребенка надо перечитывать много раз обязательно обсуждая прочитанное, и подвигая малыша на то, чтобы он пересказывал и комментировал услышанное.

3. Читающий должен произносить слова громко и членораздельно, без всякого детского сюсюканья.

4. Младшим детям следует читать книги только со счастливым концом. В более старшем возрасте (6-7 лет, можно с разным окончанием.

5. Читающий должен стараться произносить текст по ролям, делать правильные актерские ударения.

6. Нельзя продолжать читать ребенку, если он устал и утратил интерес.

7. Детей постарше надо вовлекать в процесс чтения периодически показывая им, как пишется то или иное слово. Кроме того, можно время от времени просить ребенка самого найти слово в предложении. Однако чтение вслух не должно превращаться в занятие и зубрежку. Это должно все же быть чтение вслух ребенку.

8. Для ребёнка в возрасте 6-7 лет предпочтительны книги с картинками, причём достаточно крупными и интересными. Хорошо, когда иллюстрация содержит много мелких деталей и её можно долго рассматривать.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно

потрудиться.

• Чаще говорите о ценности книги;

• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя

книжные реликвии своей семьи;

• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;

• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;

• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;

• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;

• Чаще устраивайте семейные чтения.

Что почитать ребенку 6-7 лет?

В возрасте 6-7 лет важно читать произведения различных жанров. Не стоит сразу делать упор на серьёзные произведения. Да, такие повести или рассказы можно читать, но всё-таки лучше начинать с весёлых и лёгких книг, чтобы у ребёнка сформировалось позитивное отношение к книге. Непременно, чтоб присутствовали произведения, с которыми ребёнок уже знакомился ранее. Перед тем как начать чтение, расскажите в двух словах о том, что будете читать, кто автор. Это нужно для того, чтоб на будущее он умел сосредоточиться в огромном количестве литературы.

Какие книги нужно читать детям?

Книги, какого жанра любят слушать дети? Все дети любят приключенческие рассказы, стихи, сказки. В 6-7 лет у вашего ребёнка уже может появиться любимый автор, или даже какой-то определённый жанр. Когда у вашего сына или дочки появится любимый рассказ или книжка, вы об этом обязательно узнаете. Ребенок понравившуюся книжку будет просить читать изо дня в день, везде носить её с собой, рассказывать о понравившихся героях. Часто дети себя сравнивают с героями произведения, хотят на них быть похожими. Выбирая, что почитать ребёнку 6-7 лет стоит помнить о песенках, скороговорках, различных видах энциклопедий.

20 книг для детей 6-7 лет

1. Аксаков С. «Аленький цветочек»

2. Алешковский Юз «Кыш и Два портфеля», «Кыш и я в Крыму»

3. Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи» (с продолжениями)

4. Афанасьев А. Сказки

5. Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Серебряное копытце»

6. Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь»

7. Велтистов Е. «Приключения Электроника», «Гум-Гам», «Миллион и один день каникул»

8. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»

9. Гайдар А. «Голубая чашка», «Чук и Гек»

10. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»

11. Голявкин В. «Мой добрый папа», «Арфа и бокс», «Как я сидел под партой», Рассказы

12. Гор Геннадий «Мальчик»

13. Грабовский Ян «Муха с капризами»

14. Зальтен Ф. «Бэмби»

15. Киплинг Р. «Маугли», «Маленькие истории»

16. Коллоди К. «Пиноккио»

17. Крюс Дж. «Тим Талер, или Проданный смех», «Мой прадедушка, герои и я», «Колдун в чернильнице»

18. Лагерлеф Сельма «Чудесное путешествие Нильса»

19. Линдгрен Астрид «Братья Львиное Сердце», «Пэппи длинный чулок»

20. Льюис Клайв «Хроники Нарнии»

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

Автор-составитель:

воспитатель

Быстрозорова О. И.

2023г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для родителей «Формирование КГН у детей раннего возраста как средство приобщения к ЗОЖ» «Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым.

Консультация для родителей «Формирование представлений о профессиях взрослых у детей среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Формирование представлений о профессиях взрослых у детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Формирование представлений об отдельных профессиях взрослых у детей среднего возраста» Согласно «Стратегии развития.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 15:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Быстрозорова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД