МААМ-картинки

Консультация для родителей ДОУ «Детская агрессивность. Управление гневом»

Олеся Янченкова
Консультация для родителей ДОУ «Детская агрессивность. Управление гневом»

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК.

УПРАВЛЕНИЕ ГНЕВОМ

Агрессивность – сложное по своему составу психическое явление. Здесь задействованы и эмоции – раздражение, гнев; и воля – желание отомстить, наказать; и непосредственные действия – грубость, драчливость, иногда кусание других детей или взрослых. Рассмотрим эти проявления агрессивности по очереди, так как и приемы противостояния ей и средства воспитания могут быть использованы разные. Итак.

Публикация «Консультация для родителей ДОУ „Детская агрессивность, Управление гневом“» размещена в разделах

Вспыльчивость. Стиснутые зубы, учащенное дыхание, покрасневшее лицо – вот внешние проявления вспыхнувшего гнева, которые заметны окружающим. «Почему он так отреагировал, - удивляются родители, - ведь ничего серьезного не случилось?» Однако ребенка все же что-то задело, и пока гнев не вылился в свое действенное воплощение – драку, - есть смысл принять меры для восстановления спокойствия. Это не так просто, если у ребенка уже закрепилась привычка решать проблемы с помощью агрессии. И все же спокойствию можно научиться и научить.

Важно помнить: если мы хотим, чтобы наш ребенок стал спокойнее, нам нужно помочь ему понять, почему он вышел из себя, и научить его управлять своим состоянием. Начинать перевоспитание придется… с себя. Дело в том, что у ребенка до 12-13 лет круг общения довольно узок: семья, близкие друзья, одноклассники. Поэтому основным навыкам своего поведения он научается у наиболее доверительных близких, прежде всего, родителей. Так что попытайтесь объективно взглянуть на свое собственное поведение: как выражаете гнев Вы?

Известный американский педагог Мишель Борба предлагает родителям задать себе следующие вопросы. Как Ваши родители справлялись с гневом? Как Вы сами обычно справляетесь с гневом? Где Вы этому научились? Действует ли это в Вашем случае? Насколько хорошим примером управления своим состоянием служите Вы для своего ребенка? А остальные члены семьи? Какие уроки из этих поступков может извлечь ребенок? Как Вы обычно реагируете на гнев своего ребенка? Действует ли это? Что бы Вы хотели изменить?

Было бы очень неплохо, если бы Вы записали ответы на эти вопросы и попутно приходящие Вам в голову мысли по этому поводу в специально заведенную по такому случаю тетрадь. Запись подобных вещей (а не просто их мысленное обдумывание) помогает более конкретно сформулировать и упорядочить свои мысли, нередко наталкивает на полезные идеи и решения, позволяет планомерно вести воспитание своего ребенка, ничего не забыть, а главное, позволяет зафиксировать реальные успехи на этом пути и получить настоящее удовлетворение от своей родительской умелости.

Теперь можно приступать к обучению сына или дочери навыкам управления своим гневом. Делать это лучше всего постепенно, по шагам (этапам, периодически записывая свои намерения, наблюдения, предпринимаемые меры, получаемые результаты.

Шаг 1. Прежде чем начинать активные действия, есть смысл разобраться в ситуации. Понаблюдайте (пока без всякого вмешательства, как Ваш ребенок контролирует свои эмоции, на сколько хорошо это у него получается. Уже упомянутый М. Борба приводит следующий список признаков вспыльчивости и способы которые могут помочь справиться с гневом :

- ребенок не может выразить свои ощущения в разгневанном состоянии,

- частые вспышки гнева, даже по мелочам,

- трудности с приведением себя в нормальное состояние во время приступов гнева,

- перерастание гнева в приступ (например, с криком, битьем, бранью, брызганьем слюной и т. п. ,

- трудности с выходом из ситуации, когда ребенок не получает того, чего хочет,

- частые драки с другими детьми или их избиение,

- необдуманные действия, очень часто — безрассудное поведение,

- замкнутость и молчаливость, отсутствие склонности делиться переживаниями,

- склонность рассказывать, описывать либо рисовать сцены насилия или агрессивные действия.

Если Вы отмечаете у своего ребенка два и более перечисленных признаков, значит Вам необходимо особенно внимательно отнестись к воспитанию у него навыков управления своим гневом.

Присматривайтесь к приступам гнева ребенка всю последующую неделю. Ведите учет частоты их проявления (например, в календаре или на графике, составленном в тетради). Обратите внимание на те ситуации (на конкретные слова, действия, сразу после которых происходит вспышка гнева. Возможно, это поможет вам выяснить причины этих приступов. Что вы можете сделать, чтобы уменьшить их частоту? Запишите свои мысли.

Шаг 2. Любому из наших чувств нужно время на то, чтобы «захватить» нас. В это время чувство невелико и мы можем заметить его, если будем прислушиваться к себе. Объясните ребенку, что у каждого из нас есть свои маленькие знаки, которые предупреждают нас о том, что мы начинаем терять контроль над собой, и мы должны прислушиваться к ним, потому что они могут помочь нам избежать неприятностей. Затем научите распознать признаки, свидетельствующие о том, что он начинает выходить из себя, например: "Ты кажешься напряженным. Твои руки сжаты в кулаки. Ты чувствуешь, что подступает гнев?" Здесь приведены наиболее распространенные проявления подступающего гнева. Возможно, у Вашего ребенка проявления будут несколько другими. Понаблюдайте за ним, а потом поделитесь своими наблюдениями, чтобы помочь распознавать признаки приближающегося гнева. Гнев вскипает очень быстро; если ребенок уже "завелся", ему будет сложно вернуться в нормальное состояние, он опоздал — и Вы опоздали в попытке помочь ему.

Шаг 3. Установите скрытые факторы гнева. У каждого ребенка есть определенные переживания, которые "запускаются" глубинными препятствиями на пути удовлетворения каких-либо желаний или неких потребностей, а также нерешенными конфликтами, перерастающими во вспышки гнева. Например, ребенок может чувствовать свою неполноценность в семье (если его часто осуждают, ругают или указывают на всевозможные ошибки и недостатки, в компании друзей, одноклассников (если его за что-то высмеивают, или он не может занять желаемое место лидера, или просто уступает в каких-то делах). Возможно, он сам низко оценивает самого себя, свои способности, личностные качества и т. п. (страдает от заниженной самооценки).

Ваша задача — установить причины гнева ребенка и обратить на них его внимание, когда он начинает выходить из себя. Например, ребенка обозвал одноклассник. В ответ он немедленно разозлился и ударил обидчика. В спокойной обстановке обсудите с ребенком, какие слова вызывают у него гнев? Почему они его сердят? Он считает себя похожим на то животное, которым его обозвали? Он хочет что-то доказать? А это нуждается в доказательстве? Он хочет показать другим, что он сильный и может постоять за себя? А иначе они не поверят? Разве уверенному в себе и сильному нужно это доказывать?

Шаг 4. Помогите ребенку усвоить слова, обозначающие эмоции, особенно эмоции гнева. У многих детей гнев проявляется в том, что они дерутся, кричат, бьют и кусаются, поскольку просто не знают, как по-другому выразить свои чувства. Для этого им нужен личный эмоциональный словарь, и вы можете помочь в его составлении. Несколько примеров: злой, расстроенный, взбешенный, возбужденный, разъяренный, встревоженный, напряженный, нервный, беспокойный, раздраженный, разгневанный. Когда ваш ребенок гневается, используйте слова, чтобы он впоследствии мог их применять: "Кажется, ты действительно разгневан. Хочешь об этом поговорить?", "Ты кажешься раздраженным. Хочешь, чтобы это прошло?"

Шаг 5. Научите ребенка управлять своим гневом. Любое поведение человек использует до тех пор, пока не научится другому - более удобному или успешному. Поэтому нужно научить ребенка новому поведению вместо того, которое он использует сейчас. Вот что обычно рекомендуют специалисты.

• Внутренний диалог. Научите ребенка произносить простую утвердительную фразу, которую он будет повторять про себя в любой стрессовой ситуации, например: "Остановись и успокойся", "Не теряй самообладания", "Я могу с этим справиться".

• Освобождение от гнева. Предложите ребенку нарисовать или написать на листе бумаги, что его выводит из себя, а затем разорвать этот лист на мелкие кусочки и "выбросить гнев". Он также может попытаться представить себе, как гнев постепенно покидает его небольшими порциями.

• Контроль глубокого дыхания. Сядьте рядом со своим ребенком, устройтесь поудобнее, чтобы спина была ровной и опиралась на спинку стула. Считая про себя до пяти, сделайте вдох, задержите дыхание на два счета, затем медленно сделайте выдох, также сосчитав до пяти. Повторение этого упражнения поможет максимально расслабиться.

• Формула «1+3+10». Скажите ребенку следующее: "Как только ты почувствуешь, что в тебе начинает расти гнев, сделай три вещи. Сначала остановись и скажи себе: "Успокойся". Это 1. После этого сделай три глубоких, медленных вдоха. Это 3. И, наконец, сосчитай про себя до 10. Таким образом, получается 1+3+10. Это поможет тебе успокоиться и вернуть контроль над самим собой".

Будьте рядом с ребенком и помогайте ему научиться перечисленным приемам, пока он не сможет применять их самостоятельно.

Шаг 6. Иногда можно использовать наказание, если вспышки гнева продолжаются. Наказание имеет смысл только для немедленного прекращения недопустимого (опасного для самого ребенка и/или окружающих) поведения. Драка, истерические крики, кусание – это как раз то поведение, которое подпадает под определение «недопустимого». Каким же может быть наказание? Сразу же оговорюсь - физические наказания не могут быть использованы, так как наглядно показывают ребенку, что взрослые сами считают наиболее эффективным средством решения проблем агрессию. Часто именно физические наказания служат для ребенка примером выражения гнева, обучают его агрессивному поведению. Наиболее же эффективным наказанием может служить так называемая «временная изоляция» или «тайм-аут».

Гнев, как и любое другое человеческое чувство, вполне естественен. Однако, как и любое другое чувство, он не должен приводить к неадекватному и разрушительному поведению. Первый шаг на пути воспитания успешного, самостоятельного, уверенного в себе ребенка – обучение его навыкам совладания с собственным гневом.

Публикации по теме:

Детская игровая «Кухня» руками родителей  (фотоотчет)Детская игровая «Кухня» руками родителей  (фотоотчет) Дети нашей группы очень любят играть в сюжетно-ролевые игры. Больше всего им нравятся игры «Семья», «Дочки-матери». Дети учатся накрывать.

Консультация для родителей «Детская агрессия» Консультация для родителей Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна «Детская агрессия». Если ваш ребенок стал вдруг драчливым, угрожает,.

Консультация для родителей «Детская безопасность дома во время самоизоляции» Подготовила консультацию воспитатель "Детского сада 76" города Рязани, Бальзамова Наталья Григорьевна. Цель: напомнить родителям и предупредить.

Консультация для родителей «Детская безопасность на воде и возле водоемов» Данную консультацию можно использовать как в детском саду, так и в начальном звене школы. «Детская безопасность на воде и возле водоемов».

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Детская вежливость»Консультация для родителей «Детская вежливость» Каждый родитель стремится воспитать своего ребёнка вежливым и культурным. Вежливость - это важная нравственная черта характера, личности.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?»Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?» Бывают такие ситуации, когда ребёнок кричит, стучит ногами, делает всё наперекор взрослым. В этом случае родители настолько возмущены.

Консультация для родителей на тему «Детская дружба»Консультация для родителей на тему «Детская дружба» "Настоящую дружбу нельзя проповедовать, ей учатся в действии. " (Антуан де Сент-Экзюпери) Какими бы идеальными не были родителями, каждому.

Консультация для воспитателей «Детская агрессия» Консультация для воспитателей "Детская агрессия" В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление,.

Консультация для родителей и педагогов «Детская песочная анимация. Мультфильм «Зима»Консультация для родителей и педагогов «Детская песочная анимация. Мультфильм «Зима» Рисование песком – это отличный способ расслабиться и творить. В нашем детском саду периодически проходят групповые и индивидуальные занятия.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей ДОУ «Детская агрессивность. Управление гневом» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Олеся Янченкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей ДОУ «Детская агрессивность. Управление гневом»
Опубликовано: 13 марта 2021 в 21:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД