МААМ-картинки

Консультация для родителей дошкольников «Влияние речевой среды на формирование и развитие детской речи»

Лауер Ирина Анатольевна
Консультация для родителей дошкольников «Влияние речевой среды на формирование и развитие детской речи»

Если до двух лет практически все дети либо молчат, либо произносят отдельные слова, больше пользуясь мимикой и жестами, то, перешагнув через двухлетний рубеж, они уже произносят первые фразы, всё активнее используя речь. Развитие навыков общения и пополнение словарного запаса в этот период резко ускоряются.

Родители, много времени проводящие со своими детьми, замечают ежедневное пополнение словарного запаса ребёнка, чувствуют, что с ним становится интереснее общаться. Ниже пойдёт речь о том, какими критериями можно пользоваться при оценке у 2-3-летних детей речевого развития, и что считается здесь отставанием от нормы.

Публикация «Консультация для родителей дошкольников „Влияние речевой среды на формирование и развитие детской речи“» размещена в разделах

Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей

Главной особенностью детской речи в означенном возрасте является её явная зависимость от действий и жестов. Обычно в начале второго года жизни услышать речь ребёнка можно лишь в ответ на вопросы или предложения взрослых, или, когда он хочет чего-то добиться. Эту речь ещё нельзя назвать полноценно звуковой, скорее это жестикуляторный и мимический способ общения, включающий звуковые элементы. Примерно в полтора года малыш уже говорит по собственной воле, начинает задавать вопросы типа «что это?». К трём годам его уже интересуют качественные характеристики предметов и причинно-следственные связи («почему?», «а как?»). Малыш уже начинает выстраивать предложения. Теперь он уже говорит не только ради получения желаемого (попить, на ручки, на горшок, но и просто ради вербального общения.

К двум годам нормой как для девочек, так и для мальчиков является наличие в их словаре не менее 50 слов. Если малыш не усвоил 50 слов, то может идти речь о его отставании в развитии от норм. Фактически же большинство детей в этом возрасте знают намного больше слов и реальный словарный запас доходит до 300 отдельных слов. Когда же малыш приближается к трёхлетнему рубежу, то он свободно манипулирует 1500 или даже чуть большим количеством слов.

Когда малыш начинает строить первые фразы, то родители замечают, что грамматически слова в них ещё между собой не связаны. Это и естественно, поскольку ребёнку ещё предстоит научиться выражать свои мысли полноценно. После двух лет в активной речи ребёнка начинают постепенно появляться различные глаголы, имена прилагательные, союзы и наречия. А выстраивать между ними правильные грамматические отношения он научится несколько позднее.

Произношение 2-3-летних детей ещё сильно отличается от произношения взрослых: многие звуки выговариваются ими более мягко, а некоторые заменяются другими или вовсе опускаются. Очень часто в этот период у детей проявляются сложности с произношением звука «р», шипящих и свистящих звуков. Но если родители будут ежедневно и помногу общаться с малышом, то он с каждым днём будет точнее имитировать их произношение и, в конце концов, научится выговаривать их правильно.

Диагностика речевого развития 2-3 летних детей

Родителям проще оценивать развитие собственного чада путём сравнения его со сверстниками. Но это ошибочный подход, поскольку у каждого малыша своя скорость познания мира, которая ему наиболее удобна. Чтобы знать, соответствует ли уровень развития ребёнка нормам, нужно сопоставить его с тем, что в два-три года ребё нок должен уметь:

• Понимать простые предложения, вопросы и просьбы на бытовые темы.

• Здороваться и прощаться.

• Составлять предложения из 2-4 слов.

• Запоминать новые слова из песенок и коротких стишков.

Формулировать простейшие просьбы (на ручки, пить, на горшок).

Улучшение речевого развития

Не так уж сложно на данном этапе помочь ребёнку понимать речь и самому пользоваться ею. Нужно просто чаще говорить с ним, при этом не коверкать слов и не сюсюкать, а произносить правильно, чётко и внятно, составляя понятные, короткие предложения. Очень полезно в процессе бытовых дел одновременно их устно комментировать: «Беру чашку, наливаю воду и пью». Точно так же во время прогулки можно называть предметы и давать их характеристики, пополняя словарный запас малыша. Логопеды рекомендуют придавать обучению игровую форму, например, рассказывая ритмичные стишки и совершая параллельно действия («ехали медведи», «сорока-ворона», «ладушки»).

Дети нередко «проглатывают» звуки, с чем можно и нужно бороться. Например, чтобы обучить ребёнка произносить звук «а» нужно спросить его, как плачет кукла, и показать это, произнеся протяжно «ааааа». Затем нужно предложить малышу повторить это и настаивать до тех пор, пока малыш этого не сделает. Точно так же можно подойти и к обучению произношения звука «у» : во время прогулки указать малышу на пролетающий в небе самолёт и обозначить его гудение протяжным звуком «ууууу», попросив малыша повторить этот звук. Обычно с этим звуком у детей проблем не возникает, они вытягивают губы трубочкой и отчётливо произносят «у».

При воспитании детей огромную пользу приносит обращение к русскому фольклору в виде частушек, потешек и прибауток. Родители, которые совместные с ребёнком действия регулярно сопровождают шутливыми присказками, намного быстрее добиваются того, что ребёнок начинает лучше и чётче говорить полноценными фразами.

Чтобы научить малыша легко произносить сложные и длинные предложения, нужно развивать его артикуляционный аппарат и научить его правильно дышать. Для развития артикуляции очень полезны скороговорки. Повторение малышом забавных стишков со считалками отлично помогает развитию детской речи. Не менее полезными оказываются и загадки: вначале их нужно загадать малышу, а затем вместе с ним разобрать ответ на них. Со временем малыш запомнит ряд загадок и даже научится придумывать их сам, после чего родители и он смогут загадывать друг другу свои загадки. Благодаря загадкам развивается наблюдательность, воображение, прогрессирует творческое мышление. К тому же, загадывание загадок очень увлекательно. Например, когда планируется игра в компании, с помощью загадки можно выбрать ведущего – ребёнок, отгадавший первым загадку, и становится водящим.

Упражнения для развития речи

«Дудочка и свистулька»

Ребёнка окружает мир разнообразных звуков. Если постучать вот этой штучкой, то получится один звук, а если дуть в эту дудочку, то оттуда выйдет совсем иной звук. Малыш при извлечении звуков одновременно тренирует дыхание и познаёт причинно-следственную связь (подул в дудочку – получил звук). Лучше начать с простой свистульки, поскольку в неё достаточно просто дуть, чтобы извлечь из неё звук. Для детей постарше можно использовать дудочку, которая усложняет задачу и тем самым делает её для малыша более занимательной и интересной.

«Умывашка»

Лучше всего этим упражнением заниматься во время утреннего умывания, воспользовавшись любимым занятием малышей – корчить перед зеркалом рожицы. Нужно попросить крошку, вытянув трубочкой губы, произнести «о», «во», «мо». Достаточно для этого упражнения всего 2-3-х минут.

«Кто дальше?»

Здесь правила очень просты: кто дольше протянет любой гласный звук. Можно также тянуть и некоторые согласные звуки. Дети любят в эту игру играть вместе с родителями.

«Повторяй за мной»

Игра развивает артикуляционный аппарат и формирует правильное произношение. Нужно читать малышу короткие рифмовки, а он должен повторять за взрослым последний слог.

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

«Проводи мишку»

Игра развивает речь и учит ориентироваться в пространстве. Для неё потребуется мягкая игрушка (в данном случае мишка). Взрослый должен взять мишку в руки и его голосом сказать крошке, что тот очень бы хотел познакомиться с местом, где живёт семья малыша. Затем нужно попросить ребёнка проводить мишку по дому и показать ему все интересные места. Начать можно с кухни, куда малыш должен «отвести» игрушку. Голосом игрушки взрослый должен спрашивать, как называются предметы кухонной утвари и обстановки, а его лапой показывать на стол, плиту, холодильник и т. д. Мишка должен поинтересоваться, зачем они нужны, а малыш – ответить на эти вопросы. Затем можно обойти другие комнаты.

«Больше слов»

Игра помогает развивать речь и обучает составлению длинных слов. Нужно вместе с малышом попытаться обозначить свойство или признак предмета одним словом. Например, если у папы карие глаза, значит, он кареглазый, а если у зайчика длинные уши, значит, он длинноухий.

«Угадай животное»

Игра развивает артикуляционный аппарат, речь, знакомит малыша с миром животных. Для неё потребуются карточки с изображениями зверей и дружная компания. Перевёрнутые карточки перемешать и разложить на столе. Каждый игрок достаёт по очереди карточку и озвучивает изображённое там животное, остальные же должны догадаться, кого он описывал.

«Закончи слово»

Игра развивает внимание, память и речь. Нужно попросить ребё нка закончить произносимое взрослым слово: «мага-зин», «доро-га», «коло-бок». Если малыш не догадывается, то ему можно показать на называемый объект.

«Голоса животных»

Данная игра развивает артикуляционный аппарат, речь и знакомит с миром животных. Нужно подготовить игрушки животных или карточки с их изображениями. Ребёнку нужно показать игрушки или карточки и дать ему их внимательно рассмотреть, одновременно рассказывая, где животное живёт и чем питается, какие издаёт звуки. Отлично будет сводить малыша в зоопарк или использовать записи голосов животных. Затем уже можно проводить итоговое занятие. При виде карточки малыш доложен назвать изображё нное животное и вспомнить издаваемые им звуки:

• петух — кукарекает (кукареку);

• гусь — гогочет (га-га-га);

• утка — крякает (кря-кря);

• индюк — кулдыкает (кулды-кулды);

• ворона — каркает (кар-кар);

• воробей — чирикает (чирик-чирик);

• филин — ухает (уху-уху);

• кошка — мяукает (мяу-мяу);

• собака — лает (гав-гав);

• коза — блеет (ме-е-е);

• кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю);

• корова — мычит (му-у-у);

• лошадь — ржёт (и-го-го);

• осёл — ревёт (иа-иа);

• мышка — пищит (пи-пи-пи);

• лягушка — квакает (ква-ква);

• тигр, лев — рычит (р-р-р);

• слон — трубит (ту-у-у);

• пчела — жужжит (ж-ж-ж).

Не следует спрашивать ребёнка обо всех животных сразу.

«У меня зазвонил телефон»

Игра пополняет словарный запас и развивает речь. В ней имитируется разговор по телефону, функцию которого может выполнять любой предмет, например, деталь от конструктора, палочка, кубик. Родитель и ребёнок должны по очереди изображать разговор по телефону. Старший от своего имени задаёт простые вопросы, а малыш отвечает. Затем они меняются ролями. Можно также говорить с малышом от имени животного или игрушки.

«Чем заняться?»

С ребёнком можно поговорить на тему, чем можно заняться в разных ситуациях. Например, что можно делать в лесу (слушать птиц, отдыхать, гулять, искать грибы, на реке (ловить рыбу, купаться) и т. д. Пусть малыш подумает, что можно делать с цветочками (поливать, рвать, нюхать, что делает дворник на улице (подметает, убирает снег). Вопросы нужно задавать так, чтобы при ответе на них малыш каждый раз использовал разные лица, числа и времена.

Прикреплённые файлы:

prezentatsiya_kih3h.ppt | 2697,5 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей дошкольников «Влияние речевой среды на формирование и развитие детской речи» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лауер Ирина Анатольевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей дошкольников «Влияние речевой среды на формирование и развитие детской речи»
Опубликовано: 19 марта 2024 в 16:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД