МААМ-картинки

Консультация для родителей «Дидактические игры для развития речи ребёнка»

Галия Саттарова
Консультация для родителей «Дидактические игры для развития речи ребёнка»

Консультация для родителей:

«Дидактические игры, способствующие развитию речи ребёнка»

Существует большое разнообразие дидактических игр и упражнений по развитию речи, которые можно использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Играя с ребёнком, вы не только способствуете развитию правильной грамотной речи, пополняете словарный запас ребёнка, но и укрепляете дружеские доверительные отношения со своим ребёнком.

Публикация «Консультация для родителей „Дидактические игры для развития речи ребёнка“» размещена в разделах

«Что звучит?» Цель: способствовать развитию фонематического слуха ребёнка.

Для игры подойдут различные предметы, производящие характерные звуки (бумага, кубик, крупа, металлические предметы и т. д.) Сначала надо познакомить ребёнка с предметами, а также какие эти предметы производят звуки. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый поочерёдно берёт предметы и производит шумы. Ребёнок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не открывая глаз. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т. д. За каждый правильный ответ можно вручить ребёнку фишку, наклейку.

«Собираем бусы – гирлянды из слов» Цель: пополнить словарь прилагательных.

В этой игре необходимо подобрать слова: существительные, прилагательные, которые объединены каким – то признаком. С помощью взрослого ребёнок собирает цепочку слов, которые логически соединены вопросами – переходами. Говоря слова, на верёвочку, шнурок нанизывайте с ребёнком бусинки, пуговицы, макароны, что поможет и развивать мелкую моторику и запоминать слова.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос: Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная. Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор. Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым. Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд. и т. д.

«Дополни предложение» Цель: расширение словаря прилагательных, глаголов.

Главное правило игры - к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т. д. Каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало, и в середину фразы; но помнить, чтобы общий смысл сохранялся и добавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце».

светило солнце;

ярко светило солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и блестело солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце.

Можно также нанизывать подходящие предметы на веревочку.

«Похожие слова». Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Взрослый называет ребёнку ряд слов и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняет ребёнку, что похожие слова - это слова - приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

«Два приятеля»Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова - приятели к данным словам: крошечный - (маленький, смелый - (храбрый, прекрасный - (красивый, пушистый – (мягкий, твёрдый - (крепкий, прочный).

«Семейная олимпиада». Цель: развитие словаря признаков; развитие словаря глаголов.

Играем всей семьёй. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов - признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например, снег (какой) – белый, пушистый, мягкий, липкий, мокрый, рыхлый, колючий, лёгкий, рассыпчатый, хрупкий, холодный … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак. Загадываем любое слово, обозначающее действие (что делает). Например, снег (что делает) – падает, ложится, идёт, кружится, летит, сверкает, переливается, блестит, хрустит, тает, прилипает…

«Два брата», «Гном и великан»Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры подберите картинки двух разных человечков, например, гномика и великана.

Предложите ребёнку послушать историю о двух братьях, гнома и великана.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький, маленький как гномик. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий, как великан. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький кукольный домик, а у Ища - большой домище, высокая гора, пещера. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

«Выбери правильное слово». Цель: развитие мышления, речевого внимания. Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предложите ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).

«Скажи наоборот». Цель: расширение словаря антонимов. Для игры понадобится мяч, клубок ниток. Произнесите слово и бросьте ребёнку мяч. Ребёнок называет противоположное по значению слово и возвращает мяч. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

ТРУДНО … ЛЕГКО

ТИХО …ГРОМКО

НАВЕРХУ…ВНИЗУ

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

Литература

1. Максаков А. И., Тумакова Г. Т. «Учите, играя» - М. : Просвещение, 1983.

2. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» П/ред. Сохина Ф. А. - М. : Просвещение, 1991.

3. Швайко Г. С. «Игры игровые упражнения для развития речи» - М. : Просвещение, 1988.

4. Лопухина И. В. Логопедия. «550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей» - М. : Аквариум, 1995

Публикации по теме:

Дидактические игры для обучения грамоте и развития речиДидактические игры для обучения грамоте и развития речи Хочу поделиться с вами некоторыми дидактическими играми для обучения грамоте и развития речи: а) Игра "Волшебные часы" (Цель: учить детей.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры и задания для развития речиДидактические игры и задания для развития речи Дидактические игры и задания для развития речи. Одной из главных задач стоящих перед воспитателем научить ребенка правильно и четко произносить.

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребёнка»Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребёнка» Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, лягушек и тюльпаны.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Дидактические игры для развития речи ребёнка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галия Саттарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Дидактические игры для развития речи ребёнка»
Опубликовано: 26 декабря 2020 в 10:12
+85Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД