Лучший педагог года

Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения для детей дошкольного возраста»

Елена Субботка
Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения для детей дошкольного возраста»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам ознакомиться с упражнениями, которые вы можете использовать при занятии дома.

Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционные упражнения для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить. Вашему вниманию представляю подбор основных артикуляционных упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

1. «Улыбочка» (статическое)

Цель: Развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы.

Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с.

2. «Заборчик» (статическое)

Цель: Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ. Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5-6 раз, продолжительность каждого упражнения 10-15 с.

3. «Трубочка, хоботок» (статическое)

Цель: Развивать круговые мышцы губ. Губы сомкнуты и

вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком

положении следует 10-15 с.

3. «Бегемотик, окошко» (статическое)

Цель: Развивать умение удерживать язык в таком положении длительное время.

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать открытым 5-10 с., медленно закрыть. Язык лежит спокойно за нижними зубами.

4. «Накажем непослушный язычок»

Цель: Вырабатывать продвижение широкого языка между

губами. Улыбнуться, приоткрыть рот, язык лежит на нижней

губе. Пошлепывая его губами, произносить: «Пя-пя-пя-пя…

5. Лопаточка» (статическое)

Цель: Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

6. «Желобок, подуем на лопаточку» (статическое)

Цель: Вырабатывать целенаправленную воздушную струю

по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык из полости рта – «Лопаточка». Плавно подуть на кончик языка. Выполнять упражнение следует 3-4 раза по 5-7 с.

7. «Иголочка» (статическое)

Цель: Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении. Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

8. «Змейка» (динамическое)

Цель: Развивать боковые мышцы языка. Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5-6 раз.

9. «Сердитая кошечка» (статическое)

Цель: Развивать подвижность мышцы спинки языка. Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

10. «Прятки» (динамическое)

Цель: Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами. Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

11. «Качели» (динамическое)

Цель: Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз). Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15-20 раз.

12. «Почистим зубки» (динамическое)

Цель: Упражнять в смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть неподвижна.

13. «Часики» (динамическое)

Цель: Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию

движения (справа налево). Рот приоткрыт. Узкий язык

движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться

губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет или

сопровождается словами: тик-так, тик-так.

Длительность выполнения упражнения – 20 с.

14. «Чашечка» (статическое)

Цель: Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем

положении. Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка

поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3-4 р.

15. «Индюк, болтушка» (динамическое)

Цель: Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Приоткрыть рот, положить широкий язык «чашечка» на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос «бл-бл-бл…»

16. «Вкусное варенье» (динамическое)

Цель: Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5-6 раз.

17. Упражнение «Катание шарика» (динамическое)

Цель: Укреплять боковые мышцы языка. Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) – 5-6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) – 5-6 кругов. Скорость движения языка можно менять.

17. «Утюжок» (динамическое)

Цель: Активизировать кончик языка на бугорках. Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Упражнение проводить 20-25 раз.

18. «Маляр» (динамическое)

Цель: Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении. Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу «потолок» вперед – назад. Упражнение проводить в медленном темпе 5-6 раз.

19. «Дятел, барабанщик» (динамическое)

Цель: Вырабатывать подвижность кончика языка. Рот широко раскрыт. Язык в форме «чашечки» с силой ударяет в бугорки- альвеолы, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку: д-д-д-д-д… Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Упражнение проводится в течение 15-20 с.

20. «Парус» (статическое)

Цель: Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении. Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком

положении под счет до 10. Упражнение повторить 2-3 раза.

21. «Лошадка» (динамическое)

Цель: Растягивать подъязычную связку языка. Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10-15 раз.

22. «Кучер» (динамическое)

Цель: Развивать дрожание губ под воздействием сильной воздушной струи. Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру».

23. «Грибок» (статическое)

Цель: Растягивать подъязычную связку языка. Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 5-6 раз.

24. «Гармошка» (динамическое)

Цель: Растягивать подъязычную связку языка. В положении «грибок» открывать и закрывать рот, язык не отрывать. Упражнение выполнить 10-15 раз.

25. «Прогони комарика» (динамическое)

Цель: Вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи. Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза.

26. «Настроение» (динамическое)

Цель: Вырабатывать подвижность губ. Губы растянуть в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения представляет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т. е. хорошим настроением.

Надеюсь, эти упражнения помогут вашему ребенку красиво и правильно говорить!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Игровые артикуляционные упражнения с пуговицейИгровые артикуляционные упражнения с пуговицей Чтобы речь ребенка была четкой, красивой, необходимо укреплять органы артикуляции. Для этого на логопедических занятиях выполняют артикуляционную.

Консультация для родителей «Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитании детей»Консультация для родителей «Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитании детей» Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитании детей. Общеразвивающие упражнения – это простые физические упражнения, выполнение.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению»Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению» Все реже можно увидеть детей дошкольного возраста с книгой в руках. Ребята предпочитают игры и просмотр мультипликационных фильмов в сети.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения для детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 31 октября 2023 в 20:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения для детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Субботка на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД