МААМ-картинки

Консультация для родителей «Организация мини-музеев в ДОУ как средство приобщения к истокам национальной культуры»

Галина Степанова
Консультация для родителей «Организация мини-музеев в ДОУ как средство приобщения к истокам национальной культуры»

«Организация – мини музеев в ДОУ как средство приобщения к истокам национальной культуры, воспитания эмоциональной культуры, воспитания эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности к своей Родине»

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в

совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и

формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности,

приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе

Публикация «Консультация для родителей „Организация мини-музеев в ДОУ как средство приобщения к истокам национальной культуры“» размещена в разделах

родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства

сопричастности, привязанности к окружающим.

В современных условиях жизни общества одним из центральных

направлений работы с подрастающим поколением становится

патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от

отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений —

одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание

культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему

необходимо с дошкольного возраста.

Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям

нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род,

родство, Родина. Такую работу лучше проводить коллективом

единомышленников, который может решить эту задачу комплексно. Такой

коллектив и сложился в ДОУ. Работа строилась, систематизировано по

нескольким направлениям и включала в себя несколько этапов. В воспитании

дошкольников мы опираемся на молодую отрасль педагогической науки -

музейную педагогику, тесно связанную с такими дисциплинами, как

музееведение, искусствоведение, история, краеведение. Музейная педагогика

помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и

культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Цели и задачи мини – музеев.

1. Реализация направления «Музейная педагогика».

2. Обогащение предметно – развивающей среды.

3. Обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми

формами.

4. Формирование у дошкольников представлений о музее.

5. Расширение кругозора дошкольников.

6. Развитие позновательных способностей и познавательной деятельности.

7. Формирование проектно – исследовательских умений и навыков.

8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать

полученные умения и навыки.

9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

10. Формирование активной жизненной позиции.

Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он

— соавтор, Слово "музей" происходит от греческого слова museion и

латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением

и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и

человеческого общества и представляющих историческую, научную или

художественную ценность.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции,

соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском

саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае

отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры

экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть

которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской

душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и

культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких

людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и

родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они

могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома

экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших,

пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не

только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять

творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и

дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы

воспитателя, детей и их семей.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений.

Для расположения мини-музеев можно использовать различные части

групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и

т. п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в

интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок,

способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в

которую так важно для детской психики.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно

должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например,

музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей

создается мини-музей игрушек-забав.

Мини-музеи должны постоянно пополняются новыми экспонатами.

Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со

взрослыми.

Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:

1. Подготовительный этап

В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с

родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его

модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в

группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят

экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа

воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по

своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они

считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся

экскурсоводами.

3. Подведение итого

Тематика мини-музеев может быть различной:

«Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев,

взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей;

необходимость бережного отношения к природе;

«Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты

использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества

детей и родителей;

«Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак,

об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных,

глиняных, бумажных фигурок, о роли собак в жизни человека;

Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг,

воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о

разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;

«Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие

внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие

игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке

существ);

«Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными

местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;

знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными

местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии

собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

«Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными

особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с

народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и

памятными местами; развитие речи; формирование представлений об

историческом времени, связи со своими предками;

«Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру

театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для

самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка

спектаклей, сочинение сценариев, сказок;

Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае,

дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как

менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели,

придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе,

выражать себя с помощью средств искусства;

Картинная галерея;

Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие

объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного

материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого

в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые

природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и

животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос,

перья;

«Воинской доблести и славы» и др.

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать

экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная

экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо

уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они

привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей

младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные

задачи:

Выявление творческих способностей детей;

расширение представлений о содержании музейной культуры;

развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного

возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных

и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий,

организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных

формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и

ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические

принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными

факторами, как развивающая направленность обучения, психологические

особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует

систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях

систематической работы и методически правильной организации

педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать

обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо

велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру

музейных ценностей

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и

их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными

каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство

гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного

учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Публикации по теме:

Приобщаем детей к истокам национальной культурыПриобщаем детей к истокам национальной культуры Дошкольное детство является наиболее благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения.

Отчет по теме самообразования «Организация мини-музеев в ДОО»Отчет по теме самообразования «Организация мини-музеев в ДОО» Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Месячник мордовской национальной культуры во второй младшей группеМесячник мордовской национальной культуры во второй младшей группе Дата проведения Мероприятие Цель 1 марта Беседа: «Для чего нужен герб, флаг и гимн». Расширить и обобщить представление детей о государственных.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Отчет о работе по месячнику национальной культурыОтчет о работе по месячнику национальной культуры В марте месяце 2019 года Администрация г/о Саранск Департамент по социальной политике управление образования объявили о месячнике национальной.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книгеСоциальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге "Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге". Элизабет.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Организация мини-музеев в ДОУ как средство приобщения к истокам национальной культуры» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Степанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Организация мини-музеев в ДОУ как средство приобщения к истокам национальной культуры»
Опубликовано: 15 августа 2021 в 12:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД