Папки-передвижки

Консультация для подростков «Вред наркомании»

Оксана Довженко
Консультация для подростков «Вред наркомании»

Консультация для подростков : «Вред наркомании»

В современном обществе мало кто не знает о вреде наркотиков, но все же эти вещества по-прежнему привлекают людей, становясь губительными для многих.

Наркотик, с греческого языка дословно переводится как, приводящий в оцепенение, или ступор. Первым кто ввел этот термин в обиход, был греческий целитель Гиппократ, давая название веществам, приводящим к полной потере чувствительности, а в некоторых случаях вызывающих паралич. История возникновения наркотиков намного старше, чем вы можете себе представить, ее истоки берут свое начало, за пять тыс. лет до нашей эры в шумерской цивилизации, и подтверждением этому служат записи древних шумеров, с подробным рецептом приготовления и употребления опиума, или как они его называли «GIL», что в переводе с шумерского означает «радость». (О пиум — это очень сильный наркотик получаемый из не созревших коробочек опийного мака, содержит большое количество морфия, по воздействию можно сравнит с героином.)

Публикация «Консультация для подростков „Вред наркомании“» размещена в разделах

Изначально наркотики использовались в медицинских целя. Например, целительная книга китайского императора, жившего в 3 тыс. до нашей эры, описывала рецепты лечения кашля, поноса, и чрезмерной забывчивости с помощью гашиша. В религиозных целях наркотик использовался, для достижения состояния измененного сознания, но древние мало чем отличались от современников, и желание кайфануть им не было чуждо. В современном мире, определение наркотика не изменилось единственное отличие – это количество веществ классифицируемых, как наркотик, хотя стоит отметить, то что является наркотиком и безусловным ТАБУ в одной культуре, в другой считается дарами богов, не карается законом, а применение некоторых наркотиков, даже поощряется, так, как считается обязательным условием на пути самопознания.

Цель: уберечь молодое поколение от употребления наркотиков.

Задачи: ознакомиться с понятием «наркотики» и «наркомания», показать негативное влияние наркотиков на здоровье человека, профилактика употребления наркотиков.

Понятие «наркотики» и «наркомания»

Термин "наркотик" имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле, согласно определению, данному в докладе Всемирной организации здравоохранения, наркотиком называют химическое вещество или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности, прием которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры. В медицине термин "наркотик" используется в более узком смысле, с учетом юридического критерия. Наркотиками при этом называют вещества, которые в силу их медицинской и социальной опасности внесены соответствующими государственными органами в Список наркотических средств. Заболевание, вызванное злоупотреблением препаратами из этого Списка, называют наркоманией. Если же заболевание связано со злоупотреблением веществом, не входящим в Список наркотических средств (например, летучие растворители, транквилизаторы, то его определяют как токсикоманию.

В медицине наркоманией называют хроническое прогрессирующее заболевание, вызванное злоупотребление наркотиком и проявляющееся психической, и физической зависимостью от наркотика, возрастанием переносимости привычного вещества, а также личностными изменениями. В США наркоманию определяют как хроническую болезнь головного мозга, сходную с такими соматическими заболеваниями, как гипертоническая или язвенная болезнь. В психотерапии наркоманию рассматривают как болезнь зависимости.

Классификация наркотиков

Препараты, вызывающие наркотическую зависимость, можно отнести к одному из следующих типов:

Опиаты – продукты опийного мака и синтетические наркотики

-героин

-метадон

-кодеин

-морфин

-промедол

-фентанил

Психостимуляторы – производные фенилалкиламина и кокаин:

-кокаин

-эфедрон

-амфетамин (фенамин)

-метамфетамин (первитин)

-"экстази"

Каннабиоиды - препараты конопли:

-гашиш

-марихуана

-анаша

-"план"

Галлюциногены – препараты, вызывающие галлюцинации, иллюзии и бред:

-ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты)

-РСР (фенциклидин)

-псилоцибин

-мескалин

Снотворно-седативные – лекарственные препараты, оказывающие воздействие на центральную нервную систему:

-барбитураты

-транквилизаторы

Летучие наркотически действующие вещества - различного рода ингалянты и газы.

Негативное влияние наркотиков на организм человека

Эйфория, небывалая бодрость, оригинальные мысли, сила и энергия - всё это могут подарить человеку те или иные наркотические средства. Однако эйфория быстро пройдёт, бодрость превратится в сильную усталость, а сила и энергия - в вялость и апатию. Как влияют наркотики на организм человека? В каких случаях допустим приём наркотических средств? В чём заключается вред наркотиков? Любое вещество, попавшее в организм, оказывает полезное или вредное воздействие на все системы человека - дыхательную, пищеварительную, нервную, сердечно-сосудистую, эндокринную и другие.

Дыхательная система

При употреблении наркотиков происходит угнетение центра, отвечающего за дыхательную деятельность человека. Вследствие этого наркоман будет страдать от недостатка кислорода, а через некоторое время у него разовьётся хроническая гипоксия. Обычно состояние, при котором организм человека не может усвоить достаточное количество кислорода, развивается у пожилых или больных людей. От гипоксии страдают все внутренние органы, в том числе головной мозг, что в дальнейшем проявится замедленностью реакций, значительным снижением умственных способностей и памяти. Но вред наркотиков выражается не только в гипоксии. В большинстве случаев люди, принимающие наркотики, умирают не от кислородного голодания, а от остановки дыхания. Так стоят ли кратковременные головокружительные эмоции и чувство эйфории жизни человека? Вред наркотиков распространяется и на кашлевой центр, который выполняет защитную функцию организма. Из-за этого в лёгких наркомана происходит накопление мокроты, гноя, слизи и грязи - тех веществ, которые у нормального человека вышли бы с кашлем. Лёгкие наркомана - это, мягко сказать, постоянно пополняющаяся "помойка". Кто из людей, попробовавших наркотики и в дальнейшем получивших от них зависимость, думал об этом?

Сердце и сосуды

Помимо угнетения дыхательного и кашлевого центров, происходит ещё и нарушение функций сосудодвигательного центра, вследствие чего артериальное давление наркомана снижается, а пульс становится реже. Одна из главных функций сердца и сосудов - это снабжение тканей и органов кислородом и удаление из них вредных веществ. Однако у наркомана все процессы очищения организма замедляются. И наличие старческих изменений в ещё молодом организме становится неудивительным фактом.

Пищеварение

Вред наркомании несомненен. И в случае с пищеварительной системой - он настолько большой, что большинство людей, которые когда-то решили просто попробовать покурить, уколоться или подышать, незамедлительно бросили бы свою попытку употребить тот или иной наркотик, если бы знали о том, что их ждёт. Атония кишечных стенок - вот что грозит наркоману. Звучит не так страшно, как есть на самом деле. "Атония" - это отсутствие нормального тонуса. И из-за того что органы пищеварения не могут нормально сокращаться, наркоман превращает себя в "мешок с каловыми массами". Запоры по десять дней, отвратительный запах изо рта, процессы гниения в кишках, каловые массы, некоторая часть которых впитывается в кровь и разносится по всему организму. Что ж тут приятного? Эйфория давно прошла, а кал остался.

Будущее поколение

Вред наркотиков распространяется и на половую систему. Ребёнок-урод - вот что ждёт женщину-наркоманку, если она задумает вдруг завести детей. Если ребёнок и не будет уродом, то проблемы со здоровьем у него явно будут. Да и сможет ли наркоманка завести детей? Вот вроде бы и всё. Для примера опишем вред амфетамина : сильнейшая депрессия, усталость, изнуряющая бессонница, паранойя, галлюцинации, бредовые идеи, ослабление иммунной системы, нарушение работы всех внутренних органов. Зависимость от наркотиков - это долгая и мучительная смерть.

Профилактика употребления наркотиков

Профилактика зависимости от наркотиков - одно из важнейших и эффективных направлений профилактики неинфекционной патологии.

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:

• воздействие средств массовой информации;

антинаркотическое обучение;

• использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;

• создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т. д.);

• проведение антинаркотических мотивационных акций;

• организация деятельности социальных работников волонтеров;

• деятельность системы ювенальной юстиции.

Психологические технологии первичной профилактики:

• развитие личностных ресурсов;

• формирование социальной и персональной компетентности;

• развитие адаптивных стратегий поведения;

• формирование функциональной семьи.

Главная цель вторичной профилактики - изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или предиспозиции личностных, поведенчиских и других расстройств; характеристиками среды, воздействующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик.

При этом среда рассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс (любое требование среды, является стрессом; в случае поведения риска стрессовое давление среды, ее сопротивление резко увеличивается как реакция на это поведение, а само поведение индивида - как фактор риска наркомании.

Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением различных стратегий.

Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения.

Вторая стратегия - изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия - формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

• формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;

• формирование мотивации на изменение поведения;

• развитие проблем - преодолевающего поведения;

• формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.

Психологические технологии:

• преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;

• осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

• развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

• анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ.

Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов и ролей взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.

Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

Третичная профилактика наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики - снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье - обязательное условие проведение третичной профилактики.

Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий.

Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления наркотиков или других психоактивных веществ.

Вторая стратегия - изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия - осознание ценностей личности. Четвертая стратегия - изменение жизненного стиля.

Пятая стратегия - развитие коммуникативной и социальной компетентности.

Шестая стратегия - формирование и развитие социально - поддеривающей сети.

В этих стратегиях используются различные технологии. Социальная и педагогическая технологии:

• формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

• формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;

• развитие социальной компетентности, преодоление искушения наркотизации;

Формирование социально - поддерживающего стратегии поиска социальной

• поддержки поддерживающих сетях.

Психологические технологии:

• осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;

• осознание личных целей и путей их достижения;

• осознание влечения и зависимости;

• изменение жизненного стиля в целом;

• развитие коммуникативной и социальной компетентности;

• развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

• развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

Медицинские технологии заключаются в грамотном психофармакологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия.

Заключение

Наркомания затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности, препятствует духовному, эмоциональному, интеллектуальному развитию. Человеческое сознание сужается до удовлетворения только одной потребности - поиска и приема наркотиков. Наркоман представляет опасность для общества не только различными формами девиантного поведения, связанного с фактом приобретения и употребления наркотиков, распространение наркомании приводит к социодеструктивным функциям в обществе и представляет прямую угрозу д

Поэтому профилактическая работа должна проводиться по специально разработанным программам с учетом особенностей их семейной и социальной ситуации. В ходе выполнения профилактических программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влияние на психическое, психологическое социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, не только для самого наркомана, но и для общества. Необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основе формирования оптимальной жизненной установки противостоять желанию попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации.

Публикации по теме:

«Раннее развитие — вред или благо?» Консультация для родителей О раннем развитии ребенка мы слышим везде - в информационных программах на телевидении, от родителей и знакомых. Эта тема много и подробно.

Детский проект «Мультфильмы! Польза или вред?»Детский проект «Мультфильмы! Польза или вред?» Вид проекта: исследовательский, краткосрочный Участники: дети старшей группы Козырева Е. Г. -воспитатель Актуальность: мультфильмы занимают.

Классный час в 8 классе «Интернет: вред и польза?» Аннотация В современном мире Интернет превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью современной цивилизации. Вряд.

Конспект НОД в старшей группе «Гаджеты — вред или польза»Конспект НОД в старшей группе «Гаджеты — вред или польза» Конспект занятия в старшей группе «Гаджеты – польза или вред?» Цель: формирование знаний детей о пользе или вреде использования гаджетов.

Консультация «Большой вред маленькой батарейки»Консультация «Большой вред маленькой батарейки» Большой вред маленькой батарейки. В жизни каждого малыша окружают множество ярких и красивых игрушек. Немалая часть машин, роботов, кукол,.

Консультация для родителей «Компьютерные игры. Польза или вред?» Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Вследствие ускоряющегося.

Консультация для родителей «Повторное чтение. Польза или вред для малыша?» Консультация для родителей «Повторное чтение. Польза или вред для малыша?» «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир.

Консультация для родителей «Скрытый вред телевизионного экрана» Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь.

Консультация для родителей «Солнечные ванны — польза и вред для ребёнка»Консультация для родителей «Солнечные ванны — польза и вред для ребёнка» Наступило лето! Пора отпусков, поездка с семьей к морю, на озеро, к реке. Независимо от того, какое солнечное место вы выбрали для отдыха.

Тематическое планирование курса «Профилактика наркомании, ВИЧ-инфицирования, употребления ПАВ. ЗОЖ»Тематическое планирование курса «Профилактика наркомании, ВИЧ-инфицирования, употребления ПАВ. ЗОЖ» Модуль «Я выбираю здоровый образ жизни» - 5 часов 1. Проведение акции (флешмоб) «Общешкольная зарядка». Цель: Поляризация здорового образа.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для подростков «Вред наркомании» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Довженко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для подростков «Вред наркомании»
Опубликовано: 22 декабря 2020 в 19:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД