МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Знакомство детей дошкольного возраста с экологическими проблемами современности»

Марина Воробьева
Консультация для педагогов «Знакомство детей дошкольного возраста с экологическими проблемами современности»

Знакомство детей дошкольного возраста с экологическими

проблемами современности.

Список литературы:

1. С. Н. Николаева «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении»

2. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»

Предисловие

Публикация «Консультация для педагогов „Знакомство детей дошкольного возраста с экологическими проблемами современности“» размещена в разделах

Двадцатый век – это интенсивный научно – технический прогресс и актуализация культуры как жизненно необходимой и философской категории, прокладывающей путь к синтезу науки, религии и искусства. Прогресс цивилизации в значительной степени обусловлен бурным развитием естествознания. Экология приобретает особую значимость.

Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием.

Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К. Д. Ушинский, В. Г. Огородников, В. А. Сухомлинский и др.

На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек. ", "Не ждать милости от природы. " ит. д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней.

Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних перевоспитаний практически всех аспектов общественной жизни.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе они погубят себя. Очевидно, что именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношение с ним.

Концепция и программа в комплексе с технологиями позволяют любому дошкольному учреждению реализовать систему ознакомления детей с природой в новом – экологическом – ключе.

Основа содержания экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание рассматривается как процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход – основополагающие идеи и понятия экологии.

Реализация экологического подхода в ознакомлении дошкольников с природой может быть осуществлена на основе нового содержания, которые необходимо определить, используя ведущие идеи и понятия теоретической экологии как системы знаний для взрослых и детей. При этом следует иметь в виду двойную функцию теоретического материала: формирование круга научных представлений об экологии у специалистов дошкольного воспитания; построение дидактической системы экологических знаний для детей.

Учитывая специфику возраста детей, особенность их психического и личностного развития. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала является: наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность всего того, с чем предполагается знакомить детей.

Дошкольник знакомится с миром природы, непосредственно через наблюдение или практическую деятельность в том пространстве, в котором протекает его жизнь. Опосредованные способы познания природы (книги, картины, телевидение) расширяют его кругозор, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие. Непосредственное общение с природой имеет то преимущество, что насыщает эмоциональное восприятие ребенка яркими впечатлениями. Что же ребенок видит в природном окружении?

Ребенок знакомится с природой на уровне целостного организма. Предметом его восприятия и деятельности становится, прежде всего, отдельные конкретные растения, животные, способы их функционирования. Предметом познания является связь объектов живой природы с внешней средой: растения корнями уходят в землю, животные перемещаются в пространстве, поедают пищу и пр. Дети могут сталкиваться со средообразующей деятельностью человека: его труд обеспечивает возможность существования домашних животных, комнатных растений и других культур, специально выращиваемых для нужд людей. В ряде случаев, особенно в сельской местности, дети могут наблюдать природные сообщества: пруд, болото, луг и пр. Таким образом, в наибольшей степени, отвечающей специфике и познавательным возможностям дошкольников, является конкретный предмет живой природы.

Современная биология рассматривает отдельно взятый организм как самостоятельную единицу живого. По определению В. И. Вернадского, организм- это отдельный элемент однородного живого вещества. Среди различных уровней организации живой материи отдельный организм занимает свое определенное место: следуя за молекулярно – генетическим уровнем, он предшествует популяционно – видовому и биогеоценотическим уровням. В философской науке выделяются такие качества организма, как целостность и завершенность; организм рассматривается как хорошо структурированная отлаженная система.

Главная характерная черта – это разнообразие живых объектов, с которыми сталкивается ребенок в период дошкольного детства. Ближайшее природное окружение позволяет видеть ему множество цветущих растений, высокие деревья и низкие травы, ползающих жуков и порхающих бабочек, различных птиц. Многообразие объектов и явлений природы врываются в жизнь ребенка, и становится предметом его познания. Все многообразие растений и животных предстает перед ребенком не в статичном, неизмененном виде. Дети могут наблюдать контрастные состояния растений в летний и зимний периоды, во время их цветения и увядания, динамичность животных при различных формах их поведения, видеть детенышей и взрослых особей. Все явления оставляют яркие эмоциональные впечатления у дошкольников. Таким образом, многообразие растений и животных, их связь с внешней средой, рост и развитие являются атрибутами окружающей ребенка природной действительности, которые без напряжения входят в сферу его познавательной деятельности.

Видовое многообразие живых объектов, их тесная взаимосвязь со средой обитания, особенности онтогенетического развития растений и животных – три важных аспекта биоэкологи. Они могут стать исходными положениями для построения дидактичной системы экологических знаний о живой природе для детей дошкольного возраста.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» нацелена на воспитание гуманной, социально – активной и творческой личности.

Экологическое образование в программе «Истоки» не выделено в качестве отдельного направления, а пронизывает ее различные разделы, наиболее полно проявляясь в разделе «Природа и ребенок». Такой подход отражает идею экологизации всего педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Какие же задачи экологического образования можно решать в рамках различных разделов программы?

«Социальное развитие». Акцентируется внимание на вопросах социальной компетентности ребенка. Такой подход крайне важен с точки зрения преобразования экологических знаний ребенка в поведенческие, мотивационные установки, реализуемые им на практике. Формирование отношений природы и ребенка идет на фоне его постоянного общения с взрослыми, другими детьми, в процессе, которого ребенок усваивает нравственные общечеловеческие ценности, национальные традиции, проявлять любовь к семье и Родине, формируется его гражданственность. Нравственные общечеловеческие ценности должны включать и представления ребенка о самоценности, красоте, уникальности природы, ее эстетическом значении в жизни человека.

Включая в программу ряда проблем социальной экологии способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения. Ребенок знакомится с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя правильно не только в лесу, но и своем городе, в доме. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться.

Представлений о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния, желания и умения действовать. Воспитать у детей понимание необходимости разумного потребления, навыки экономного использования ресурсов.

Гражданскую позицию ребенка формируют даже самые незначительные по масштабу действия – посадка деревьев, выращивание цветов, уборка мусора, исследование окружающей территории детского сада, парка. А любовь к Родине, как утверждал М. Пришвин, неразрывно связана с любовью к природе.

«Познавательное развитие». Познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Ребенок знакомиться с природой в процессе непосредственного общения с ней, экспериментирования, наблюдения, коллекционирования. Изучение объектов природы, их взаимосвязей способствует формированию у детей представлений о причинно – следственных связях, обобщенных представлений об объектах (животные, растения, грибы).

Познакомив детей с некоторыми природными закономерностями и сформировав эмоциональное, осознанно – бережное отношение к различным компонентам природы, педагог переходит к обсуждению проблем взаимоотношений человека и природы и их последствий. При таком подходе ребенок на основе сформировавшихся в процессе представлений и эмоционально-положительного отношения к природе может сформировать правила поведения в природе, оценить действия человека с позиции безопасности для природы. К необходимости бережного отношения к деревьям дошкольники знакомятся с разнообразными животными, растениями, грибами, которые тесно связаны с деревьями. Затем обсуждают, что будет с каждым из этих организмов в случае исчезновения дерева. В заключение обсуждается необходимость беречь деревья, формулируется правила поведения в лесу, в городе.

«Эстетическое развитие». Через эстетическое восприятие дети постигают красоту, неповторимость природы, учится видеть необычное в обычных явлениях окружающего мира. Формированию положительного отношения к природе способствуют ее художественные, музыкальные образы ( рассматривание репродукций художников: Шишкин, Васнецов, Айвазовский и др., прослушивание музыкальных произведений: Чайковского, Шуберта, Баха и др.). Формирование у ребенка положительного отношения к естественным (лес, луг, река) и искусственным (парки, скверы, природно – архитектурные ансамбли) ландшафтам (красивые, вызывающие положительные эмоции, а значит-нужно беречь) и отрицательного – к загрязненным, замусоренным местам, хаотичным нагромождениям серых зданий, свалкам (некрасиво – нужно делать так, чтобы их не было). Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умение удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как меньших братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира: и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.

«Физическое развитие». С ранних лет надо формировать потребность в здоровом образе жизни. Экологическое образование предполагает активное общение ребенка с природой, а значит, тесно связано с его физической активностью и здоровьем. Здоровье ребенка зависит от состояния окружающей его среды и от его собственного поведения: избегать экологически неблагоприятных участков во время игр, прогулок.

«Речь и речевое общение». Экологическое образование должно способствовать развитию речи ребенка. Для этой цели могут использоваться объекты природы: обитатели живого уголка, домашние животные, комнатные растения. На основе своих наблюдений дети составляют рассказы, сказки, загадки. Наблюдения, экспериментирование и другие виды детской деятельности обязательно сопровождаются детским обсуждением с активным участием детей.

«Художественная литература». Для различных занятий по экологии подбираются соответствующие тематике художественные (сказки, рассказы: М. Пришвин, Б. Житкова, Бианки и др. ; стихи: А. С. Пушкин, Есенин, Тютчев) научно-популярные произведения, которые обсуждаются с детьми. Ребенок учится выражать свое эмоциональное отношение к природе при помощи различных литературных образов. На основе собственных наблюдений, опыта дети сочиняют рассказы, сказки, стихи.

«Культура быта». Научить ребенка существовать в мире природы и вещей, не нарушая естественного равновесия. «Заботливая связь с тем местом на земле, где живет сам человек». Изучение экологии своего дома, жилища, знакомство ребенка с использованием природных ресурсов, формирование навыков бережного отношения к ним (экономия воды, света, бумаги, вторичное использование различных отходов, например, упаковок) знакомство с проблемой загрязнения среды мусором, опасными бытовыми химическими веществами.

«Математическое представление». Ориентировка ребенка в пространстве, во времени связано формирование у ребенка представлений о смене дня и ночи, времен года. На основе наблюдений за объектами природы дети могут составлять собственные математические задачи.

«Конструирование». Работа с природным материалом, помогает ребенку знакомится с различными свойствами природных объектов, способствует образному восприятию природы. В то же время, собирая природный материал для конструирования, дети начинают бережно относиться к природе: нельзя ломать ветки, срезать кору деревьев.

Таким образом, экологическое образование должно быть неотъемлемой составной частью педагогической работы, что необходимо учитывать при создании единого образовательного пространства дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №23 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» 142003, Московская.

Консультация для педагогов «Закаливание детей дошкольного возраста» Закаливание детей дошкольного возрастаматериалы для педагоговрезультат самообразования Федеральный государственный образовательный стандарт.

Консультация для педагогов «Труд детей в природе — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Труд детей в природе - средство всестороннего развития детей дошкольного возраста его значение Трудовое воспитание является одной из важнейших.

Консультация для педагогов: Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста. Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью.

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к народной игровой культуре» Давно известно, что игра – не только естественный спутник жизни ребенка с ранних лет, источник его радостных эмоций, но и традиционное средство.

Консультация для педагогов «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста» Структурные компоненты психомоторных способностей и их развитие у дошкольников Цель: осветить значение психомоторики в развитии детей дошкольного.

Консультация для педагогов «Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста» Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Консультация с элементами тренинга для педагогов: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста В нашей жизни эмоции занимают очень важное место. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личностную значимость и оценку внешних.

Рекомендации для педагогов по развитию ритмической способности детей с речевыми проблемами Ритмическая способность детей с нарушениями речи нуждается в постоянном развитии и коррекции, в связи с чем нами составлен список рекомендаций.

Консультация для педагогов «Специфика музеев для детей дошкольного возраста» В современном музееведении существует такое понятие, как «детский музей». Детские музеи распространены во многих странах мира, а в последнее.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Знакомство детей дошкольного возраста с экологическими проблемами современности» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Воробьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Знакомство детей дошкольного возраста с экологическими проблемами современности»
Опубликовано: 9 января 2019 в 23:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД