Получи документы

Консультация для педагогов «Значение нравственно-этических бесед с детьми старшего дошкольного возраста»

Елена Денисова
Консультация для педагогов «Значение нравственно-этических бесед с детьми старшего дошкольного возраста»

В современных условиях педагоги дошкольных учреждений имеют возможность широкого выбора практических методических пособий по работе с детьми, что позволяет более результативно решать воспитательно-образовательные задачи исходя из потребностей детей, а также уровня их развития. Организовывая общение как на занятиях, так и вне занятий, необходимо учитывать индивидуальные особенности, потребности и интересы детей. В основу внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения педагога с детьми 5-7 лет, положены и используются беседы, а также загадки и стихи.

Публикация «Консультация для педагогов „Значение нравственно-этических бесед с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Помимо того, что беседы расширяют познания об окружающем мире и человеке и развивают самосознание детей, они позволяют им получить навыки общения со взрослыми и сверстниками, учат вступать в диалог, высказывать свое мнение, обосновывать его, прослеживать логику беседы, учитывать желания и мнение других, тем самым обогащая социальный опыт каждого ребенка. Беседы сближают детей со взрослыми, которые воспринимаются при общении как психологически равные партнеры. Педагог, общаясь с детьми, вспоминает свое детство, свои переживания, радости, победы над собой, свои желания. Дети начинают понимать, что всемогущий, всезнающий воспитатель тоже был когда- то малышом, радовался и страдал так же, как они, что он может понять ребенка, его переживания. На этом понимании рождается настоящая дружба между взрослыми и детьми, взаимная привязанность, симпатии - все то, что делает жизнь ребенка в детском саду эмоционально комфортной, радостной. Беседы на внеситуативно-познавательном уровне общения, доступные ребенку уже со средней группы, их следует сопровождать демонстрацией разнообразных наглядных пособий: иллюстраций, картин, предметов, моделей, схем и т. п. Это делает общение более эмоциональным, живым, помогает концентрировать внимание детей, вызывает у них заинтересованность, что особенно актуально для детей, страдающих недостатком внимания, восприятия и памяти, особенно вербальной. По ходу беседы отдельные ситуации можно усложнять и драматизировать, чтобы нагляднее обозначить проблему и показать ее решение.

Желательно по ходу беседы приобщать детей к разнообразным действиям, снимая напряжение вербального диалога, который быстро утомляет. Это полезно для лучшего понимания предмета разговора. Диалог в процессе деятельности осуществляется более непринужденно, дети охотно делятся своими мыслями и впечатлениями.

Непременным условием таких бесед является терпеливое выслушивание педагогом каждого ребенка. Воспитатель не спешит задавать все заготовленные вопросы. Главное, чтобы дети получили удовольствие от общения с педагогом и ощутили потребность в повторном общении. Взрослый включает в свои высказывания образные выражения, различные глагольные формы, яркие прилагательные, многозначные слова, с трудом запоминающиеся детьми с речевыми отклонениями. Это обогащает лексику детей, побуждает их говорить развернутыми фразами.

В беседах обязательно учитывается личный опыт детей, что делает общение более понятным, содержательным. Важно, чтобы по ходу беседы вопросы задавал не только педагог, но и дети.

Беседы на уровне внеситуативно-личностного общения чаще доступны детям 6-7 лет. Такие беседы не сопровождаются показом наглядных пособий, так как в их основе лежат обобщающие понятия, касающиеся человеческих отношений, чувств.

Темы личностного общения могут быть самыми разнообразными. Желательно, чтобы они были связаны с реальными событиями из жизни ребенка, с его интересами и опытом общения с другими людьми. Главное, чтобы разговор шел о людях, поступках, отношениях. Способность к сугубо речевому общению, без опоры на наглядные пособия, очень важна и для подготовки ребенка к обучению в школе, и для его дальнейшей жизни.

Важно следить за тем, чтобы ребенок научился слушать, не перебивать, не отвлекаться. Такое общение не может быть длительным, оно продолжается 10-15 минут. Поэтому не следует искусственно затягивать его. Целесообразно разделить планируемое содержание беседы на доступные для детского восприятия части. Чем больше ребенку хочется общаться со взрослым в той или иной ситуации, тем более эта ситуация соответствует его потребностям.

В процессе обсуждения жизненных проблемных ситуаций не следует слишком драматизировать события - это пугает детей. Полезнее привести максимальное количество доступных конкретных вариантов выхода из ситуации, чтобы этот опыт дети могли использовать в жизни.

О том, как развивать навыки общения у детей, можно прочитать в книге Л. Н. Галигузовой и Е. О. Смирновой «Ступени общения: от года до семи лет».

Педагоги приводят и обучают конкретным методам и формам общения, что всегда вызывает трудности, особенно у молодых специалистов.

Непринужденная форма общения наиболее результативна, она дает ребенку возможность свободно высказываться, не бояться ошибок. Общение обязательно должно быть эмоциональным, не допускается никакого нравоучительного тона, излишней строгости в голосе педагога. Такое общение должно напоминать разговор двух (или более) друзей.

Необходимо в работе применять методику игр телефонного разговора, разработанной в концепции развития сюжетно-ролевой игры доктором педагогических наук Н. Я. Михайленко и кандидатом психологических наук Н. А. Коротковой. Авторы считают, что развивать игровой диалог с помощью специально организованной игры с телефоном возможно с детьми средних групп. Начинать игру необходимо со специально организованного занятия, на котором детей знакомят с телефоном и правилами пользования им. На стадии ознакомления лучше использовать настоящий телефонный аппарат, а затем можно перейти на игрушечную модель. В перспективе телефонный аппарат вообще может присутствовать в воображении участников игры. Современные дети, как показала практика, с удовольствием разговаривают по воображаемому мобильному телефону. Муляж подобного телефона очень легко сделать из подручных материалов.

Следующий этап работы - организация диалога с помощью знакомых выражений. Для этого можно использовать стихотворение К. И. Чуковского «Телефон», текст которого многие дети знают наизусть. При этом важно понять, как должен действовать педагог.

Когда дети хорошо знают текст стихотворения, они легко вступают в диалог, изображают голоса животных, получают положительные эмоции. На этом этапе важно, чтобы в игре был задействован телефонный аппарат, который стимулирует речевую деятельность.

Если на этом этапе дети хорошо усвоили, как строится диалог, можно переходить к специальным обучающим играм, которые имеют конкретное содержание, максимально приближенное к жизни. Практика показала, что дети не только охотно играют с использованием телефона по готовым сценариям, но и вносят новое содержание в беседу, импровизируют, выступают инициаторами игры. В этих играх на первых порах педагог приводит образец ответа или встречного вопроса в виде подсказки, а ребенок повторяет, усваивая речевые обороты.

Следующий этап - включение телефонных разговоров в содержание сюжетно-ролевых игр в целях обогащения ролевого общения. Этому способствуют сами дети, охотно принимая предложения взрослого партнера как игру. Воспитатели, использующие эту методику, отмечают ее хорошую результативность не только в группах детей с нормой развития, но и в логопедических и группах для детей с задержкой психического развития.

Однако здесь необходима система. Только систематическое использование игр по методике телефонного разговора приводит к позитивным результатам в развитии диалогической речи ребенка.

Игры с телефоном не только развивают речь, но и способствуют развитию воображения, памяти, образности мышления. Ведь ребенку необходимо зримо представить партнера по общению и предмет разговора, выстроить диалог в определенной логической последовательности, используя разнообразные формы обращения. Для детей это довольно сложно, так как они не видят человека, с которым разговаривают по настоящему телефону.

Игры с телефоном полезны и педагогам. Не секрет, что культура общения по телефону стоит на низком уровне.

Не менее важно использовать игры - путешествия. Ценность их состоит в том, что содержание подобных игр не зажато в рамки жесткой структуры, их можно бесконечно видоизменять в зависимости от времени года, настроения детей, ограниченности игрового пространства. Эти игры дети очень любят, так как они свободны от четкого регламентирования. Свободная импровизация, безоценочное поведение взрослого, яркость образов, возможность самовыражения - все это вызывает неизменный интерес у детей уже с младшего возраста. Несомненно, игры-путешествия - прекрасное средство развития воображения у ребенка. Они не требуют специальной подготовки педагога. Главное, чтобы у него было развитое воображение и способность мобилизовать воображение детей.

Их содержание может быть простым и коротким, может быть наполнено текстами стихов, песен, сценариями различных игр, в которых присутствуют приемы, специально введенные для детей старшего возраста или в коррекционных целях.

Путешествовать можно в помещении и на улице. Это универсальный прием организации игры для детей в тех случаях, когда они уже устали от свободных игр и не знают, чем заняться, когда нужно привлечь внимание детей, настроить их на добрый, веселый лад. Можно использовать игры и как системный метод развития творческого воображения у детей. Темы игр-путешествий могут быть разнообразными: природа, сказки, мультфильмы, механизмы, другие страны, человеческий организм, разнообразные блюда и т. д. Темы игр определяются знаниями детей и уровнем развития их воображения. Содержание игр необходимо усложнять постепенно, обогащая его новыми событиями, персонажами. В процессе игр можно использовать разнообразные наглядные пособия, музыкальное сопровождение, но стремиться необходимо к сугубо воображаемой игре.

Воспитатель должен обладать яркой артистичностью, внешней выразительностью, умением перевоплощаться, так как дети во многом подражают взрослым.

Возможно использование авторских детских стихов, предназначенных для чтения, заучивания по методике «Расскажи стихи руками», которая широко используется педагогами, логопедами, дефектологами, психологами при работе с детьми, имеющими норму в развитии, речевые недостатки, задержку в психическом развитии.

Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.

Такое общение с детьми поможет педагогам обогатить воспитательно - образовательный процесс, пополнить знания детей об окружающем мире, развить у воспитанников познавательный интерес, артистизм, выразительность, культуру общения.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для педагогов «Рисование мелками на асфальте с детьми старшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Рисование мелками на асфальте с детьми старшего дошкольного возраста» Рисование на асфальте – это не только веселое занятие во время прогулки, но и творчество, познание окружающего мира с детьми старшего.

Консультация для родителей и педагогов «Как сделать ярким праздник для ребенка старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Как сделать ярким праздник для ребенка старшего дошкольного возраста " Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Значение нравственно-этических бесед с детьми старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 23:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Значение нравственно-этических бесед с детьми старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Денисова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД