Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Экотуризм как средство экологического воспитания дошкольников»

Марина Николаевна Сучалкина
Консультация для педагогов «Экотуризм как средство экологического воспитания дошкольников»

Экотуризм – это форма и вид деятельности в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Она закладывает основы экологической культуры в кипе с другими формами и задачами по экологии. Что же это такое?

Экотуризм для взрослых - форма туризма, предполагающая посещение природных территорий, мало затронутых антропогенным воздействием.

Экотуризм базируется на трех основных принципах:

• Сохранение экосистем - бережное использование ресурсов, забота о дикой природе при организации маршрутов и стоянок;

Публикация «Консультация для педагогов „Экотуризм как средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

• Уважение обычаев и традиций местных сообществ;

• Просвещение - расширение познаний экотуристов о природе, экологии и защите окружающей среды, о культуре и обычаях местных народов.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе непосредственного общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Одним из эффективных видов деятельности, направленный на экологическое воспитание дошкольников, является детский туризм. Современные тенденции в области дошкольного образования указывают на то, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной проблемы педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Близость к ДОУ разнообразных объектов природы - водоемов, полей, леса, является дополнительными здоровьесберегающими факторами и мощными средствами экологического воспитания. Поэтому, детский туризм является одним из эффективных видов деятельности, позволяющий в полном объеме использовать все возможности природного окружения для комплексного решения задач экологического и физического воспитания детей. Следовательно, главной целью деятельности является формирование посредством экологического туризма представлений о здоровом образе жизни и экологически правильного отношения к миру природы.

Возможность использования экотуризма в воспитательном и образовательном процессе детского сада нельзя недооценивать. Экологический туризм естественным путем удовлетворяет потребности ребят в движении, общении с природой.

Задачи в использовании экотуризма в работе с дошкольниками :

• развивать адаптационные и функциональные возможности детского организма через простейший туризм;

• формировать у ребенка потребности и практику здорового образа жизни;

• расширять и обогащать личный опыт, знания дошкольников через экологически ценные контакты с объектами неживой природы, с растительным и животным миром родного края в естественной обстановке;

• развивать и формировать познавательный интерес к природе родного края, познавательной деятельности и познавательных потребностей;

• развивать и формировать экологически ориентированные виды детской познавательной и трудовой деятельности (природоведческий и природоохранный труд, наблюдение, экспериментирование, моделирование, игра и т. д.);

• развивать эмоциональную сферу ребенка на основе общения с природой;

• развивать эмоционально-эстетические чувства, умение видеть, понимать и чувствовать красоту родной природы, её уникальность и неповторимость, тем самым воспитывать бережное отношение к природе.

В детском саду экотуризм подразделяется на два вида - это прогулки-походы за территорию сада и на территории детского сада, с различными способами передвижения на местности (пешие, комбинированные, лыжные и др).

Для прогулок-походов тщательно подбирается объект или местность, продумывается безопасность воспитанников. В туристических походах родители детей, являются нашими партнерами и помощниками. Они принимают активное участие в предварительной и последующей туристической деятельности.

Походы за территорию детского сада вызывают у дошкольников спектр положительных эмоций и массу впечатлений.

Походы за территорию детского сада условно подразделяются на:

• Спортивно-тренировочные, предполагающие прохождение достаточно длительного маршрута с преодолением препятствий разной для детей сложности с включением спортивных игр.

Экологические прогулки - экскурсии направлены на изучение особенностей природы родного края, на развитие познавательного интереса к объектам природы и овладение практическими навыками.

• Прогулки-пленэр, цели, которых направлены на решение преимущественно задач художественно-эстетического воспитания. Здесь дошкольники любуются красотой природы, учатся видеть прекрасное.

• Сюжетные прогулки, включающие в себя элементы тематических развлечений, сюрпризных моментов, увлекательных игр.

Как и где можно заниматься экотуризмом на территории детского сада? Экологическая тропа может оказаться таким местом, с обустроенными прогулочно-познавательными маршрутами.

Экологическая тропинка состоит из видовых точек, или объектов. Они могут быть естественные или специально созданные. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для разного вида экологических занятий на свежем воздухе, в зависимости от возраста детей. В разное время можно посещать различные точки. Даже одну точку за прогулку, одни и те же объекты целесообразно посещать в разные сезоны года. В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, дидактические игры, рассматривание, чтение художественной литературы, заучивание стихов и др.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Ставятся задачи - показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать элементарный уход за растениями, упражнять в правилах поведения в природе. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов. С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года, заучивать пословицы и народные приметы, знакомить с лекарственными растениями. На занятиях дети учатся делать поделки из природного материала.

В старших группах экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников. Дети становятся настоящими знатоками экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов, рисовать плакаты о правилах поведения в природе, готовить литературно-музыкальные композиции. Таким образом, на экологической тропе в зависимости от возраста детей можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии.

Можно предложить следующие формы работы на экологической тропинке :

экологические беседы;

экологические экскурсии;

экологические конкурсы;

• КВН, викторины;

экологические акции;

• трудовой десант;

• зелёный патруль;

• лаборатория юного эколога;

• ведение календарей природы и погоды;

• коллекционирование;

экологические выставки и экспозиции;

экологические праздники;

экологические игры (дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

экологические сказки;

• инсценировки, театрализация и т. д.

Данные формы работы с детьми закладывают правильные основы взаимодействия с природой, когда при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. У детей наблюдается ярко выраженный интерес к новому, желание узнавать больше об окружающем их мире, появляется уверенность в своих силах и доброжелательном отношении окружающего мира к ним.

Следовательно, такой вид деятельности, в дошкольных учреждениях, как экологический туризм является мощным средством экологического воспитания детей. У дошкольников формируются представления о здоровом образе жизни и экологически правильное отношение к миру природы, накапливается личный опыт природосбережения, пополняется багаж знаний, и развиваются навыки.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Экотуризм как средство экологического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 9 марта 2023 в 17:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД