МААМ-картинки

Консультация для педагогов на тему «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края»

Татьяна
Консультация для педагогов на тему «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края»

Цель: Обогащение и глубокое осмысление теоретических знаний по данной теме. Закрепление умений использовать полученные знания на практике. Развивать творчество, инициативу воспитателей, желание использовать полученные знания в практической работе.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Формировать у детей экологическую культуру необходимо с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Обогащаются новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.

Публикация «Консультация для педагогов на тему „Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края“» размещена в разделах

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её - дело непростое. Для этого воспитатель должен уметь жить в гармонии с природой, чтобы дети стремились ему подражать. Дети очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой воспитатель личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвует в природоохранной деятельности.

Формирование экологической культуры средствами родной природы положительно влияет на процессы нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее.

В рамках реализации регионального компонента «Мое Подмосковье» целый блок выделен на формирование экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.

Первым и основополагающим знанием для детей является определение на карте места своего проживания. Для этого необходимо с детьми изучать карту России, карту Московской области (местоположение Одинцовского округа и города Одинцово на карте Московской области).

Изучение карт включает в себя также изучение названий рек, протекающих в Одинцовском округе ( водный ресурс: Москва, Сетунь, Жуковка, Сторожка и др.).

Достаточно обширным является блок о природе Подмосковья.

Он включает в себя весь растительный мир: Деревья, кустарники, травы, цветы, грибы и т. д.

Растения лесные и полевые, виды деревьев, произрастающих на территории Одинцовского округа (береза, ель, сосна, дуб, осина и т. д.).

Сюда же можно отнести сезонные изменения в природе, наблюдения за погодой и окружающей средой, климатом.

Природа Подмосковного края. Формирование у детей представлений об обитателях местных лесов (олень, лисица, рысь, заяц, волк, еж и т. д.).

Обитатели рек (плотва, карась, лещ, линь, щука и т. д.).

Обитатели озер и болот и т. д. (бобер, цапля, утка, выдра и т. д.).

Условия обитания животных, их приспособление к сезонным изменениям в природе, цепи питания.

Также сюда относится изучение птиц, проживающих на территории Одинцовского округа и Подмосковья (перелетные/зимующие, хищные/не хищные).

Отдельно стоит сказать о Красной книге Подмосковья. Краснокнижные растения, животные.

Сейчас хочу рассказать о методах, применяемых в работе по ознакомлению детей с природой Подмосковья.

Наглядные методы.

В течение всего года с детьми нужно проводить постоянные наблюдения за изменениями в природе. Одним из интересных и информативных занятий может стать заполнение календаря природы.

В разгар зимней подкормки можно использовать календарь наблюдений за птицами: дети могут обозначать птиц значками или галочками соответствующего цвета, вклеивать картинки или собственные рисунки.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры.

Рассматривание картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины.

В наглядном методе интересно и познавательно для детей использование мультимедийных технологий. При ознакомлении детей с природой в детском саду используются презентации, кинофильмы, мультфильмы.

Помогают детям в получении знаний о природе родного края экскурсия или экологическая тропа на территории дошкольного учреждения. Можно начать работу с изготовления карты-схемы прохождения маршрута и описания всех объектов на нём. Объекты самые разные: деревья и кустарники данной местности, где дети упражняются в правилах поведения в природе, огород и цветники, где занимаются и трудовой, и опытной деятельностью.

Игровые методы.

Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Чьи детки на этой ветке».

Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний.

Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием природным явлениям, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».

В последнее время появились игры-квесты. Это игры с цепочкой заданий, помогающих в решении какой-либо проблемы и поиску ее разрешения. Их можно организовать, основываясь на уже имеющихся у детей знаниях, а можно как изучение нового материала. Подобные игры можно проводить как в группе, так и на улице.

Практические методы.

Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.

По результатам наблюдений, экскурсий можно сделать гербарий растений, коллекцию семян и плодов. Дети с удовольствием будут листать альбом, сделанный собственными руками. Гербарий может быть собран из растений, растущих на территории детского сада или в ближайшем лесу.

Словесные методы.

Один из основных видов – рассказ воспитателя. Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, мультфильмами.

Следующий вид – беседа. Выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная используется перед наблюдением, экскурсией. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Чтение художественной литературы. Детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности. Художественная литература о природе родного края, обитателях лесов, глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми воспитатель проводит беседу, задаёт вопросы.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).

- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов на тему «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов на тему «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края»
Опубликовано: 10 января 2023 в 22:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД