Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Развитие внимания у детей дошкольного возраста»

Сахно Тамара
Консультация для педагогов «Развитие внимания у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста»

Внимание – это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Виды внимания :

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без специальных волевых усилий.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие внимания у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Произвольное внимание наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности.

Послепроизвольное как и произвольное первоначально носит целенаправленный характер и сначала требует волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат.

Свойства внимания :

Концентрация - это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.

Устойчивость – важнейшая характеристика внимания. Это длительность удержания внимания на одном и том же предмете или деятельности.

Объем - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью.

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Распределение - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.

Нарушения внимания :

Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Рассеянность - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей

Этапы развитие внимания у детей дошкольного возраста.

Развитие внимания в младенчестве и раннем возрасте

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Овладевая речью, малыш учится удерживать внимание не только на предметах. Но и на словах, фразах; начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.

При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказчика.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Внимание ребенка в младшем дошкольном возрасте непроизвольно и крайне неустойчиво. Во многом оно связано с интересами ребенка по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете до тех пор, пока не угасает интерес. Так, интересную для него сюжетную картинку он рассматривает 8 секунд, а самой увлекательной деятельностью, как правило, ребенок способен заниматься не более 10-15 минут. Многие дети не могут сосредоточиться более 5 минут.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

Начинает складываться произвольное внимание : дети могут принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т. д. Возрастает устойчивость внимания, которая выражается в том, что большинство детей может сосредоточенно заниматься какой-нибудь деятельностью (лепкой, аппликацией, рисованием) уже в течение 15-20 минут. Игры могут длиться до 30 мин. Увеличивается объем внимания. В игровой ситуации ребенок может действовать с 2-3 предметами, однако вне игры это удается редко. Распределение внимания также возрастает, и связано это с автоматизацией многих действий ребенка. Возросшая устойчивость внимания дает ребенку возможность выполнять под руководством взрослого определенную работу, даже не интересную. Он может не отвлекаться, если понимает, что дело нужно довести до конца, несмотря на появление более привлекательного занятия. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: как настольные (лото, детское домино, так и подвижные.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Продолжает развиваться устойчивость, распределение. Переключаемость внимания. Наблюдается переход от не произвольного к произвольному вниманию. По сравнению с младшими дошкольниками устойчивость внимания в этот период возрастает примерно в 2 раза. Игры могут длиться более часа занятия – 30 минут. Ребенок в среднем способен рассматривать интересную картинку около 10 минут. Дети могут переключать свое внимание с одного сложного объекта на другой, способны распределять свое внимание между несколькими предметами (например, в их играх задействовано много персонажей и игрушек).

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано : с развитием речи; пониманием значения предстоящей деятельности; осознанием ее цели; освоением норм и правил поведения; со становлением волевого действия; со способностью сосредотачиваться на действиях, которые имеют для них интеллектуальное значение.

У старших дошкольников также наблюдаются элементы послепроизвольного внимания, когда они сами возвращаются к той деятельности, которая ранее была объектом произвольного сосредоточения, но заинтересованного своим содержанием.

Можно выделить следующие пути формирования внимания детей в дошкольном возрасте :

1. Оптимальная организация режима дня. Соблюдение определенного режима – важнейшее условие не только развития переключения, концентрации и других свойств внимания детей, но и организации всей их жизнедеятельности. Но при этом следует помнить о гибкости подхода в решении этой задачи. Иной раз принципиальная педагогическая позиция негативно отражается на развитии индивидуальности ребенка.

2. Правильная организация деятельности ребенка, которая предполагает:

- использование эмоционально насыщенного материала, который вызовет у детей положительные переживания и будет способствовать поддержанию непроизвольного внимания;

- проявление активности при познании предмета (его изучение с целью выявления новых свойств и качеств);

- доведение начатых дел до конца;

- рациональное чередование видов деятельности (например, после занятий физкультурой, когда дети возбуждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности);

- умеренную нагрузку (занятия не должны требовать максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкультуре, так как на последующих занятиях дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление, что естественно, не будет способствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности);

- запрет на введение на одном занятии сразу трех – пяти новых компонентов;

- заблаговременное информирование детей о смене деятельности («Поиграй еще немного. Скоро будем мыть руки и ужинать»);

- использование игровых ситуаций и др.

3. Использование внешних опор, указательных слов и жестов, которые учат ребенка управлять своим вниманием и поведением. Указывая на необходимость каких-либо действий («посмотри», «послушай», «потрогай» и т. д., педагог помогает ребенку усвоить алгоритм концентрации на нужном предмете (деятельности, который в последствии переходит на внутренний план (т. е. ребенок сам себе будет давать соответствующие команды). Примером использования внешних опор является ситуация, когда в раздевальной комнате располагаются последовательные картинки процесса одевания. Ребенок сначала выполняет действие и проверяет себя по картинкам. А затем становится способным осуществлять их без опоры.

4. Включение в умственную и двигательную активность ребенка игр и упражнений. Правильная организация различных видов деятельности детей предполагает использование их интересов и желания играть. Благодаря включению игрового элемента у ребенка более активно будет развиваться переключение, распределение, концентрация и другие свойства внимания.

В целом развитие внимания дошкольника зависит от позиции взрослых. В. А. Сухомлинский образно указывал, что внимание ребенка кажется «пугливой птичкой», которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка : если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник». Поэтому более оправданна позиция, когда педагог стремиться понять и проникнуться возрастными и индивидуальными особенностями психического развития его воспитанников.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.

Консультация для педагогов «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год» Консультация для педагогов: «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год».Блог. Лариса Гацко. Мы часто фотографируем деток, снимаем.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО 2 СЛАЙД Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Развитие внимания у детей дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Сахно Тамара на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие внимания у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 января 2021 в 17:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД