МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Развитие связной речи у дошкольников и младших школьников»

Тарасова Светлана Ивановна
Консультация для педагогов «Развитие связной речи у дошкольников и младших школьников»

Проблема речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент детей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие связной речи у дошкольников и младших школьников“» размещена в разделах

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создаёт условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.

Связная речь представляет собой главный инструмент коммуникации. Так как именно связное, логичное, понятное, правильно оформленное высказывание может нести в себе какую либо информацию и заинтересовать слушателя. Связная речь должна быть понятна собеседнику и отражать структурное целое, т. е. связанные между собой тематически объединенные законченные отрезки.

Основная функция связной речи коммуникативная и осуществляется она в двух формах - диалог и монолог. Первое что формируется в онтогенезе речи ребенка это диалог, после – монолог.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются дети в отношении связной речи это :

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

2. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

3. Недостаточный словарный запас.

4. Употребление нелитературных слов и выражений, слов-паразитов.

5. Бедность диалогической (и монологической) речи : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос. Дать содержательный и оперативный ответ.

6. Выстроить логическую цепочку высказывания, пересказа содержания.

7. Плохая дикция, недостаточная модуляция голоса.

Основные задачи:

•воспитание звуковой культуры речи;

•обогащение, закрепление и активизация словаря;

•совершенствование грамматической правильности речи;

•формирование разговорной (диалогической) речи;

развитие дикции;

•воспитание интереса к художественному слову;

•создавать ситуацию речевого общения, моделирующую реальное устное общение.

На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном и событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание. Специальные занятия по формированию звуковой стороны речи помогут научить правильному произношению звуков, развить фонематический слух и восприятие, сформировать навыки произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Основные методы и приемы в работе по развитию связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста :

Использование методов и приемов позволяет решить такие задачи как:

1. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие связной речи;

5. Овладение приёмами работы сокращает время обучения.

1. Мнемотехника-это серия последовательных схематических изображений, с опорой на которые ребенок может составить предложение и выстроить их в текст.

Как правило, это 4 и более картинки. На них могут быть основные признаки предмета или какое либо явление природы, настроение и т. д. главное чтобы изображение было наиболее упрощенное и понятное ребенку

2. Предметно-схематические модели

Схема описания и сравнения посуды

3. Методика коллаж (Развитие связной речи детей по серии рисунков)

Определятся последовательность картинок, придумывается начало и конец истории, название истории. Дается установка придумать по 1-2 предложения

на каждую картинку, и т. д.

4.«Рассказывание по картине»

Составление рассказа по вопросам. Что изображено на картинке?

Сколько ребят нарисовано? А какого они возраста? Опиши их.

А какое у них настроение?

А чем они занимаются?

А где они играют (занимаются, разговаривают?

Какое время суток изображено?

Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

5.«Волшебный сундучок»

Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения – эпитеты, сравнения, олицетворения – «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась», «туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую».

«Собирайте» их в волшебный сундучок – кто заметил или запомнил интересное слово или выражение из сказки, рассказа или стихотворения, тот кладет его в сундучок (используем красивые фишки). А потом «доставайте» из сундучка, когда сочиняете свои сказки. Спросите ребенка, о чем еще так можно сказать.

6. Составление текста по представленным предложениям.

В лесу не слышно веселых голосов птиц.

Наступила зима.

Реки покрылись льдом.

На ветках деревьев лежит легкий снежок. Выпал снег и укрыл черную землю пушистым одеялом.

7. Определение границ предложения.

Поспели в лесу мелкие яблочки кареглазые каштаны стали ронять на землю свои орешки а за каштанами стали опадать и листья птицы заговорили о перелете на юг.

8. Ответы на вопросы, по прочитанному рассказу, стихотворению и т. д.

по самостоятельно рассказанной истории.

по составленному тексту.

9. Составление рассказа с конкретным началом, серединой, концовкой.

Большая рыжая собака грелась на солнышке со своими щенятами. Вдруг она услышала жалобный писк. Собака подошла к пруду и ….

… а ночи длиннее. Солнце мало греет. Небо часто бывает покрыто тучами. Моросит мелкий дождик. Листья на деревьях желтеют и опадают, трава вянет. Пропадают насекомые. А птицы…

…дети встретили скворцов. И скворцы отблагодарили детей: поселились они в саду и все лето оберегали деревья от вредных насекомых.

По составленному тексту задается вопрос к каждой части. Составляется план, придумывается название. Определяется начало (завязка, середина (основная часть) и конец (развязка).

Работа по развитию связной речи должна начинаться с более простого и как бы «обрастая» некоторыми подробностями должна усложняться. При составлении описательных рассказов необходимо следить за правильностью грамматического состава речи и исправлять грамматические ошибки.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Презентация «Развитие мышления и речи в игровой форме «Быть такими не хотим!» — для старших дошкольников и младших школьников Предлагаю следующую презентацию – разгадывание несложных кроссвордов (слова из текста, заключенного в рамочку, найти в кроссворде по первой.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Развитие связной речи у дошкольников и младших школьников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Тарасова Светлана Ивановна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие связной речи у дошкольников и младших школьников»
Опубликовано: 3 марта 2023 в 13:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД