Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Пути совершенствования в организации и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей»

Васильева Виктория
Консультация для педагогов «Пути совершенствования в организации и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей»

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного

опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием

впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни

и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности,

своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трехчетырех лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности,

новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со

взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в

Публикация «Консультация для педагогов „Пути совершенствования в организации и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей“» размещена в разделах

общественной жизни.

Отражение ребенком окружающей действительности происходит в

процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя

определенной роли. Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится

подражать тем взрослым, старшим или сверстникам, образы которых

сохранились в его опыте.

На игровой замысел влияет уровень сформированности первичных

представлений о людях, их труде.

Содержание и методика организации игр различны во все возрастные

этапы.

Младшие дети, играя «во врача», например, меряют температуру,

осматривают больному горлышко. Замечено, что в старших группах после

того, как дошкольникам по-настоящему поставят в медицинском кабинете

прививки, дети начинают еще чаще выбирать сюжет с таким содержанием

игры, ставят прививки игрушечным шприцем. Очень интересно, когда

ребятишки начинают уговаривать кукол не плакать.

Трех-четырехлетние малыши играют, используя героев сказок,

припоминая книжки, которые читал им воспитатель или кто-то из родителей

На 4-5 год жизни дети показывают интерес к играм с иным содержанием.

Например, игры в детский сад. Ребятишки изображают, как они кушают,

пьют из игрушечной посудки, причмокивая и пристукивая ложечкой.

В старшем дошкольном возрасте к содержанию и сюжету игры подходят

осознанно. Особенности сюжета черпаются из мультфильмов, детских

книжек.

В дошкольном возрасте ребенок пробует управлять играми, придумывать

интересные роли. Трехлетний малыш начинает представлять себя взрослым,

хочет действовать самостоятельно. Играя, он пробует поступать, как делают

взрослые люди, как родители, бабушки, дедушки.

Но игра не может развиваться сама по себе. Для ее развития

необходимы: четкая методика проведения и грамотное руководство со

стороны взрослого. У детей старшего дошкольного возраста нет жизненного

опыта, чтобы воплощать придуманные сюжеты в игровое пространство.

Организация игры требует согласованных действий участников.

Сюжетная игровая деятельность ребенка не планируется заранее, не следует

жесткому плану построения.

Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора

темы и содержания всей игровой деятельности. Каждый участник однозначно

хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно. Именно с этой целью

осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны

взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного

и успешного развития игровых умений у дошкольников.

Ролевую игру начинают с расширения знакомых игровых ситуаций.

Постепенно сюжет усложняется, игра приобретает новый оттенок,

руководство играми ослабляют. Дальше уже можно придумывать ход

игрового действия. Придумывание может и должно быть совместным. Дети

старшего дошкольного возраста дополняют замысел друга, развивают тему.

Педагог должен поинтересоваться, во что играют дети, предложить составить

элементы игры, ее структурные возможности.

На подготовительном этапе участники высказывают виды и свои

варианты игры, проявляя инициативу и творчество. Педагогу важно

поддерживать высказывания детей, хваля их за творческий подход. Спустя

минут 5 можно из предложенных вариантов выбрать наиболее

содержательную ситуацию, пофантазировать о ходе игровых действий, и

далее дети могут играть вполне самостоятельно.

Продолжая играть в самостоятельном режиме, дети старшего

дошкольного возраста идут от придуманного сюжета, создают похожие

сценарии игр, роли. Так раскрываются компоненты творчества и совместной

работы.

Итак, ведущая деятельность дошкольников — игра — эффективное

средство всестороннего развития личности ребенка. В игре ребенок на

практике получает полезные знания об окружающей действительности. Как

любая творческая деятельность, ролевая игра, приносит радость малышам,

имеет большое значение и способствует становлению всех необходимых для

дальнейшего обучения качеств.

нализ практики показал, что постепенное обогащение игры детей зачастую никак не предусматривается в планах воспитательной работы. Поиск путей, обеспечивающих постепенное планомерное обогащение игры каждого ребёнка и группы в целом, показал, что планировать надо систему педагогических мероприятий, а не сюжетную линию игры детей, т. к. это ограничивает их действия, тормозит развитие самостоятельности и инициативы. Планирование педагогических воздействий должно помогать воспитателю, с одной стороны, направлять детей на отображение в игре новых явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложнять многие способы и средства воспроизведения этой действительности. Именно окружающая жизнь детей, их знания, полученные из разных источников, определяют конкретное содержание игровых задач, тему сюжета. А от умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

Сознавая, что проблему воспитания ребят в игре невозможно решить без единства с семьёй, было решено проанализировать, насколько заинтересовано родители относятся к игровой деятельности детей. Работу начали со сбора первичной информации во время индивидуальных бесед, в ходе которых выяснялось, есть ли у ребёнка игровой уголок дома, каков подбор игрушек, когда и по какому случаю они приобретаются, как взрослые относятся к детским играм, участвуют ли в них. Эти беседы выявили, что заинтересованно к игре относятся далеко не все родители – примерно 30%. Также для изучения игровых условий ребёнка в семье была составлена специальная анкета для родителей (Приложение 1). В результате анкетирования было выявлено следующее:

Над руководством играми детей родители просто не задумывались, т. к. не понимали их воспитательного значения. Многие считали, что пусть ребёнок занимается чем угодно, только бы не мешал делать дела.

Никто из родителей не задумывался над тем, что в дошкольные годы игра является основным видом деятельности, что в ней развиваются психические процессы (воображение, образное мышление, память, возникает умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Цель второго этапа работы – сформировать сюжетно-ролевую игру как деятельность, используя оптимальную предметно-игровую среду, расширяя знания детей об окружающем и развивая их игровые умения. В этой деятельности было определено три ведущих направления: работа педагогов с детским коллективом и коллективом родителей, работа с коллективом педагогов.

В помощь педагогам подобрали :

литературу по вопросу воспитания детей в игре;

примерный перечень тем собраний, консультаций, бесед для родителей;

образец и примерную тематику папок-передвижек.

В наглядной пропаганде среди родителей был использован материал из жизни детского сада; организованы тематические выставки: «Игра – дело серьёзное», «Полюбуйтесь – это мы!». Никто не прошёл мимо них, родителям было интересно увидеть своих детей, познакомиться с условиями для игр в группе. Эти материалы проиллюстрировали увлечение детей играми и отношение их к окружающей действительности. Но недостаточно только разъяснить значение игры, важнее показать правильно организованную игру, поэтому мы пригласили родителей в детский сад на открытый просмотр. Здесь они имели возможность наблюдать, как дети общаются со сверстниками, их игровые умения, способность подчиниться общим правилам.

В своей работе с коллективом детей мы постарались использовать интересующие детей сюжеты, обогатив их новым, ничуть не менее интересным, но более нравственным содержанием; предложили детям новые, ранее ими не использованные сюжеты. Значительное влияние на развитие замысла игры оказывали беседы с детьми, во время которых у них складывался план дальнейшей деятельности, обсуждалось, какие предметы для игры нужно будет сделать. Подобные беседы приучали детей к целенаправленности в выборе темы игры. А необходимость договариваться между собой, решать, каким образом интереснее реализовать замысел, воспитывала у детей уважение к товарищам, помогала использовать все свои умения для развития сюжета игры.

На развитие сюжета игры оказывают влияния наблюдения. Когда рядом с нашим детским садом стали возводить жилой дом, труд строителей вызвал у детей большой интерес. Дети видели все этапы строительства: подготовку котлована, закладку фундамента, возведение стен. Отмечали, что работа идёт слаженно, все действия рабочих согласованны, они без лишних слов понимают друг друга. Воспользовавшись этим фактом, мы предложили детям игру «Строители». В предварительной беседе с детьми выяснили, каков уровень их знаний о той или иной строительной специальности. В свободное время предложили детям сделать рисунки по теме «Стройка идёт!». Эти рисунки, отражавшие трудовые действия людей, собрали, а затем вместе рассматривали, обсуждали, что из увиденного можно перенести в игру, чтобы она получилась интересной. Для обогащения знаний детей о строительных профессиях, было проведено специальное занятие.

Вначале сюжет игры складывался так. Дети делали постройку, каждый брал на себя какую-то роль (каменщика, крановщика, но в ходе игры грани ролевых обязанностей стирались, и все вместе строили, выполняя одинаковые действия. Не сразу ребята смогли передать в игре последовательность выполнения работы людьми различных строительных специальностей. Поэтому воспитатель в предварительной беседе старалась дать детям чёткое представление о тех действиях, которые потом им нужно будет отобразить в игре.

По мере углубления знаний детей о строительных специальностях более разнообразным становился и игровой материал. Постепенно игра «Строители» стала как бы ведущей, вокруг неё концентрировались другие игры. Они дополняли друг друга, обогащали содержание основной игры (этому способствовало также то, что воспитатель перестал быть сторонним наблюдателем, а стал полноправным активным участником игры. Хотя дети с удовольствием играют сами, их надо учить культуре игры, и сделать это может только воспитатель – партнёр по игре).

Аналогичная работа была проведена и по другим темам для сюжетно-ролевой игры («Показ мод», «Приключения в джунглях», «Космонавты-спасатели» и др.).

Прикреплённые файлы:

syuzhetno-rol-igra_3n2c7.pptx | 9091,56 Кб
 
Публикации по теме:

«Как пройти в Ситцевую Страну?» Консультация для педагогов. Часть 2 «Начало пути»«Как пройти в Ситцевую Страну?» Консультация для педагогов. Часть 2 «Начало пути» Сегодня мы, уважаемые коллеги, немножко отклонимся от собственно «ситцевых» стран и прочих волшебных континентов, а посмотрим с чего начинается.

Фотоотчет о занятиях сюжетно-ролевыми играми с детьми младшей группыФотоотчет о занятиях сюжетно-ролевыми играми с детьми младшей группы Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Консультация для воспитателей «Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Ведущий вид деятельности дошкольника – ИГРА. В сюжетно-ролевой игре отображается представление дошкольника об окружающем мире, профессиональных.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Пути совершенствования в организации и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Васильева Виктория на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Пути совершенствования в организации и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей»
Опубликовано: 26 ноября 2023 в 15:41
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД