Получи документы

Консультация для педагогов «Профилактика нарушений письма и чтения»

Елизавета Щипалова
Консультация для педагогов «Профилактика нарушений письма и чтения»

I. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют освоение основных школьных предметов.

Очень часто в своей речи (особенно в письменной) учащиеся пропускают предлоги либо соединяют их с последующим словом, не дифференцируют понятия «предлог» и «приставка», а следовательно, приставки пишут отдельно от слова, а предлоги слитно с ним, не верно употребляют окончания. Основная причина аграмматизмов – непонимание смысловой значимости пространственных предлогов и наречий. Но ведь именно они позволяют выразить в речи отношения между предметами и лицами окружающего мира. И именно они являются наиболее употребляемыми в нашей речи.

Публикация «Консультация для педагогов „Профилактика нарушений письма и чтения“» размещена в разделах

II. Развитие этих представлений тесно связано с формированием понимания предложно-падежных конструкций.

В работе необходимо придерживаться следующих направлений:

Формирование четких лексических значений пространственных предлогов;

Дифференциация предлогов в устной речи детей;

Формирование грамматического значения (навык употребления падежной формы существительного с данным предлогом);

Осознание детьми словесного состава предложения.

Наиболее характерными ошибками в употреблении предложно-падежных конструкций дошкольниками являются следующие:

пропуск предлога при правильном употреблении флексии: кубик-коробке (на коробке, мяч-стола (около стола, кисточку-альбом (в альбом);

• правильное употребление простых предлогов при неправильном выражении падежных окончаний управляемых слов (кубик лежит на коробка, кубик лежит в коробка, кисточка под альбому);

• замена требуемого предлога другим, при этом флексия не соответствует использованному предлогу: мяч лежит на столом (под столом, взяла кисточку в альбома (из альбома);

• замещение требуемого предлога гласными звуками (чаще всего а, и, у) при правильном флективном оформлении предложной конструкции : а столом (под столом, и альбома (из альбома, и коробке (в коробке);

• замена одной предложно-падежной конструкции другой, правильно оформленной, но с иным значением: на альбоме (взяла с альбома, в альбоме (взяла из-под альбома). При этом наблюдалось смешение значений места и направления движения.

Нашей задачей в работе над предложно - падежными конструкциями является умение перенести пространственные отношения на новый уровень речи ребенка-уровень употребления предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании.

В работе над предложно - падежными конструкциями можно выделить две ступени:

1. Наблюдения над смысловым значением предлогов, уточнение представлений детей о предлоге как отдельном слове. 2. Ознакомление с синтаксической ролью предлогов.

III. Внимание сосредотачивается не только на предлогах, но и на наречиях с пространственным значением.

Исходным в работе является:

Необходимость придерживаться следующих этапов ориентировки

На собственном теле;

Малом пространстве (стол, лист);

Большом пространстве (предметы относительно друг друга, относительно собственного тела).

- Схема собственного тела

Знакомство со схемой тела (голова вверху, ноги внизу, грудь впереди, спина сзади). - различать правое и левое. (ленточка- «Ухо-нос»- «Муха»- обводка рук, следы-стихи)

-На малом пространстве (ориентировка на листе бумаги «Мышка», зрительные и слуховые диктанты, «Дом», дорисовывание, штриховка). Занимаясь с ребенком следует садиться справа от него. Для выработки умения перемещать линию взора пригодна карточка с изображением машины, едущей вправо со звуком. Игры: «Будь внимательным», «Божья коровка», «Скажи наоборот» способствуют произвольному употреблению наречий с пространственным значением.

-Направление в пространстве по отношению к себе

(вытяни правую руку и перечисли все предметы с этой стороны - справа, слева от тебя.)

Пространственные взаимоотношения (упражнения в колонне, сзади впереди, слева, справа, между, фланелеграф: вверху-внизу, справа-слева от меня;

схема стоящего напротив - зеркальное отражение, ребенок сидя спиной к детям поднимает правую руку, остальные, сидя на своих местах поднимают правую руку и убеждаются, что ребенок правильно выполнил инструкцию. Не опуская поднятой руки, ребенок поворачивается к детям лицом, они сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном положении правых и левых частей тела у лиц стоящих друг против друга/ игры: «определи след ноги, карман на блузе, джинсах»). При проведении упражнений «Поезд» и «Лесенка» дети изображают, как тихо и протяжно гудит поезд далеко, затем подъезжает близко.

Линейная последовательность.

Определение одного предмета в ряду однородных («Семья на прогулке», «Покажи соседа слева…», «Запомни по порядку».

+ упражнения:

кинезиологические, позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие;

дыхательные (дышать лежа, сидя, глубоко);

глазодвигательные (прямо, влево, вправо, вверх, вниз);

на развитие мелкой моторики;

когнитивные «Моя рука - твоя рука» в парах;

логоритмические: Сначала два раза вперед наклонись,

Затем два раза назад - не ленись!

Вправо и влево ты наклоняйся,

Делай красиво, не ошибайся.

-Отношения предметов относительно друг друга (предлоги)

а) На первой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги делим на группы по сходству лексического значения:

1. в, из;

2. на, с, со;

3. над, под, между;

4. из, за, из - за;

5. из, под, из - под;

6. от, до, к;

7. перед, за, вокруг, около, возле;

8. через, сквозь, по.

Так как предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз.

Сначала идет практическое усвоение предлогов "в", "на", "под" и различение их элементарного лексического значения в словосочетаниях, указывающих направление движения, с вопросом куда, затем этих же предлогов, указывающих на место нахождения предмета, с вопросом где. Эти предлоги появляются в числе первых, являются обиходными и легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.

Работа над предлогами проводится поэтапно. Важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в речи. Детям объясняют, что предлог "на" - это когда предмет находится на поверхности чего-то (на столе, на шкафу и т. д.). Предлог "в" означает внутри чего-то (в столе, в шкафу и т. д.); "под" - внизу, под чем-то (под столом, под шкафом и т. д.). Aктивно используются схемы предлогов.

б) Чтобы выяснить, насколько ребенок усвоил значения предлогов, ему предлагается выполнить действия: "Положи карандаш на стол, а ручку под стол. Положи линейку в стол, а грибок на стол. Одинаковые или разные действия нужно выполнить с предметами? Чем они отличаются?"

Педагог учит детей дифференцировать предлоги, вслушиваться в инструкции, удерживать в памяти последовательность.

Постепенно задания усложняют: в ряду "маленьких слов" надо выделить предлоги "на", "под". Услышав их в ряду других предлогов, ребенок должен хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.

Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов "на", "в", "под". "Книга лежит на столе, а где еще она может лежать? (на стуле, на окне.) Мяч упал под стол. Куда еще он может укатиться? (под шкаф, под диван.) Альбом положили в ящик? Куда еще его можно положить? (в шкаф, в стол.)

При этом педагог голосом выделяет предлог и изменяющееся окончание: положить на стол, под стол, в стол, лежит на столе, под столом, в столе.

Внимание детей направляется интонацией, паузированием, ударением.

В работу обязательно включаются упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций. Дети учатся составлять предложения по демонстрации или по аналогии. При этом используются также подстановочные упражнения. Например, детям нужно вставить пропущенный предлог: "Дети сели. самолет. Они летят. самолете. Дети видят землю. крылом самолета".

в) Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации. Например: "Яблоки лежат под столе. Кошка лежит на диваном. Какие маленькие слова надо изменить?".

Целесообразно проводить упражнения в форме диалога с наиболее употребительными предлогами: "в", "на", "над", "под", "около" - дети отрабатывают все ранее проходимые слова и новые. При подборе упражнений, направленных на формирование грамматических навыков, следует включать лексический материал, знакомый детям. Ответы допускаются полные и неполные. Например: "Откуда мама достает тарелку? - из стола, из шкафа, из комода. Где стоит тарелка?- на столе, в шкафу, под чашками". В каждом случае, в зависимости от ситуации, создаваемой педагогом или детьми, приходится изменять форму ответа.

Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью детям предлагается

"оречевить" пары картинок, употребив при этом нужный предлог:

- Дети идут в школу. Дети выйдут из школы.

- Пальто висит на вешалке. Пальто сняли с вешалки

Подстановочные упражнения (Дети сели…столы)

IV. Таким образом, систематическая работа с использованием выше предложенных приемов позволяет осуществить профилактику дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте, чем потом преодолевать ее у школьников. Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями к познанию языка, совершенствованию речи - высшей психической функции человека.

Публикации по теме:

«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3 «Словно, я роман с продолженьем пишу», вот и мы с ребятами пишем и получаем письма! Как это здорово- заглянуть в почтовый ящик и найти.

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения»Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения» Телефоны, планшеты, компьютеры - все это ежедневно оказывает нагрузку на зрительный аппарат детей. Одной из простых и эффективных форм.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика» Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика». В течение последних десятилетий проблема сохранения психического.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Профилактика нарушений письма и чтения» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елизавета Щипалова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Профилактика нарушений письма и чтения»
Опубликовано: 25 января 2022 в 21:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД