Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Проектно-поисковая деятельность педагогов с детьми по ознакомлению с историей родного города»

Таскира Вакилевна Габидуллина
Консультация для педагогов «Проектно-поисковая деятельность педагогов с детьми по ознакомлению с историей родного города»

Патриотизм – любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.

Публикация «Консультация для педагогов „Проектно-поисковая деятельность педагогов с детьми по ознакомлению с историей родного города“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у дошкольников потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином своей республики. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей республики и своего города. В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой и традициями, любовью своему городу, своей семье.

Традиции народа открывают огромные возможности для дошкольников, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему городу, своему Отечеству. Воспитание любви и преданности только к родному городу не возможно, все взаимосвязано.

Работая в данном направлении, использую не только отработанные методики, но и нахожусь в активном поиске новых путей и средств их реализации.

Воспитание любви к своей Родине рассматривается мною как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к малой Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному городу, родной земле на основе обогащения социальных представлений детей.

Ориентиром в патриотическом воспитании дошкольников становятся: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, театрализованная деятельность.

Осуществляя работу патриотической направленности, использую проектно-поисковую деятельность. Мною разработаны авторские проекты : «Мой город», «Любимый край Башкортостан». Разработаны к проектам занятия по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств, в процессе которых дети получают соответствующие знания и навыки.

В группе оформлена зона гражданско-патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном крае, городе. В работе с детьми используется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, республики, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов. На занятиях изучаются произведения устного народного творчества, а также символика своей республики, города, страны.

Одно из направлений патриотического воспитания – знакомство детей с историческим прошлым родного города, ведь, чтобы любить, надо знать. Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций невозможно без реставрации прежних моральных устоев. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Отбор и систематизация знаний о родном городе и крае я проводила с учетом возрастных особенностей воспитанников, принимая во внимание характер их мышления, способность к обобщению. Я старалась так отобрать материал о родном городе и крае, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. ( Выставка: «Родной край», «Любимый город»; экскурсия в кабинет родного края; проведение организованной образовательной деятельности по познавательному развитию : «Мой любимый город», «Достопримечательности моего города»).

При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. В таких беседах важно, чтобы ребенок почувствовал отношение взрослого к фактам, событиям, о которых он рассказывает. Дети равно чувствуют и искренность, заинтересованность и малейшую фальшь, безразличие. В совместной деятельности широко использовала дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают формировать у дошкольников соответствующие знания и навыки. Проводила беседы о родном городе, крае. («Мой родной город», «Улицы моего города», «Что мы знаем о родном городе).

В совместной деятельности организовывала показ слайдовых презентаций, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций. («Природа родного края», «Октябрьский - мой любимый город», «Мой детский сад», «Октябрьский глазами детей»).

Во время прогулок в детском саду, посещали уголок леса, формировала умение детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так мной решались задачи не только познавательные, но и нравственные.

Наиболее эффективно воздействие на ребенка оказывается средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родного города, дошкольники могут радоваться или печалиться. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Не менее важным аспектом моей работы является развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, аппликации. На занятиях по аппликации обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, истории традиционных элементов. ( Рисование: «Наша улица»; изготовление коллажа: «Мой город»; карта – схема: «Дорога в детский сад»).

Богат наш Башкортостан традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь, быт и труд. В них отразилась и поэтическая история народа. До наших дней сохранились обряды, связанные с временами года, с гостеприимством башкирского народа, с почитанием старших и уважением младших. Они передавались от старших поколений к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам.

Знакомство с компонентами народной культуры целесообразно осуществлять средствами народной игры. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. ( Подвижные игры: «Юрта», «Курай», «Всадники», «Медведь и пчелы»; Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по родному городу», «Строители», «Мы – экскурсоводы», «Наша улица»).

Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования отношений со сверстниками и взрослыми.

В своей работе я активно сотрудничаю с семьями воспитанников, родители являются не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования детской личности.

Позиция родителей является основой семейного воспитания. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятия «Родина», «Государство», «Общество». Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. Академик Д. С. Лихачев писал: “Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа. ” Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека.

Публикации по теме:

«Путешествие по городу А. П. Чехова» (знакомство детей с историей родного города)«Путешествие по городу А. П. Чехова» (знакомство детей с историей родного города) 29 января 2015 года мы будем отмечать юбилей нашего знаменитого земляка Антона Павловича Чехова - 155 лет! С именем Чехова в нашем городе.

Фоторепортаж с мастер-класса по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста для педагогов городаФоторепортаж с мастер-класса по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста для педагогов города Вновь я с вами, друзья мои дорогие и гости странички! За два прошедших дня дала два мастер-класса для воспитателей города в рамках Фестиваля.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов»Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов» Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников»Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников» Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Проектно-поисковая деятельность педагогов с детьми по ознакомлению с историей родного города»
Опубликовано: 11 января 2022 в 18:06
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД