Получи документы

Консультация для педагогов «Связная речь»

Наталья Козич
Консультация для педагогов «Связная речь»

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Связная речь – это развернутое, законченное, грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Связная речь имеет две формы :

Публикация «Консультация для педагогов „Связная речь“» размещена в разделах

диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)

монологическую (речь одного человека).

Более подробно мы остановимся, на одной из форм связной речи – монологической.

К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение:

- пересказ

-рассказывание (о предметах, по серии сюжетных картин, по картинам и о реальных событиях).

Огромное влияние на развитие речи детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.

Педагог должен воспитывать свою речь. Не следует злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ребёнок должен понять содержание речи по её тону. Она должна быть эмоциональной, образной, культурной. Следует к месту использовать произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки. Для успешного формирования у детей связной речи, необходимы коллективные беседы с детьми. Самое лучшее время для коллективных бесед – прогулка. Для индивидуальных бесед больше подходят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, беседа должен быть полезной, интересной и доступной. Всё вышеперечисленное способствует правильному формированию связной речи детей дошкольного возраста.

Начинать обучение детей связной речи следует с подготовительной работы, которая включает в себя:

- формирование лексического и грамматического базиса связной речи

- развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры

- развитие коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

Напомним вам структуру занятия. Составление различных видов рассказов и пересказов входят в основную часть занятия.

Структура занятия.

1. Вводная часть (организационная)

2. Основная часть

(методические приемы)

3. Итог занятия

Как известно, пересказ - самая первая ступень в формировании навыков монологической речи, и разнообразные приёмы должны облегчить овладение ею каждым ребёнком.

Произведения для пересказа.

Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному. Тексты подбирают доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.

Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.

Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений; желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?»«Репку». – «Выросла репка какая?»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка.

В средней группе на первых занятиях можно использовать много раз читанные детям русские, народные сказки, а далее — впервые прочитанные рассказы, состоящие из нескольких предложений.

Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка», тоже с помощью воспитателя (используется драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе). Как и в предыдущей группе, на первых порах преобладает совместное рассказывание воспитателя и ребенка. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой.

Для старшей и подготовительной к школе групп тексты можно подбирать более сложные по форме. Бессюжетные, описательные произведения, а также рассказы-миниатюры или отрывки из произведений о природе поэтического характера.

Методика работы над текстом.

1. Вопросы к рассказу

2. Упражнения

• Словарная работа.

Взрослый подробно объясняет значение слов — названий действий и признаков.

• Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ.

Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно к этому рассказу или нет.

• Восстановление деформированного предложения.

Взрослый объясняет, что слова в предложениях перепутались, и просит помочь навести порядок.

• Установление порядка предложений в рассказе.

Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.

• Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности.

Взрослый предлагает ребенку выбрать из рассказа слова — названия действий, а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже.

• Пересказ рассказа целиком (по памяти и с использованием картинки).

Взрослый должен поощрять включение ребенком любых дополнений и уточнений, если они относятся к рассказу.

Итак, занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки, оживление аналогичного личного опыта детей, и др.).

2. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор.

Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения).

В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п., а также объяснения, указания. Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала - все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

Приёмы обучения пересказу.

Совместный пересказ - воспитателя с ребёнком в начале обучения должен использоваться достаточно широко, особенно при работе с детьми, не имеющими рассказывать, робкими. В процессе пересказа воспитатель может незаметно поправить позу ребёнка, ободрить жестом, взглядом, в конце нужно обязательно его похвалить: «Молодец. Теперь детям легче будет рассказывать. Только в следующий раз рассказывай громче».

В средней и старшей группах следует иногда пользоваться отражённым пересказом. Он труднее для ребёнка, так как ему приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ воспитателя, но и повторять целые фразы.

Воспитатель пользуется и приёмом подсказка слова и фразы. Этот приём обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избежать длинных пауз, вызванных тем, что ребё нок забыл текст и вопросы воспитателя: «А дальше? Вспомнил?» - не помогают.

Когда рассказывает ребенок с хорошей памятью, собранный, но медлительный, воспитатель во время пауз терпеливо ждёт продолжения; своей позой, вниманием, одобрением он концентрирует и внимание детей. Подсказиспользуется воспитателем, когда ребёнок ищет нужное, точное или понравившееся ему слово; путём подсказа педагог исправляет грамматические или смысловые ошибки, допускаемые ребёнком в пересказе. Этот приём применяется и на последующих ступенях обучения пересказу.

Вопросы - широко известный приём обучения. Употребляются они и во вводной беседе, и в процессе самого занятия. Вопросы, используемые на занятиях по пересказу, можно условно разбить на несколько категорий по их употреблению и назначению. Детям, не умеющим рассказывать, можно задать вспомогательные вопросы до начала пересказа. Иногда ребёнок в процессе уверенного и правильного пересказа вдруг остановится, забыв текст. Это бывает, например, при сравнительно длинном тексте. Тогда воспитатель задаёт наводящий или подсказывающий вопрос, но обязательно конкретный. Можно привлекать для помощи рассказчику остальных детей. Обращение с вопросом активизирует внимание и мышление слушателей. Иногда можно допустить и хоровой подсказ детей. После отдельных пересказов можно задать вопрос о характере героя или выразительности его речи.

Между пересказами хорошо провести небольшое упражнение, дать общее указание. Можно использовать приём повторения, предложив ребёнку, например, пересказать отдельное место ещё раз.

Как можно шире рекомендуется использовать такой приём, как поощрение. В процессе пересказа воспитатель поощряет ребёнка улыбкой, кивком головы, коротким словом. В конце пересказа он использует похвалу, прежде всего по отношению к детям, ещё слабо умеющим пересказывать. При этом, он отмечает какое - то конкретное положительное качество пересказа.

Пересказ по частям не разбивает цельности восприятия детей, так как произведение детям уже известно. Использование пересказа по частям в процессе занятия позволяет спросить больше детей.

Пересказ по ролям (лицам) увлекает детей. Он может занять значительное место при формировании выразительности речи. Разъяснение воспитателем характера действующего лица оказывает большое влияние на качество детской речи, на активизацию внимания детей. Пересказ в лицах применяется уже в средней группе, например рассказов. Целесообразней использовать этот приём в конце занятия.

Применяется на занятии такой приём, как игра - драматизация. В этом случае реплика персонажей сопровождаются движениями: дети широко используют жесты, имитируют повадки животных и т. д., но игра не требует декораций, костюмов к предварительной подготовки. Слова от автора сначала говорит воспитатель, а затем ребёнок. Указания о проведении игры, о выразительности речи даются всем детям. Для исполнения ролей в игре в первую очередь вызываются дети со слаборазвитой речью, робкие. С ролью справляется каждый ребёнок, так как короткие реплики персонажей всем под силу. Игра - драматизация занимает 5 минут.

При обучении пересказыванию используются приёмы по развитию выразительности речи у детей.

Требования к картинному материалу.

Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему

Картина должна быть высокохудожественной

Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного

Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость

Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности.

Дети должны :

- знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой;

- уметь отличать рассказ от простого набора предложений.

Картины и серии картин можно условно разделить на три вида: 1) действие происходит вне помещения; 2) действие происходит в помещении; 3) пейзажные, без действующих лиц. Первый вид картин: действие происходит вне помещения. Начинаться рассказ может со слов: как-то раз, однажды, был… Далее следует ответить на вопрос: когда? (время года и название части суток); если событие происходит: осенью, день (утро, вечер) – осенний, хмурый, пасмурный, солнечный, теплый, холодный, дождливый, ветреный, ясный; зимой день (утро, вечер) – зимний, морозный, холодный, ясный, снежный; весной день (утро, вечер) – весенний, ясный, солнечный, теплый; летом день (утро, вечер) – жаркий, теплый, летний, ясный. Варианты начала могут быть разные: «Однажды летним, жарким днем… Как-то раз зимним утром… Был теплый осенний вечер…» Следующая группа вопросов: кто что задумал (решил? где (куда? Придумать имя герою, обозначить место действия, цель. Например: «Петя вышел машинкою во двор… Дети пошли в лес за грибами…». Середина рассказа – описание непосредственных событий, происшедших с героем (героями). Вопрос: «А что случилось?» (Устанавливаются причинно-следственные связи). Конец – результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою. Взрослый может предложить продолжить рассказ – что могло быть дальше.

Второй вид картин: действие происходит в помещении. Начало. Отвечаем на вопросы: когда? где? кто что задумал (решил? Время года опускается, остается название части суток. Когда? – используем выражения: однажды утром, днем, вечером, после завтрака, обеда, прогулки, сна… Где? – дома, в саду, в группе… Кто (дается имя) что решил, предложил, задумал. Середина и конец. Остаются такими же, как и в работе с первым видом картин.

Третий вид картин: нет действующих лиц и событий, пейзажные. Это картины типа «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Зима». Начало. Название картины, имя автора, определение времени года. Пришла… наступила… (по картине И. Левитана). Середина. Последовательно, сверху вниз (от состояния неба и солнца, заканчиваем тем, что на земле, учитывая передний и задний план, нужно дать описание признаков данного времени года. Очень полезно во время рассматривания использовать: - произведения поэтов и писателей, где говорится о временах года, обращать внимание детей, как автор говорит о небе, снеге, солнышке, других объектах природы, и постараться использовать эти слова в рассказе; - опыт наблюдений за природой на прогулках. Все это способствует накоплению и обогащению активного словаря ребенка, облегчает процесс составления рассказа. Конец. Передача настроения автора и ребенка. Вопросы: «Какое настроение у тебя, когда ты смотришь на эту картину? Почему?» Нельзя забывать об употреблении слов с уменьшительно-ласкательным значением (травка, березка, солнышко, ручеек, слов с противоположным значением (далеко-близко, высоко-низко, толстый-тонкий, широкий-узкий).

В раннем возрасте обучение на занятиях направлено на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие и более сложные вопросы, поддерживая разговор. Рассматривая предметы, наблюдая явления, дети правильно называют отдельные действия, но не могут установить их взаимосвязь и последовательность, т. е. затрудняются представить ситуацию в целом.

Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объяснятся малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

В средней группе уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ. Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. Следовательно, при обучении рассказыванию по картине в средней группе ведущим приемом является образец. В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т. е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости. К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.).

Рассказ-образец педагога, предлагаемый детям в старшей и особенно в подготовительной группе, служит средством для перевода их на более высокую ступень развития умения рассказывать.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

В соответствии с Программой занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

Методика работы над составлением рассказа по серии сюжетных картин.

1. Вопросы

2. Упражнения

• Подбор нескольких определений и включение их в предложение.

• Составление предложений по опорным словам.

• Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам.

3. Составление рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

Как научить ребёнка правильно раскладывать серию картин (эффективные приёмы)

•Разложить все картинки, одну убрать «Найди картинке место»;

•Всю серию картин разложить, одна картинка не на своём месте «Исправь ошибку»;

•Вся серия картин разложена правильно, а одна картинка лишняя «Какая картинка не нужна?»;

•Перемешать 2 серии картин. Предложить ребёнку разложить картинки правильно «Составь 2 рассказа»;

•Сначала прочитать рассказ, а потом предложить разложить картинки.

Обучение рассказыванию по сюжетной картине включает в себя следующие этапы:

1. Подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и т. д.).

2. Разбор ее содержания.

3. Обучение составлению рассказа.

4. Анализ детских рассказов.

При обучении рассказыванию по картине используются такие методические приемы, как образец рассказа педагога по картине или ее части, наводящие вопросы, предварительный план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми.

Для того, чтобы работа над сюжетной картиной проходила более продуктивно и интересно, воспитатель может включать в нее разнообразные игры и упражнения, например:

• игровое упражнение «Кто больше увидит?» (ребенок называет изображенные на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала);

• игровое упражнение «Кто лучше запомнил?» (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины);

• игровое упражнение «Кто самый внимательный?» (используя картину, дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом);

• игра «Волшебная цепочка» (дети составляют и распространяют предложение по картине, добавляя каждый по одному слову);

• игровое упражнение «Составь предложение» (дошкольники составляют предложения по картине с заданным словом или словосочетанием);

• игра «Кубик эмоций» (дети составляют предложения по картине с заданным эмоциональным состоянием);

• • творческая игра «Угадайка» (по вопросам и указаниям воспитателя дети восстанавливают содержание фрагмента, изображенного на картине, но закрытого экраном);

• игра «Найди ошибку»(воспитатель читает рассказ, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Дети должны обнаружить и исправить ошибки. Выигрывает тот, кто заметил большее число ошибок и верно их исправил);

• прием «вхождения» в картину ( воспитатель предлагает детям представить себя на месте изображенного человека или животного:«Представьте, что картина ожила. Что бы вы услышали?»);

• прием «закрытого экрана» (демонстрируется только один фрагмент картины, а остальные фрагменты закрыты экраном. Дети составляют предложения. Воспитатель добивается, чтобы они стали распространенными. Такая работа проходит по всем фрагментам картины, а затем, предложения объединяются в рассказ).

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для педагогов «Как развить голос, дикцию и речь» Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой.

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «Как развивать речь детей» Окружающий мир вдохновят вашего ребенка на новые словесные открытия и разовьют фантазию. Взрослым на прогулках нужно обращать внимание детей.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Связная речь» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Козич на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Связная речь»
Опубликовано: 8 декабря 2023 в 18:48
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД