Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Роль сказки в жизни дошкольника»

Лавская Елена
Консультация для педагогов «Роль сказки в жизни дошкольника»

Муниципальное образовательное дошкольное

учреждение муниципального образования город Краснодар

Консультация для педагогов по теме :

«Роль сказки в жизни дошкольника»

Воспитатель: Лавская Е. В.

- Сказок много не бывает, я думаю, что вы со мной согласны? Я считаю, что эта тема актуальна и практическая значимость ее велика.

Публикация «Консультация для педагогов „Роль сказки в жизни дошкольника“» размещена в разделах

Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, я выявила, что у детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, нежелание помогать другу в трудной ситуации, делиться игрушками; отсутствует сострадание, стала встречаться и такая проблема, как агрессивность, поэтому так важно закладывать основы нравственности с дошкольного возраста, когда формируется характер, дети познают окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, чуткость к чужому горю, страданию; узнают о честности и взаимопомощи.

В наше время дети стали очень много времени проводить у телевизоров и компьютеров. И, мы, взрослые, должны пробудить у ребенка любовь к книге. Как это сделать? На помощь нам приходит сокровище народной мудрости— сказка.

Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. И занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка учит детей мечтать, подчёркивать индивидуальное и главное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Слушая сказки, дети представляют себя в роли положительных героев, и вживаясь в этот образ, они учатся совершать смелые поступки, ищут выход из трудных ситуаций, преодолевают различные трудности, и самое главное, учатся отличать добро от зла, верить в силу правды и справедливости, учатся выручать друзей в беде и защищать слабых. Сказка обогащает внутренний мир детей, и они тянутся к ней.

К выбору сказки для детей следует подходить осознанно. Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние детей, но также корректировать их поведение.

Для ознакомления со сказкой использую традиционный метод – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Не всегда у вас под рукой будет книга для чтения, поэтому следующим методом являетсярассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений, небольшое изменение сюжета. Применяя такой прием, как предложить детям помочь Вам вспомнить продолжение сказки, развивает у детей фантазию и изобретательность. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев, «Назови автора сказки», «Из какой сказки герой, «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя»;

- литературные викторины по типу «Ах, уж эти сказки;

- беседы: «Для чего нужны сказки; «Какие сказки бывают»; «Мир сказок», «Отрицательные и положительные герои сказок»;

- подвижные игры: «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки»и др.

- составление творческих рассказов : «Придумай конец сказки», «Сочини сказку про …».

- имитационные упражнения «Сказочные герои» и другие.

Драматизация - является одной из форм активного восприятия сказки. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования личности ребенка. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.

Для формирования восприятия сказки можно использовать такие приёмы, как

- Выразительность чтения. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение, подчеркивание тех моментов, требующих особого внимания. Необходимо менять тембр и высоту голоса для различных персонажей. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. Слова необходимо произносить четко, не торопясь, с хорошей артикуляцией. Это влияет на формирование речи ребенка, правильное построение предложений и расширение словарного запаса.

- Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

- Одним из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Детям можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка) Если после первого чтения сказка уже понятна детям, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – иллюстрации, элементы инсценирования. Если же дети просят разъяснить смысл сказки, и попросят прочитать ее еще раз, педагогу необходимо сделать это, терпеливо ответить на все вопросы детей, объяснить смысл незнакомых им слов, так как самое важное для детей – это правильное осознание смысла прочитанного. Читать рекомендуется только одну сказку за вечер.

Для того чтобы работа была результативной, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя такие центры:

- «В мире сказок», в нем расположены книги со сказками для детей соответствующего возраста, иллюстрации из произведений, а также правила обращения с книгами.

– центр театрализованной деятельности, в котором расположились: настольный театр, кукольный, пальчиковый театр.

- центр ИЗО деятельности, который содержит различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, иллюстрации из произведений для раскрашивания героев и другое).

Вся работа, направленная на развитие личности ребенка через знакомство со сказкой, происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы.

В ходе своей деятельности, я поняла, что систематическое и целенаправленное использование различных методов чтения сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения, развития личности ребенка в целом: дети стали ярче выражать свои мысли и чувства в речи; знают определенные сказочные сюжеты; понимают сюжетную линию сказки; выделяют проблему, актуализированную в сказке; умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности; могут сочинить небольшую сказку на заданную или свободную тему.

Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения, фантазии продуктивнее и разнообразнее.

Сказка — это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. А чтение сказок —это прекрасное путешествие в мир чудесных фантазий, говорящих животных и необычных персонажей. Путешествие в мир, где нет ничего невозможного. Там, где правда и справедливость всегда торжествуют. Не лишайте детей этих путешествий. Читайте много! Читайте с любовью! Дарите им этот прекрасный мир сказок!

Литература:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2003 г.

2. Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников», 2014 г.

3. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М. : Просвещение, 2005 г.

4. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с. 80-83.

5. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Консультация для родителей и педагогов «Здоровый образ жизни дошкольника»Консультация для родителей и педагогов «Здоровый образ жизни дошкольника» Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким и тем понятнее.

Консультация для родителей «Роль книги в развитии дошкольника« Для ребенка чтение книги велико. Книга является источником знаний. Она поможет ребенку познавать новый, еще неизведанный мир. Перед взрослыми.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника» Роль сказки в жизни дошкольника «Сказка - складка, послушать сладко.» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Роль кукольного театра в жизни дошкольникаРоль кукольного театра в жизни дошкольника Театр – волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Роль театра в жизни дошкольникаРоль театра в жизни дошкольника Роль театра в жизни дошкольника Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль сказки в жизни дошкольника»
Опубликовано: 24 февраля 2023 в 18:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Роль сказки в жизни дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Лавская Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД