Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»

Елена Кулешова
Консультация для педагогов «Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»

Консультация для педагогов по теме:«Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи».

Цель:

Систематизация знаний педагогов по развитию и формированию лексико-грамматических конструкций речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.

Задачи:

Публикация «Консультация для педагогов „Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи“» размещена в разделах

• Информирование педагогов об особенностях формирования смысловой стороны речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.

• Ознакомление педагогов с игровыми технологиями по развитию лексического запаса и формированию грамматических представлений речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.

• Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

МЛАДШАЯ ГРУППА

В формировании грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста большую роль играет работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активизацией поиска ребенком правильной формы слова.

1. Формирование умения употреблять существительные во множественном числе.

2. Формирование умения употреблять уменьшительно – ласкательные суффиксы. Сначала предлагается назвать себя ласково. (Полиночка, Женечка, Сашенька) Затем назвать ласково предметы, игрушки, потом картинки.

3. Формирование умения образовывать родительный падеж существительных.

4. Обучение детей согласовывать прилагательные с существительными.

5. Обучение детей правильно понимать и использовать предлоги.

6. Обучение правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь, спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим). Для этого проводятся разнообразные игры.

7. Необходимо шире использовать глаголы для обучения детей разным способам глагольно-приставочного словообразования (вошел — вышел, пришел — ушел).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

В средней группе расширяется круг грамматических представлений речи:

1. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных (нет шапки, варежек, брюк); правильному согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (красный чайник, красная чашка, красное блюдце, красные тарелки).

2. Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай) происходит в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям.

3. Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около).

4. Проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок -— утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — нет зайчат; лисенок — лисята — нет лисят).

5. Кроме того, детей надо знакомить с происхождением и образованием некоторых слов («Почему грибы называют. подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором?. шапку — ушанкой., цветок — подснежником?»).

6. Особенное внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действием игрушки, предмета, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла).

7. Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр — каркает, петух кукареку — кукарекает, поросенок хрю-хрю — хрюкает).

8. Дети средней группы подводятся к образованию однокоренных слов и учатся разным способам глагольного словообразования. В ситуации рассматривания картинок или просто введения в воображаемую картину дети учатся подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже.

СТАРШАЯ ГРУППА

1. При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).

2. У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый — весело; быстро. (быстрый, громко. (громкий).

3. Дети находят родственные слова в контексте, например со словом желтый: В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает. (желтеть). Листья на деревьях. (желтеют).

4. Умение образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами помогает детям понимать различие смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.

5. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и имен прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

6. Очень важно показать детям, как от изменения слова с помощью аффиксов (суффиксов и приставок) меняется его смысл. Используются упражнения, включающие лексические и грамматические задания. Различая оттенки слова, дети по-иному воспринимают смысл его в том или ином контексте.

7. В старшей группе вводится новый вид работы — ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова — из слогов и звуков, т. е. выработка у детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Продолжается обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями:

1. Продолжается работа по согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются. Они даются в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот»; даются сочетания с несклоняемыми существительными: пошел в новом пальто, играл на пианино; предлагается образовать сравнительную степень прилагательного (умный — умнее; добрый — добрее; тихий — тише).

2. В специальных играх и упражнениях детям дается задание с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой — злющий, толстый — толстенный, полный — полноватый).

3. Уточняется правильное употребление глаголов одеть — надеть, при этом внимание детей обращается на слова-антонимы: одеть — раздеть, но надеть — снять.

4. Усложняются задания и на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов: бежал — перебежал (на другую сторону, забежал (в дом, убежал (из дома); веселый — веселится; грустный — грустит.

5. Закрепляется и умение образовывать названия детенышей животных (у лисы — лисенок, у лошади — жеребенок).

6. Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна — весенний — веснушки; снег — снежный — подснежник) и конструировать производные слова: Какие птицы (зима) в нашем лесу?Дрова надо. (пила).

7. Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом (Дети пошли в лес, чтобы. Они оказались там, где.).

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Консультация для педагогов и родителей «Красота речи человека» Красота речи человека. Роль голоса. Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как о внешнем виде, люди судят.

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 23:39
+77Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кулешова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД