МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста решению проблемных ситуаций»

Елизавета Шаповалова
Консультация для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста решению проблемных ситуаций»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» г. Волгодонска

Консультация

«Обучение детей дошкольного возраста решению проблемных ситуаций»

Подготовила:

воспитатель Е. Ю. Шаповалова

г. Волгодонск

2022г.

Одним из ведущих направлений воспитания личности ребенка является формирование его активности. Вне активности невозможны ни познавательное развитие, ни усвоение социального опыта, ни самостоятельная деятельность ребенка. Активность- основная форма его жизнедеятельности, необходимое условие его развития. Одним из ведущих подходов к развитию ребенка как субъекта детской деятельности является создание образовательной проблемной ситуации, обеспечивающей активное участие ребенка как партнера в образовательном процессе.

Публикация «Консультация для педагогов „Обучение детей дошкольного возраста решению проблемных ситуаций“» размещена в разделах

Проблемная ситуация - это задача, которую необходимо решить. Основным звеном проблемной ситуации является противоречие.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Проблемные ситуации могут быть разной направленности - это:

случайно возникшие, те, которые происходят сами по себе, например, пошел снег, солнышко спряталось за тучу, уронил ложку, разбил чашку. Эти ситуации не планируются, но педагог их видит и использует в образовательном процессе;

специально созданные ситуации, требующие определенной подготовки педагогом. Эти ситуации разрабатываются, планируются и педагог создает для них условия.

Характерные признаки проблемности на занятии.

• Возникает состояние интеллектуального затруднения;

• Возникает противоречивая ситуация;

• Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существует четыре уровня проблемности в обучении :

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично - поисковый метод).

3. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации :

• подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

• изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

• побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

• постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

• постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций :

1. поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: " что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?", " что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?",

2. процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее не известных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения. Ребенок ищет решение " во внешних условиях", в различных источниках знаний,

3. доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Роль педагога в решении проблемной ситуации :

Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения)

• Он внимательно выслушивает все возражения

• Поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что важно: выслушать предложения детей, поблагодарить за активное участие и постепенно подвести к мысли " Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?

Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Для успешного осуществления вышесказанного, прежде всего необходимо провести огромную предварительную работу. При этом учитываются возрастные особенности детей, с которыми осуществляется педагогический процесс.

Предварительная работа - это методы и приемы формирования и закрепления знаний об окружающем:

• беседы по теме и ситуативные разговоры с детьми

• экскурсии

• чтение художественной литературы

• отгадывание и составление загадок

• рассказы из опыта детей

• слушание и исполнение песенок

• создание коллекций

• украшение групповой комнаты

• хороводные, подвижные и развивающие игры

• наблюдения

• рассматривание предметных и сюжетных картинок

Все это помогает заинтересовать детей, научить их тому, чтобы они самостоятельно использовали приемы решения проблемных ситуаций.

Моделирование проблемных ситуаций.

Игра на нахождение компромиссного выхода из проблемной ситуации

" Не поделили игрушку"

Воспитатель приносит в группу новую игрушку. Претендентов на новую игрушку оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация : кому достанется новая игрушка. Педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации : " Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней играть много. "

Предлагает детям для обсуждения различные варианты:

• отдать игрушку тому, кто взял ее первым,

• никому не давать игрушку, чтобы не было обидно,

• играть всем вместе,

• посчитаться,

• играть с игрушкой по очереди,

• отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная.

Дети вместе с воспитателем обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решение других, а подчас и усомниться в правильности своего предложения.

" Предложений много,- говорит педагог,- на каком остановимся?"

Дети размышляют, ищут нужное решение, и если они затрудняются в выборе, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им выход, делает его наиболее привлекательным.

Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно - проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.

На подготовительном этапе можно использовать методику " Две гири".

Стимулирующая помощь взрослого является обязательным условием при использовании метода проблемных ситуаций. Дети часто объединяют оценку поступка с личностной оценкой: плохой поступок - плохой человек. Наводящие вопросы педагога, чередование открытых и закрытых вопросов, совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям встать на место другого человека, понять мотивы его действий, оценить их с нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам.

Дать игрушку (+) Не давать (-)

- Саша будет со мной дружить

- Потом уступит свою игрушку

- Будем играть вместе с ним.

- Саша не будет со мной дружить

- Будет играть с другими детьми

- Все будут меня дразнить

Дети понимают, что для сохранения отношений очень важно уметь поделиться тем, что имеешь. Ведь дружба - это взаимный интерес, а также обоюдное проявление доброты, внимания, заботы. Поступая нелицеприятным образом, вряд ли можно рассчитывать на дружеские отношения.

С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход из создавшейся ситуации.

Что дает эта схема?

Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.

Во-вторых (и это самое сложное), надо отделить свое "хочу" от чужого " хочу". В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных " хочу" следует искать пути договоренности.

В- третьих, ребенок учится аргументировать свое "хочу" и пытается сформулировать точку зрения другого. Оценивая все "за" и "против". ребенок приходит к выводу: добиваясь одной личной цели (своего "хочу", можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести.

Образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми (непосредственно образовательная деятельность, задушевная беседа, разговор по делу, рассматривание иллюстраций, игра и др.) фото

Создавать проблемные ситуации нужно начинать с детьми второй младшей группы на игровой и сказочной основе. Подбирать их таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связанные с программой и временем года. " Как собрать ягоды без корзинки?", " Как вымыть руки без мыла, " Два мальчика хотят играть, а машинка одна", " Как играть в песок без совка?" " Как Маше не заблудиться в лесу?" и другие. В младшем возрасте наиболее эффективны игровые проблемные ситуации, в которые попадает персонаж (обезьянка, куколка, зайка, сказочный персонаж) фото

Перед решением проблемной ситуации " Будем рисовать красками, а кисточек нет"проводила предварительную работу - рисование разными способами. Затем на занятии дети сами выбирали способ рисования медвежонка. фото

Очень интересные проблемные ситуации можно создавать на прогулке. Во время наблюдения за листопадом, была создана ситуация " Как сохранить опавшие листочки?". В процессе рассуждений дети пришли к выводу, что листочки нужно принести в группу, засушить и сделать гербарий. Потом из засушенных листочков делали поделки, рисовали способом прокатывания солнышко. фото

Когда выпал первый снег и его было мало, с детьми решили ситуацию " Нужно слепить снеговика, а снега мало" - лепили снежные фигуры разной величины и соединяли их друг с другом. фото

В старшем возрасте при конструировании образовательной проблемной ситуации предлагается методика с использованием предметно - схематических моделей. Предлагаю вам для рассмотрения модели, которые дети вместе с воспитателем придумали сами при решении различных ситуаций. демонстрация моделей

Педагоги не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по " Познаю мир", но и на математике, развитию речи, грамоте, конструированию.

Например. Проблемная ситуация по математике. Помогите мне сделать перестановку. Я хочу поставить стол между шкафами. Как проверить поместится ли он. (Обращение к аудитории- предложить свои варианты)

Предполагаемые варианты ответов:

- можно передвинуть;

- можно измерить стол и сравнить мерку с размером пространства между шкафами;

- можно нарисовать план помещения, условное изображение мебели в масштабе, подвигать модели на листе бумаги и тогда принять решение о перестановке.

Практическая деятельность.

1.

Фрагмент занятия с использованием проблемной ситуации для детей старшей группы.

Тема. Приключения Буратино.

Цель. Актуализировать знания детей о свойствах дерева (не тонет в воде)

Задачи. Способствовать освоению детьми представлений о свойствах дерева - не тонет в воде; развивать умение анализировать ситуацию, планировать эксперимент, выдвигать гипотезы, самостоятельно делать выводы на основе практической деятельности; стимулировать желание помочь герою сказки.

Ход занятия.

Воспитатель сообщает детям, что вчера дети другой группы читали сказку

" Приключения Буратино" и придумали другой конец сказки, но у них это получилось не до конца, просят помощи, а остановились они вот на чем:

" Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал- думал Буратино как же перебраться через речку.

Противоречие. Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет.

Что будем делать? Предлагаются различные варианты, выдвигаются гипотезы: можно построить лодку, но это долго; попросить кого- нибудь перевезти, но рядом никого нет, а может Буратино не утонет, так как деревянный.

Воспитатель предлагает проверить последнюю гипотезу: т. к. Буратино деревянный, найти в группе деревянные предметы и провести эксперимент с водой и деревянными предметами.

Делается вывод: дерево в воде не тонет, следовательно. Буратино не утонет, потому что он деревянный.

В каждой группе необходимо иметь картотеку проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть разной направленности:

• социальные

• познавательные

• экологические

• математические

• театрализованные

• фантастические

• сказочные

• бытовые

• на тему " Что было бы, если. "

Педагогу необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности.

Системное использование ситуаций дает возможность педагогу отойти от традиционных занятий по предлагаемому образцу, создать условия раскрепощенности, снять излишнюю регламентацию, позволяет раскрыть свое внутреннее состояние и образ " Я" ребенка. Только такие условия определяют успешность использования такой педагогической технологии, как образовательные проблемные ситуации.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для педагогов «Игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста» Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при.

Консультация для педагогов «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год» Консультация для педагогов: «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год».Блог. Лариса Гацко. Мы часто фотографируем деток, снимаем.

Консультация для педагогов «Марблс-терапия для детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Марблс-терапия для детей дошкольного возраста» Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Каждый педагог знает, что движение.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста одна из важных задач, которую можно решить с помощью игровой деятельность.

Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Обучение детей дошкольного возраста спортивной игре в футбол»Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Обучение детей дошкольного возраста спортивной игре в футбол» Занятия футболом способствует развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Игры.

Конспект урока математики в 5 классе «Обучение решению задач с помощью уравнений» В рамках ФГОС особое внимание при изучении математики занимают способы организации активного обучения, например, при решении задач с помощью.

Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования» Разработка новых программ и методик обучения - актуальная задача психолого - педагогической науки и практики обучения детей. Развитие познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста решению проблемных ситуаций»
Опубликовано: 18 марта 2023 в 19:26
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД