Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

Елизавета Хлызова
Консультация для педагогов «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

Природа представляет собой удивительное явление, воздействие которого на духовный мир человека, особенно на детей дошкольного возраста, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования считается одной из наиболее актуальных в настоящее время. Уже с самого раннего детства необходимо формировать представление в детях о том, что человек зависит от чистой окружающей среды. Поэтому так важно научить ребенка заботиться о красоте природы. Основная цель экологического воспитания и образования в дошкольных учреждениях - воспитать защитников природы, предоставить им экологические знания, научить детей быть добрыми, любящими и заботливыми к природе, а также бережно управлять ее ресурсами.

Публикация «Консультация для педагогов „Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

В процессе экологического воспитания детей активно применяется метод наблюдения. Это наблюдение проводится в различных ситуациях: на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы в природном уголке, при проведении экспериментов и опытов, а также в ходе игровой активности.

Имеет большое значение, чтобы маленькие дети, когда вступают в огромный и загадочный мир, научились, благодаря своим наблюдениям, развивать тонкое чувство, умение видеть и осознавать, что этот удивительный мир очень разнообразен, многогранный и яркий, а люди - неотъемлемая часть этой многоцветной палитры. Дети способны замечать и осознавать эту разнообразность. В ходе своих маленьких открытий и наблюдений, дети не только безучастно "глядят" на окружающее, но и с увлечением исследуют способы его изменения и преобразования.

В процессе наблюдений детская душа раскрывается во взаимодействии с природой, что способствует развитию образного мышления, наблюдательности и внимания. Однако способность воспринимать и ощущать красоту окружающей природы не появляется сама по себе; ее необходимо развивать. Дети часто упускают из виду прекрасное в окружающем мире, особенно когда взрослые не передают своих эмоциональных впечатлений от природы и не пробуждают у детей наблюдательности, которая так важна для восприятия красоты. Когда дети наблюдают природу вместе с взрослыми, они начинают понимать и полюбить ее, разделяя восхищение и восприятие прекрасного вместе.

О природе как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного говорил К. С. Станиславский: «Прекраснее всего сама природа. В нее – то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле…Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность. Обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».

Чувство любви к природе формируется во время наблюдений лишь тогда, когда взрослые вводят ребенка в ее тайны, совместно с ним исследуют ее загадки и дарят знания о жизни растений и животных. Они учат его наслаждаться природой, вдыхать аромат цветущих трав, восхищаться красотой цветков и наслаждаться пейзажами местности. Когда ребенок проявляет интерес к природе, он начинает проникаться любовью к ней и желание узнать о ней больше.

Путем наблюдения ребенок не только узнает внешние характеристики природных объектов, такие как цвет, структура, запах и т. д., но и приобретает разнообразные навыки, направленные на понимание и даже практическое воздействие на окружающую природу. Во время наблюдений дети развивают навыки анализа и способность делать выводы. Эффективная организация наблюдения дает возможность детям сформировать четкие представления о животных, растениях и сезонных изменениях в природе.

В осеннее время, дети внимательно следят за изменениями в природе, которые затрагивают не только цветы, но и деревья. Они также замечают, что количество птиц уменьшается, поскольку перелетные виды улетают в более теплые регионы. Во время наблюдения за осенним листопадом, дети понимают, что природа обладает уникальной красотой в каждом сезоне года.

Во время наблюдений в групповой комнате с детьми, воспитатель представляет детям удивительный мир растений, который может показаться статичным и лишенным жизни на первый взгляд. Задача воспитателя - раскроить перед детьми уникальность и тайны жизни этих растений, а также их красоту, которая является причиной их пребывания в помещении.

Особенно впечатляющим является вид цветущих растений, которые захватывают внимание и вызывают желание наблюдать за ними, не сводя глаз. Важно научить детей не только замечать, но и по-настоящему чувствовать и переживать красоту цветущих растений с самых ранних лет.

При наблюдении за растениями, дети учатся распознавать совершенно иную, чем у человека, форму жизни. Они начинают видеть в каждом зеленом побеге уникальное живое существо, жизнь которого полностью зависит от таких факторов, как вода, свет и почва. Для детей это также становится способом понимания связи между здоровьем и красотой. Они осознают, что красота является признаком здоровья, и в мире растений эта связь становится очевидной.

Таким образом, наблюдение за комнатными растениями помогает детям развивать их понимание растений и их потребностей. В результате они становятся более внимательными и заботливыми к своим "зеленым друзьям". Путем поливания, пересадки и ухода за растениями дети приобретают практические навыки и воспитывают моральное и эстетическое восприятие мира.

Дошкольники, освоившие навыки наблюдения и пройдя программу по "зеленому" воспитанию, смогут сами оценить красоту природы. А при посещении леса, луга или парка они смогут проявить свою наблюдательность и любопытство. Это вполне понятно, ведь у них уже есть базовые и серьезные знания о таинственной жизни растений, и они научились заботиться о ней и наслаждаться ей.

После того, как дети провели время, наблюдая за растениями и животными, они начинают проявлять заботу по отношению к ним. В этом процессе они также развивают разнообразные трудовые навыки, а также приобретают такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логическое мышление и эстетический взгляд на живую природу. Однако самое важное, что формируется в процессе, это их любовь и интерес к природе.

Дети сами осознают, что "любовь - это труд", и каждый день с особой нежностью и заботой ухаживают за растениями. Уголок природы в группе становится для них особенным местом, которое они любят и ценят как место для отдыха.

Таким образом, наблюдения помогают детям собирать конкретные образные представления и фактические знания, которые служат материалом для последующего осмысления, обобщения и систематизации. Это также позволяет им раскрывать причины и взаимосвязи, присутствующие в природе.

В результате этих наблюдений дети приходят к пониманию следующих важных моментов:

- объекты и явления природы тесно связаны и составляют единое целое;

- окружающий мир далек от статичности и постоянно изменяется.

Поэтому дети, внимательно наблюдая и анализируя, применяют свои знания и умения на практике, и это имеет важное значение в контексте экологического воспитания. Как показывает опыт, индивидуальная активность ребенка в практической деятельности является показателем его экологической осведомленности и культуры.

Именно в ходе активной практической работы ребенок удовлетворяет свои потребности в исследовании, делает выводы и обобщения. Постепенно он заменяет доминирующее наглядно-образное мышление теоретическим, что становится фундаментом для формирования экологической осведомленности у человека.

Публикации по теме:

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области»Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Консультация для педагогов «Работаем с календарями наблюдений».Консультация для педагогов «Работаем с календарями наблюдений». Сегодня хочу представить свой опыт работы с календарями погоды, надеюсь он будет полезен. Всякая работа, проводимая с детьми, должна быть.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елизавета Хлызова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 4 ноября 2023 в 13:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД