МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей»

Анастасия Шебаршова
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей»

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»В. А. Сухомлинский.

«Рука — это вышедший наружу мозг человека» (И. Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей“» размещена в разделах

По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых - мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и в общей двигательной, и ручной.

В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок, массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук, игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками, катание шестигранных карандашей между ладонями, народные игры с ладошками, театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук, складывание рисунков из палочек, рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.

Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.

2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах

материалов.

3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства

предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.

4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или

твердый, из какого материала сделан.

5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие

движения) мелких и сыпучих предметов учит ребенка ощущать

прикосновение ладони или пальцев.

Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию — осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) — исследуют.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, в них вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории.

Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра, которая сопровождается короткими диалогами, сценками.

Полезны занятия с пластилином, глиной. Изготовление поделок с использованием пуговиц, разных видов круп, семян (панно). Так же эффективны занятия с бумагой. Дошкольники овладевают навыками моделирования, знакомятся с пространственными отношениями, учатся преобразовывать объекты.

Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Человек при общении не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе или собеседнику жестами. Движение пальцами рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Первобытные люди общались жестами. Развитие речи и руки у них шло параллельно, примерно так развивается речь и у ребенка, сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а затем появляется артикуляция слогов. Таким образом кисть руки является органом речи, так же, как и артикуляционный аппарат.

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, нужно следовать ряду требований:

-систематичность;

-соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

-соответствовать возрастным требованиям;

- доставлять ребенку радость.

Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости это :

1. Пальчиковые игры и упражнения.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и

т. д. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет, рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день).

2. Массаж пальцев

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

• Массаж большого пальца - повышает активность мозга;

• Массаж указательного пальца - стимулирует желудок и поджелудочную железу;

• Массаж среднего пальца - улучшает работу кишечника;

• Массаж безымянного пальца – стимулирует печень;

• Массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

3. Японская методика пальцевого массажа

Массаж пальцев

«Лесенка»,

«Наш друг-огород»

Массаж грецкими орехами

- катать два ореха между ладонями;

- один орех прокатывать между пальцами;

- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки, обеих рук

Массаж шестигранным карандашом

- пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

- удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

Массаж «четками»

- перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы.

- перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

4. Песочная терапия

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития :

- большую коробку заполните наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке. Постепенно увеличивайте количество запрятанных игрушек.

- моделирование песочных проекций в соответствии с имеющимся опытом ребенка (зоопарк, домашних животных, лес горы, водоемы, равнины и т. д.) Ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.

Ребенок сам выбирает фигурки животных и помещает их в свойственные им ландшафты.

- постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации, проигрывает полностью или берется сюжет.

5. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание (пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.); составление бус из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины; выкладывание букв, силуэтов различных предметов из мелких семян, пуговиц, веточек и т. д.

Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

6. Работа с бумагой. Оригами.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры.

В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

7. Вырезание ножницами.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания:

- по прямой, различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).

- симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки)

- не целую форму, а ее половину

8. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Картинки из журнала или газеты вырванные кусочки придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

9. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции.

- Лепка колбасок, колечек, шариков; разрезание пластилиновой колбаски пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепливание кусочков снова. Из каждого маленького кусочка делается лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

- Оклеивание полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д.

- Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

- Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

- Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

10. Рисование, раскрашивание

Рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее.

Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

Для начала хорошо использовать:

- рисование по опорным точкам;

-дорисовывание второй половины рисунка;

- трафареты

- рисование крупой

- рисование линий различной формы и сложности рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

- нетрадиционные техники:монотипия, набрызг, кляксография, тампонирование

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.

11. Графические упражнения.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Графические задания должны иметь образно-смысловую значимость.

Графические задания:

- дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов;

- обводка лекал;

- заштриховка и раскрашивание контурных изображений;

- по заданной схеме действия;

- дорисовывание орнаментов и лабиринтов.

12. Штриховка.

Задания со штриховкой способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

Виды штриховки:

- раскрашивание короткими частыми штрихами;

- раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

- центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

- штриховка длинными параллельными отрезками.

13. Шнуровки

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов:

- шнуровки сюжетные;

- шнуровки: пуговицы, башмачки, цилиндры т. п. сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков.

- шнуровки: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребё нку:

• во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

• во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

• в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие речи и интеллекта.

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» 6 января День пальчиков на маам, вот я и решила вспомнить, что же мы с детьми делали для развития мелкой моторики пальцев рук, и вот что.

Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики»Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики» Каждый ребенок любит и по - своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими.

Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.

Консультация для родителей «Лепка из снега как средство развития мелкой моторики и тактильного восприятия» Лепка из любого материала (пластилина, глины, теста и т. д.)является прекрасным средством развития мелкой моторики, которое оказывает положительное.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для родителей «Вышивание как средство развития мелкой моторики» «Рука - вытекший наружу мозг!» (Кант) Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей»
Опубликовано: 18 января 2023 в 13:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Шебаршова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД