Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству»

Светлана Фомина
Консультация для педагогов «Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству»

Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врожденными творческими способностями, но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.

Публикация «Консультация для педагогов „Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству“» размещена в разделах

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

К числу современных образовательных технологий относятся :

1. здоровьесберегающие технологии;

2. технологии проектной деятельности;

3. технологии исследовательской деятельности;

4. информационно – коммуникационные технологии;

5. игровые технологии;

6. технология «ТРИЗ»

Особое место в ДОУ отводится здоровьесберегающей деятельности, которая обеспечивает успешность образовательного процесса. Подбор различных технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Реализация образовательных задач осуществляется в тесной взаимосвязи с оздоровительными задачами, которые позволяют давать достаточный объем знаний, не допуская перегрузок. Образовательная деятельность проводится в режиме смены динамических поз, дети периодически переводятся из положения сидя, в положение стоя. В образовательной деятельности систематически применяются оздоровительные гимнастики. Разминки перед началом художественной творческой деятельности, используются для профилактики эмоционального напряжения, утомления. В процессе занятий по изодеятельности предлагаются детям увлекательные физкультурные паузы, вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению дошкольников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста. Педагог предлагает попрыгать, присесть, потопать, похлопать. Проводит подвижные дидактические игры, например: «Отнеси картинку к предмету», «Построй фигуру», «Встань, если догадался». Не забываем о дыхательной гимнастике. Несколько минут контроля правильного дыхания, увеличивает объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, тренирует его глубину, ритмичность. Кровь обогащается кислородом, а воспринимают информацию после такой гимнастики дети охотнее и эффективнее. Применение релаксации позволяет снять мышечное напряжение, успокоить ребенка, развивает воображение, улучшает самочувствие и повышает жизненные силы. Продумывая занятия, необходимо, как можно больше использовать зрительно-пространственную активность детей. Для этого максимально удаляем от глаз ребенка дидактический материал. Дети всматриваются вдаль и тем самым снижают напряжение с глазных мышц. Физкультминутки для глаз способствует расширению зрительно-двигательной активности, стимулируют нервные окончания и дают отдых утомленному зрению. Использование в процессе занятий по ИЗО классической музыки, аудиозаписи звуков природы, способствует укреплению здоровья детей, развитию творчества, фантазии. Мелодия повышает интерес к окружающему миру, помогает ребенку успокоиться и расслабиться. При прослушивании звуков природы, дети представляют себя на полянке, на берегу моря, в саду, вызывая положительные эмоции. Все это способствует развитию у ребенка воображения, чувства прекрасного. В образовательном процессе активно используем нетрадиционные техники рисования. Успокоить и расслабить ребенка можно во время рисования пальчиковыми красками. Они развивают мелкую моторику руки, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует снижению заболеваемости и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам. И является важнейшим условием по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности.

Одним из методов развития творческих способностей является метод проектов.

Тематика и содержание проектов для детей ДОУ разнообразны. Используются следующие типы проектов:

• исследовательско - творческие : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные: дети собирают и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

творческие : (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребёнка.

Одной из важных форм в развитии детского творчества является познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Данный период развития ребенка характеризуется особенным интересом к этой деятельности, в процессе которой дети проявляют удивительную выдумку и изобретательность. Сколько мы видим интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, рисунка, сказки и т. д.).

Развитию творчества детей, инициирования экспериментирования и освоения способов создания изображения, поиску выразительных образов и интересных решений способствует наличие традиционных изобразительных материалов: гуашевых и акварельных красок, карандашей, восковых мелков, фломастеров, глины, пластилина. Часто детям также предлагаются масляные краски, угольный карандаш, сангина, цветные ручки, «бумагомасса», соленое тесто, бумага разной плотности и фактуры, возможность рисования на стекле, фольге, ткани, аппликации из природных материалов, предметов, некоторых пищевых продуктов.

• По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели, развиваются разнообразные умения.

Для развития творческого самовыражения каждого ребенка в группах можно создать различные мини-центры.

Мини-центр “Мастерская маленького волшебника” (центр опытов и экспериментов) насыщается многообразием современного художественного материала, инструментария и оборудования. Доступность и свобода выбора обеспечена каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники, открывать для себя неизведанное.

В мини-центре “Островок чудесных превращений” каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве, воплощая в жизнь свои творческие замыслы - результаты опытов и экспериментов. Дети с удовольствием включаются в активную изобразительную деятельность, смешивая разные приемы и техники. Все произведения, выполненные детьми, обыгрываются, включаются в уже знакомую среду, дополняют ее и создают новые самостоятельные выставочно-игровые островки.

В мини-центре “Я – дизайнер”, который оснащен разнообразным полифункциональным материалом, маленькие художники делают свои первые успехи, приобретая личный опыт в дизайн - деятельности. Такая художественно-творческая деятельность удовлетворяет желание ребенка что-то изменить, дополнить интерьер группы, сделать декор своими руками.

ФГОС ДО предусматривает такие компетенции современного педагога, как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Современные медиаресурсы разнообразны: компьютерные игры, сайты и виртуальные музеи для детей, электронные энциклопедии, пособия, презентации и каталоги, включающие качественные копии предметов искусства, информацию о жизни и творчестве художников, скульпторов, истории и культуре края, истоков возникновения народных промыслов.

Использование ИКТ является эффективным способом повышения мотивации и развития творческих способностей дошкольника, так как средства ИКТ можно применять на всех этапах образовательного процесса: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, диагностики.

Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. И мы, взрослые, должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы.

Использование игровых приемов в процессе занятия повышает интерес детей к изобразительному искусству, создает положительный, эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать, повышает эффективность процесса обучения.

Игра является наиболее эффективным средством мотивации для детей 3-4 лет. Часто используемым игровым приемом является прием привлечения игрового персонажа. Ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому – нибудь известному и любимому герою. Указывать детям на ошибки нужно от лица персонажа, который просит исправить недостатки, внести изменения и дополнения. Эти указания не нарушают целостности игрового мира ребенка, но помогают заметить ошибку.

Игровые приемы во всех возрастных группах способствуют повышению интереса к деятельности, создают позитивный эмоционально-творческий настрой, повышают эффективность процесса развития и обучения и улучшают качество создаваемых творческих работ. В младших группах в игровой форме происходит привлечение внимания к материалам, возбуждение интереса к деятельности (игра с кисточками и инструментами, обыгрывание игрушек); в старших — создание творческой атмосферы («Рисуем как помощники художницы-осени», «Клуб художников», ассоциирования и направления на поиск способов раскрытия темы, интересных образов. Удачно действует прием «кисточка шагает» для передачи изображения ритмами мазков. «Кисточка прыгает», сопровождаемая комментированием «прыг-скок». Играя с инструментами, дети получают изображение предметов и запоминают формообразующие движения, необходимые для изодеятельности. Хорошо помогает детям войти в тему игра двигательного характера, например при реализации темы «Листья по ветру летят» дети превращаются в осенние листья, которые кружатся на ветру. Перед рисованием (методом тычкования) «Снег идет» - дети в образе снежинок. Рисунки в этом случае получаются более выразительными, проявляется творчество.

В практической деятельности используют такие игровые технологии как :

- игровые ситуации. Например, в пасмурные дни можно сделать на стену солнышко, чтобы стало весело, и наоборот, если не было долго дождя, то тучку с дождем, для рыбок в аквариуме - камешки, клоуну - мячики, королеве Осень - нарядное платье и т. д. Чтобы ярче преподнести детям объект изображения, используются загадки, стихи, проблемные ситуации.

- сюрпризные моменты. Момент неожиданности позволяет вызвать у детей эмоциональный настрой на познание нового материала.

Технология ТРИЗ – это использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Цель ее - развивать фантазию детей.

Технология дает толчок развитию интеллектуально-творческих способностей маленького ребёнка.

Применение элементов ТРИЗ на занятиях по ИЗО деятельности способствует развитию творческих способностей, воображения.

Публикации по теме:

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Дидактическая игра по ФЭМП и художественному творчеству «Нарядим девицу единицу» с детьми средней группыДидактическая игра по ФЭМП и художественному творчеству «Нарядим девицу единицу» с детьми средней группы Цель: формировать представление о цифре 1 Задачи: - познакомить с другим названием цифры 1 – единица; закрепить представление о том, что.

Фотоотчёт о коллективной работе по художественному творчеству «Воздушные шары для Мишки»Фотоотчёт о коллективной работе по художественному творчеству «Воздушные шары для Мишки» У каждого ребёнка своя любимая игрушка детства. И как интересно и живо проходит занятие, когда в гости к ним приходит она - любимая игрушка:.

Фотоотчет о работе по художественному творчеству. Лепка «Лисичка-сестричка» с детьми старшей группыФотоотчет о работе по художественному творчеству. Лепка «Лисичка-сестричка» с детьми старшей группы Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным.

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивая пора времени года, многие поэты писали и пишут стихи о красоте природы осенью. В работе с дошкольниками, наблюдая за природными.

Конспект занятия по художественному творчеству с детьми 4–5 лет «Веточка рябины»Конспект занятия по художественному творчеству с детьми 4–5 лет «Веточка рябины» Программное содержание: - учить детей изображать акварельными красками на листе бумаги веточку рябины используя разные техники рисовании.

Конспект занятия по художественному творчеству с детьми 4–5 лет «Золотая осень»Конспект занятия по художественному творчеству с детьми 4–5 лет «Золотая осень» ЦЕЛЬ: формирование знаний у детей строения дерева и закрепление признаков осени. Задачи: продолжать формировать представление у детей о.

Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА»Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА» Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих! После довольно близкого общения с детьми с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству»
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 11:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД