МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Музыка и речь»

Кандаурова Людмила
Консультация для педагогов «Музыка и речь»

Консультация для педагогов

Музыка и речь

Кандаурова Л. В.

Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.

Публикация «Консультация для педагогов „Музыка и речь“» размещена в разделах

Связь музыки и речи очевидна : музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. Как голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски, так и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.

Музыка помогает научиться различать звуки на слух, развивает воображение и умение выражать свои мысли и эмоции не только словами, но и жестами, и танцевальными движениями.

Существуют различные виды музыкальной деятельности, эффективно воздействующие на развитие речи дошкольников.

1. Слушание (восприятие музыки)

Безусловно, формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку. Прослушав музыкальное произведение мы беседуем с детьми об услышанном, характеризуя эмоционально-образное содержание произведения и, следовательно, расширяем словарный запас детей, обогащаем его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. В выборе репертуара, конечно, главное условие – простота восприятия.

Закрепить услышанное можно в игровой форме. Например, предложить детям подвигаться под эту музыку, передавая ее характер, выражая свои чувства, свое отношение к музыке.

Игра «Танец дикарей»

Алгоритм работы:

-прослушивание произведения

- определение количества частей

- определение отличий этих частей

- подбор подходящих движений

2. Пение

Безусловно, это тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, а также испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Преимущества певческой деятельности для развития речи неоспоримы:

1. Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей, поэтому помогает исправить недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов

2. Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения мы совершенствуем его для речи

3. Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность

4. Песни пополняют словарный запас детей, развивая тем самым активный и пассивный словарь, знакомят с новыми понятиями

5. Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

Наиболее просты и близки детям малые формы – попевки. «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Петушок», «Божья коровка». Несмотря на то, что эти попевки очень просты вокально, даже их можно развить в сложную композицию.

Работа над попевкой «Божья коровка»

Сначала учим попевку, поём все вместе. Потом каноном. Потом канон с ходьбой (2 круга)

3. Логоритмические упражнения

Еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Целью логоритмического воздействия является не только преодоление, но и, что очень важно, профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Для развития речи детей мы отмечаем важной в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развития чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Музыкальная пальчиковая игра «Паучок»

(все вместе на местах)

Коммуникативный танец «Я от тебя убегу»

(все вместе)

Упражнения по логоритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному развитию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах

Игра на музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь ребенок имеет возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики. Специальные оркестрово – исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином муз. инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, ложки, маракасы, треугольники).

Игра с клавесами для старших

+ Музыкальные картинки.

Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Все это развивает слух, что в свою очередь, важно для активизации речи ребенка.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.

Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. А под влиянием певческой деятельности, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов, оказывается большая помощь в работе над развитием активной речи детей.

Публикации по теме:

Конспект мастер-класса для педагогов на городском семинаре «Музыка и здоровье»Конспект мастер-класса для педагогов на городском семинаре «Музыка и здоровье» Конспект мастер-класса для педагогов на Городском семинаре «Музыка и здоровье» Музыкальный руководитель Вихарева Н. Н, МАДОУ «Золотая рыбка».

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для педагогов «Как развить голос, дикцию и речь» Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой.

Консультация для педагогов «Музыка и праздник»Консультация для педагогов «Музыка и праздник» Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций.

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация для родителей и педагогов «Природа и музыка»Консультация для родителей и педагогов «Природа и музыка» Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру,красоте. Слушая музыку, человек познает себя. Музыка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Музыка и речь»
Опубликовано: 5 января 2024 в 15:06
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Музыка и речь»» (включая файлы) размещена пользователем Кандаурова Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД