Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Как организовать наблюдения с детьми» (1 фото)

Кустова Наталья
Консультация для педагогов «Как организовать наблюдения с детьми»

Чтобы не превратить наблюдение в рассматривание или познавательный рассказ педагога, рассмотрим рекомендации: как организовать наблюдение с детьми. Эти методические рекомендации помогут нам не допустить ошибок в ходе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (наблюдения, развить у них познавательный интерес, научить фиксировать результаты наблюдений разными способами и выполнить требования ФГОС ДО.

1. Учите детей использовать наблюдение как способ познания.

Публикация «Консультация для педагогов „Как организовать наблюдения с детьми“» размещена в разделах

Чтобы дошкольники воспринимали наблюдение как способ познания, понимали, когда его можно использовать, на конкретном примере, объясните им структуру наблюдения: покажите, как на основе вопроса, проблемы или задачи, которая возникла перед дошкольниками, можно сформулировать цель наблюдения, определить план действий и найти ответ на вопрос, решить задачу. Благодаря этому дети научатся осознанно наблюдать за объектами и ситуациями в образовательном процессе и повседневной жизни.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Структура наблюдения как разновидности познавательно-исследовательской деятельности»[/b]

1. Мотив включения ребенка в деятельность. Кроме любознательности, мотивами активного участия в наблюдении для дошкольников могут стать интерес к предложенной игровой, практико-ориентированной или проблемной ситуации, эмоциональный отклик на нее, подражание старшим и т. д. Чтобы создать мотивационную основу познавательно-исследовательской деятельности, удивляйте детей, преподнесите изучаемый объект или явление с неожиданной стороны. А также опирайтесь на личные мотивы детей: стремление достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, самоутвердиться; пообщаться со сверстниками, взрослыми, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи и др.

2. Цель наблюдения. Используйте естественные (возникающие в повседневной жизни) или создавайте искусственные образовательные ситуации, которые активизируют познавательные потребности детей. На их основе у дошкольников возникнут конкретные цели (узнать что-либо, проверить свои предположения, понять взаимосвязь, выявить закономерность, найти решение практической задачи, разрешить проблему, достичь которых можно с помощью наблюдения.

3. План действий по достижению цели. Начиная с 4 лет учите, детей выделять действия по достижению цели - составлять элементарный план наблюдения. На конкретных примерах показывайте, как определять условия проведения наблюдения, конкретные познавательные действия, варианты распределения задач в паре (группе, актуальные для данной ситуации правила осуществления наблюдения.

4. Осуществление детьми наблюдения. Содержание и логику организации данного этапа определяйте с учетом того, какая разновидность наблюдения организуется, дети какого возраста в нем участвуют.

5. Подведение итогов. Основной результат наблюдения - достижение цели. При этом результат должен быть наглядным для детей. Четко формулируйте вместе с детьми совершенное ими открытие, фиксируйте результаты и мотивируйте их к дальнейшему применению полученного знания.

Примечание. НАРУШЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ ПРЕВРАЩАЕТ ЕГО В РАССМАТРИВАНИЕ ИЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПЕДАГОГА, ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ РЕБЕНКОМ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИ ЭТОМ НАБЛЮДЕНИЕ УТРАЧИВАЕТ РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

В ходе наблюдения проговаривайте, какая часть намеченной работы выполнена, поясняйте назначение отдельных действий, учите детей комментировать переход от одного этапа познавательного цикла к другому.

2. Расскажите детям, как фиксировать результаты наблюдений

Чтобы добытое детьми в ходе наблюдения представление стало знанием, запомнилось и использовалось в ходе познания, трудовой, продуктивной деятельности, коммуникации, для решения новых задач, нужно зафиксировать результат. Используйте для этого выразительные средства разных видов искусства, которые обогатят восприятие детей и научат их передавать свои впечатления от общения с природой. По словам В. А. Су-хомлинского, должно быть организовано движение «от красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи. Через красоту - к человечности». Ведь именно «благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе».

ПЯТЬ СПОСОБОВ,

КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ДЕТЯМ

ЗАФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕН

ИЙ:[/b]

Используйте приемы методы и формы работы, которые соответствуют цепи и содержанию наблюдения и помогут детям осмыслить увиденное, систематизировать полученные сведения.

Помогите детям сформулировать ответ на поставленный вопрос, охарактеризовать открытый ими факт, изученное явление, объект с учетом их возраста.

Предложите дошкольникам составить краткий рассказ по итогам наблюдения.

Предложите выполнить рисунок, составить схему, модель изучаемого объекта или явления. Это поможет детям отследить его изменения, динамику развития.

Используйте специальные карточки с изображением объектов наблюдении.

Подобный способ оформления результатов наблюдения обеспечит дошкольникам возможность вновь пережить приятные минуты общения с природой, сверстниками и взрослыми, вспомнить открытия, которые они сделали во время наблюдений.

3. Учите выявлять взаимосвязи в природе, делать выводы

Чтобы выполнить требования ФГОС ДО и сформировать у детей умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, способности выявлять взаимосвязи в природе, между природой и деятельностью человека, используйте не только традиционные для дошкольного образования распознающие наблюдения, но и другие разновидности данного метода обучения.

4. Учите детей организовывать самонаблюдение

Еще один вид наблюдения - самонаблюдение - значимый способ самопознания, ознакомления с социальными нормами. Самонаблюдение требует определенного уровня развития рефлексии и в то же время является фактором становления рефлексивных способностей.

Детей второй младшей группы можно научить следить за своим самочувствием, осуществлять самонаблюдение в ходе двигательной деятельности и при необходимости менять ее характер. В старшем дошкольном возрасте самонаблюдение помогает ребенку оценить соответствие собственных действий знакомым правилам. Однако дошкольникам часто требуется помощь взрослого, поэтому такие наблюдения, как «Я примерный пешеход», «Я образцовый пассажир», «Я соблюдаю режим», проводите вместе с детьми, направляйте их внимание на важные детали.

Распознающее наблюдение позволяет формировать у детей представления о разнообразии объектов и явлений живой и неживой природы, социальных отношениях. Для сравнительного наблюдения характерно наличие сразу двух-трех объектов или явлений, состояний одного и того же объекта в разное время, которые необходимо сравнить. Данная разновидность наблюдения позволяет детям выявить отличительные черты объектов наблюдения и их сходства, особенности роста и развития растений, животных, сезонные изменения в природе.

По мере того как дошкольники накопят знания и опыт наблюдения, учите их выявлять причинно-следственные связи, взаимосвязи в природе, сопоставлять факты, по отдельным фрагментам восстановить целостную картину. На этом этапе лучше использовать дедуктивные наблюдения.

5. Учите детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в ходе наблюдения

В старших дошкольных группах учите детей распределять обязанности при подготовке к познавательно-исследовательской деятельности, в ходе наблюдения и фиксации его итогов, вступать в диалог, обсуждать план и условия проведения наблюдения, полученные результаты. В ходе общения с дошкольниками учите их формулировать выводы, ответы на вопросы, внимательно слушать партнеров по деятельности, договариваться и приходить к общему решению, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, использовать вежливые слова, составлять краткие рассказы. Сформированные таким образом умения станут основой для становления коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе.

6. Знакомьте детей с правилами проведения наблюдений

Наблюдение как способ познания не предполагает контакта наблюдателя с изучаемым объектом, его вмешательства в естественный ход событий. Однако если не знать базовых правил проведения наблюдения, правил безопасного для природы и человека поведения, можно столкнуться с проблемными ситуациями.

Познакомьте дошкольников с общими и частными правилами проведения наблюдения. Обратите внимание на формулировки правил. Они должны быть позитивными и содержать четкие указания к действию: «Собираясь организовать наблюдение, выбери место, где тебе будет удобно, и ты не будешь никому мешать», «Наблюдая, не уходи с территории участка группы», «Наблюдая, не вмешивайся в жизнь растений, животных». В каждой конкретной ситуации общие правила могут иметь дополнения. Например: «При наблюдении за птицами в период гнездования соблюдайте тишину».

Напоминайте перед началом наблюдения наиболее значимые правила младшим дошкольникам. Старшим детям предлагайте самостоятельно выделить и воспроизвести важные для данной ситуации правила. Дети средней группы также смогут выявить в ходе самонаблюдения, соответствуют ли их действия правилам.

7. Стремитесь сохранить эмоциональное общение детей с природой

Даже серьезные познавательные задачи, которые ставит воспитатель в ходе наблюдения, не должны исключать живого общения детей с природой, эстетических впечатлений и положительных эмоций. Развитие эмоциональной сферы ребенка - важный фактор и условие его разностороннего развития.

Наблюдение может стать фактором развития эмоциональной сферы дошкольников, основой для овладения системой эстетических ценностей и норм экологической этики. Информация, которую дети получают в ходе наблюдения, ее «про-чувствование» обеспечивает личностную значимость знаний, их осмысление, а также формирует субъектное ценностное отношение личности к миру природы и обществу.

8. Учитывайте возрастные особенности детей

Особенности младших дошкольников определяют их готовность наблюдать за ярким, движущимся объектом, особый интерес для них представляют животные. Дети 3-4 лет могут при помощи наблюдения выявить наиболее наглядные свойства объектов.

Основные задачи наблюдения - сформировать у детей познавательный интерес, представления о том, как можно проявлять свои чувства.

Консультация для педагогов «Как организовать наблюдения с детьми»
Публикации по теме:

«Ворота Царского Села». Консультация для педагогов и беседа с детьми с ИКТ Годовая тема работы нашего сада - краеведение. Родители во всем поддерживают нас и живо откликаются на предложения погулять с детьми в парках,.

Консультация «Как организовать сюжетные игры с младшими дошкольниками» Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре.

Консультация для педагогов «Как организовать мини-лабораторию в ДОУ»Консультация для педагогов «Как организовать мини-лабораторию в ДОУ» Как организовать мини – лабораторию в ДОУ. – Консультация для педагогов. В наше время Государство и общество требуют, чтобы ребенок вырос.

Консультация для родителей и педагогов «Полезные наблюдения на прогулке с детьми дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Полезные наблюдения на прогулке с детьми дошкольного возраста» Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не.

Консультация для родителей «Как организовать день рождения ребенку в детском саду»Консультация для родителей «Как организовать день рождения ребенку в детском саду» Первые годы жизни маленького человечка очень важные. Детские воспоминания навсегда остаются в памяти, поэтому родителям хочется, чтобы они.

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Консультация для родителей «Как правильно организовать совместный семейный отдых?» Уважаемые родители, сегодня хотим Вам рассказать, как организовать семейный отдых, чтобы каждый член семьи остался с позитивными эмоциями.

Консультация для воспитателей «Ребенок с СДВГ. Как воспитателю организовать с ним работу в группе» Наверняка у многих воспитателей есть воспитанник, может даже не один, который никогда не сидит на месте, а вещи, как живые, выпрыгивают.

Консультация для воспитателей старших дошкольных групп «Как интересно организовать предпраздничные дни»Консультация для воспитателей старших дошкольных групп «Как интересно организовать предпраздничные дни» Групповой адвент-календарь Думаю, ни для кого не секрет, что порой ожидание становится иногда ярче самого праздника. У иных – наоборот,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Как организовать наблюдения с детьми»
Опубликовано: 20 сентября 2023 в 19:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД