МААМ-картинки

Консультация для педагогов «История появления игрушки»

Ирина Хабышева
Консультация для педагогов «История появления игрушки»

Народная игрушка, наивная и забавная, отражающая в условной форме многие стороны окружающей жизни, ловко вылепленная, ярко расписанная или глазурованная, привлекла к себе внимание исследователей сравнительно недавно. Коллекционировать и серьезно изучать её стали на рубеже XIX – XX вв., т. е. в тот период, когда многие кустарные промыслы, в том числе игрушечный, стали приходить в упадок. Многих любителей народного искусства восхитило уже то, что удалось собрать и показать на первой «Выставке игрушек прошлого и настоящего». Она состоялась в 1909 г. в московском кустарном музее (ныне Музей народного искусства) и положила начало серьезному изучению игрушки.

Публикация «Консультация для педагогов „История появления игрушки“» размещена в разделах

Как появились игрушки в обиходе человека, с чем было связано их производство в незапамятные времена? На этот счет существуют разные мнения. Игрушку связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так, женская фигура символизировала мать-землю, конь-солнце, а водоплавающая птица – водную и воздушную стихии. Действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.

Согласно другой точке зрения, дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом, а являются лишь образным отражением окружающего ребенка быта. Вероятно, вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однозначно. Скорее всего, в древности культовое и игровое её значение тесно перепутались между собой, а затем религиозные обряды были забыты и игрушка осталась только предметом развлечения.

Великая богиня плодородия стала в более поздней игрушке барыней, девицей; птица – утушкой, курочкой, гусем; солнечный конь – рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера; медведь, также участник обрядов, - забавный, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникли новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Что представляли собой древние игрушки? При раскопках Донецкого городище (в районе Харькова) была обнаружена мастерская XII-XII вв., где изготовлялись глиняные фигурки. Причем фигурка быка, медведя, собаки, птицы, кошки, человека, найденные здесь, ненамного отличаются от игрушек более позднего периода.

На протяжении долгих лет игрушка не претерпевала сколько-нибудь резких изменений, поэтому мы можем судить по более поздней игрушке о её прототипах. В то же время в каждой местности, в каждом промысле складывались свои приемы технического исполнения и декоративного оформления, преобладали те или иные наиболее близкие мастерам сюжеты. Так, в XIX в. Изображение барынь, кавалеров, галантных сценок чаще встречалось в трёх районах, где значительной прослойкой населения было дворянство: на Орловщине, в Курской губернии. На севере, например на Вологодчине, где большую часть населения составляло крестьянство, делали главным образом коньков, медведей, птиц.

Публикации по теме:

«История возникновения загадок». Консультация для педагогов История возникновения загадок. Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и.

История одной игрушки. Конспект занятия «Плюшевый мишка» История одной игрушки – плюшевый мишка. Цели Образовательные: познакомить детей с историей возникновения игрушки, технологией ее производства.

История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников История возникновения игрушек уходит своими.

Конспект занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности «История елочной игрушки» Видео Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «История.

Конспект образовательной ситуации для детей старшей группы «История появления новогодней игрушки» Программные задачи: 1. Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам. 2. Развивать коммуникативные навыки, совершенствовать лексическую.

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий»Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий» Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности.

Консультация для педагогов «Развивающие игрушки своими руками для детей 2–3 лет». Развивающие игрушки своими руками для детей 2-3 лет. Игра для ребенка-это его жизнь,для нас взрослых-это универсальный способ воспитания.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению»Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению» "Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». В. А. Сухомлинский «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам.

Консультация для родителей и педагогов «Игрушки из бросового материала»Консультация для родителей и педагогов «Игрушки из бросового материала» Тема моей консультации «Игрушки из бросового материала». Вы наверняка видите какими игрушками предпочитают играть современные дети, но я.

Проект на тему «История новогодней игрушки» Проектная деятельность «История новогодней игрушки» Срок реализации проекта: декабрь Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «История появления игрушки»
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 22:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «История появления игрушки»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хабышева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД