Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Использование ИКТ в ДОУ»

Мария Лазукова
Консультация для педагогов «Использование ИКТ в ДОУ»

Использование ИКТ в ДОУ

Актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем. Современный мир предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Публикация «Консультация для педагогов „Использование ИКТ в ДОУ“» размещена в разделах

Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о зависимости от компьютера, негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей и т. д. Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. И это понятно. Здесь встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, отрицательное влияние определенных игр на состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений.

К тому же при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд и других проблем. К сожалению, при внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

Но, как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».

Педагоги, изучающие использование компьютерных сред (Г. А. Репина, Л. А. Парамонова, высказывают мнение, что их использование в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:

• развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

• обогащение кругозора;

• помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);

• формирование соответствующих возрасту интеллектуальных умений (классификация);

• организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

По мнению С. Л. Новоселовой, использование ребенком компьютера в своей деятельности может оказать существенное влияние на различные стороны его психического развития в связи с тем, что возникает целый ряд новых детских деятельностей, тесно связанных с компьютером (компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение и т. д., в них могут проявиться во всей полноте такие познавательные процессы, как мышление, представление, память, внимание, восприятие.

Комплексная система использования ИКТ в педагогическом процессе предполагает использование технологий во всех областях детской деятельности в качестве современного технического средства воспитания и образования детей

Игра является ведущей детской деятельностью. Она способствует развитию воображения, мышления, речи и других психических функций ребенка. В игре дети учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем их мире, постигают все его сложности. Это накладывает большую ответственность на педагогов в выборе игр и игрушек для детей, в том числе компьютерных. В представленной методике предлагается использовать компьютерные игры в детском саду в минимальном количестве.

Особое место в предложенном проекте занимает работа по использованию ИКТ в психологической работе с детьми в разных направлениях: развитие психических процессов, формирование эмоционально-экспрессивной сферы, коммуникативных навыков.

Таким образом, нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит и мощным техническим средством обучения. Играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А. В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения, является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности. Как известно, игра является одной из форм практического мышления.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

-дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

-глубже постигаются понятия числа и множества;

-быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

-тренируется эффективность внимания и память;

-раньше овладевают чтением и письмом;

-активно пополняется словарный запас;

-развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;

- уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора

-воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

-развивается воображение и творческие способности;

-развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Цель: развитие психических процессов через дидактические игры с использованием ИКТ.

Задачи:

-развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;

-развитие звукового восприятия;

-формирование и развитие произвольных психических функций;

-развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;

-формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);

-формирование новой социальной позиции: общение и совместная деятельность с педагогом и сверстниками;

-приобретение элементарных практических навыков при работе с ПК.

Для решения задач развития мы взяли за основу разработки игр Л. А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», Г. А. Урунтаева «Помоги принцу найти Золушку», Ф. Н. Блехер «Дидактические игры», Б. П. Никитин «Развивающие игры», «Давайте поиграем» под ред. А. А. Столяра. На подобии этих игр мы создали компьютерные версии.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут, поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален. Имеет значение использование гимнастики для глаз с целью снятия зрительного напряжения.

СанПиН 2.4.1.3049-13. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота их установки должна составлять 1-1,3м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе2-3м. и не дальше 5-5,5м. от экрана. Стулья устанавливают в 4-5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6м. Детей рассаживают с учетом их роста.

Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет-15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет-до 7 минут, для детей 6 лет-до 10 минут.

Интернет становится доступным для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Опыты применения медиатехнологий в детском саду:

-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;

-компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

-это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

-компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ – компетентности:

- экономия времени при разработке дидактических материалов;

- перенос акцента на презентабельность оформления материалов;

- переход на новый уровень педагогического мастерства.

Применение ИКТ на практике ДОУ

o Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).

o Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.

o Знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

o Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и зарубежья, ведение сайта ДОУ

o Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

o Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.

o Использование презентаций, созданных в программе Рower Рoint, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний.

o Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.

o Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

o Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности.

o Использование электронной почты.

Освоение офисных программ, таких Microsoft Word, Excel, Power Point открывает возможность подготовки дидактических материалов, презентаций, портфолио, анкет и консультаций для родителей, ведения баз данных.

Владение ИКТ позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет.

Перед воспитателем детского сада освоившим ИКТ открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Выводы:

- использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

- компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

- рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

- необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Для использования нашего опыта педагогам необходимы базовые навыки в работе с компьютером. Пройдя обучение по программе «Intel Обучение для будущего», мы освоили такие программы, как Microsoft Word, Excel, Power Point, научились работать с электронной почтой и интернетом. Эти курсы дали нам уверенность в своих силах, раскрыли новые горизонты.

Перед нами, освоившими ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы. Использование интернет ресурсов помогло нам значительно изменить развивающую среду группе: подобрать новый иллюстративный материал к НОД и совместной деятельности, обновить оформление стендов для родителей (см. п

, групповой среды, создать серию дидактических игр в электронном виде, подкрепленных анимацией и звуковыми файлами, повысить педагогическую компетентность родителей в процессе проведения родительских собраний с использованием презентаций, созданных в программе Power Point.

Мы используем электронную версию журнала "Дошкольное воспитание" - https://dob.1september.ru/ . Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей раннего возраста. Среди рубрик на сайте интересны: «Детский мир», «Родительская консультация», «Мастерская», «Игротека», «Будь здоров», «Расти большой», «Книжный шкаф», «Школа природы», «Психологическая школа» и др.

Полезным ресурсом является подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" - https://festival.1september.ru/, где воспитатели и учителя со всех уголков России делятся своими педагогическими находками. В этом году материалы за все предыдущие годы размещены на одном сайте, что облегчает и ускоряет поиск. Внутри странички "Дошкольное образование" материал расположен не по рубрикам, что ускоряло бы поиск, а в алфавитном порядке.

Помощником для развития дошкольников может служить сайт. Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного возраста и сюжетные альбомы.

Также в своей работе мы используем : https://www.liveinternet.ru/users/2016018/post100395791/. , www.maam.ru, images.yandex.ru, nsportal.ru.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют нам возможность найти практически любой материал по вопросам дошкольного развития и обучения, любые фотографии и иллюстрации, пополнять и видоизменять наглядный материал в зависимости от тематики недели, возрастных особенностей детей (см приложение №4)

В работе с детьми мы используем различные мультимедиа фильмы и презентации. На НОД по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию показываем фильмы и презентации «Народные промыслы», «город Владимир», «День Победы», «Деревня Ложкарево», «Скоро, скоро Новый год», «Из жизни группы» (см. приложение №7,5,10, 3, где показываем жизнь и быт разных народов, подробно останавливаясь на традициях обычаях культуре. Основы безопасности жизни деятельности: (пожарная безопасность, правила дорожного движения, один дома) в цикле этих презентаций мы показываем различные чрезвычайные ситуации, обращаем внимание детей на технику безопасности, рассказываем про ответственные службы (см. приложение№4, №11).

Еще интересны детям такие презентации как путешествие в мир природы и звуков, где знакомим детей с объектами, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (см. приложение №2). Визуальный ряд подкрепляется звуковыми файлами, что дает детям полноту ощущений. Презентации на разные лексические темы животный мир, грибы ягоды, профессии, не только демонстрируют явления и предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ситуации. Что позволяет закреплять полученные знания и значительно повышает творчески и интеллектуальный потенциал детей. Однако хочется отметить, что использование компьютерных технологий не заменяет привычный ход работы, а является дополнительный источником информации.

Чтобы сохранить здоровья глаз, мы делаем простую гимнастику (смотри приложение №9).

Познакомили родителей с результатами нашей деятельности, разработанными дидактическими играми, возможностью использования этих игр дома, а также картотекой игр на СD носителях для развития слухового восприятия, сенсорных способностей, памяти и других психических процессов.

На родительские собрания мы используем мультимедиа презентации, где мы показывает «Жизнь нашей группы» в них подборка фотографий различных режимных моментов, игр, самостоятельной деятельности. «Как мы работаем» сюда мы включаем нашу НОД, показываем наши небольшие выставки и т. д.

Изучив различную литературу в том числе сайт Хабаровой (htt р://kama1983.narod.ru/p23aa1.html) по использованию ИКТ решили разработать ряд игр на развитие психических процессов (внимания, память, логику, мышление, воображение,которые можно корректировть в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностях детей, использовать с группой, подгруппой и индивидуально.

Взяв за основу игры и игровые упражнения Л. А Венгера, О. М. Дьяченко, Ф. Н. Блехера, Г. Ф Урунтаевой мы переделали всем знакомые игры в компьютерном варианте, также мы использавали программу Power Point. Для создания наборного полотна (см приложение №1)

Опишем, как мы создаем дидактические игры. Например, мы решаем задачу развития звукового и зрительного внимания. Подбираем видеоряд и звуковой ряд. Создаем накопительную папку, используя images.yandex.ru, запрашиваем картинки по теме, фонотеку звуков. Заходим в Документ Microsoft Office Power Point. Создаем слайды, выбираем макет, используя команду «Вставка», добавляем к слайду звуковые и видео файлы из накопительной папки. Если есть необходимость, используем команду «Анимация», «Настройки анимации». Редактируем картинки, звук по размеру, проверяем анимацию. Сохраняем в папке с названием дидактической игры.

Необходимые условия этих игр:

-наличие “феномена удивления”

-Раскрепощение детей

-вариативность

-интерактивность

Примеры игр: “Посуда”, “Сравни”, “4 лишний”, “Зимние забавы”, “Собери сервиз”, “Найди картинку со звуком”, “Угадай-ка”, “Кто что кричит?”, “Чьи детки?”, “Пантомима”, “Найди такой же”, “Передай образ”, “Угадай сказку”, “Ребусы”, “Радуга”, “Музыкальные инструменты”, “Место звука в слове”, (Приложение 1)

Преимущество их в том, что игры и упражнения можно включать в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении и закреплении материала.

Конечно самое главное, что использование ИКТ позволило значительно оживить нашу совместную образовательную деятельность с детьми, дало положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Внесло динамику, детям стало интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. Тем более, что современным детям очень близко восприятие экранных образов.

Что же касается затрат, то следует помнить, что полученный в результате реализации проекта мультимедиа ресурс – это комплексный продукт, уже готовый к реализации в педагогической деятельности. То есть проект позволит накопить базу медиаресурсов, которая поможет любому педагогу включать их в свою работу, минимализируя тем самым свои затраты на подготовку к занятиям.

Какими бы положительными чертами не обладали информационно-коммуникативные технологии, заменить традиционное общение педагога с ребенком они не могут.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА»Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА» Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих! После довольно близкого общения с детьми с.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для педагогов и родителей «Использование комнатных растений для озеленения участка»Консультация для педагогов и родителей «Использование комнатных растений для озеленения участка» Наверное, комнатные растения с большим правом можно называть домашними, так прочно они вошли в нашу жизнь. Нам всем так хочется создать.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ»Консультация для педагогов «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только.

Консультация для педагогов «Использование интерактивной доски в старших группах ДОУ» Использование интерактивной доски Smart Board (Смарт-Борд) в старших группах ДОУ Воспитатель: Иосифова Александра Милентьевна Интерактивная.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Использование ИКТ в ДОУ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Лазукова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование ИКТ в ДОУ»
Опубликовано: 19 декабря 2023 в 19:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД