МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Искусство говорить с детьми»

Ярослава Толкун
Консультация для педагогов «Искусство говорить с детьми»

1. Упражнение.

Вспомните свое самое теплое, позитивное воспоминание из детства.

Если это возможно, поделитесь своими воспоминаниями.

Вспомните самое печальное или негативное воспоминание из детства.

Если это возможно, поделитесь и этими своими воспоминаниями.

2. Встреча с книгой Маши Трауб «Лишние дети».

Вот и у героини романа «Лишние дети» самыми негативными воспоминаниями оказались воспоминания о пребывании в детском саду.

Публикация «Консультация для педагогов „Искусство говорить с детьми“» размещена в разделах

Цитата: "Взрослые говорят, что ничего не помнят. Когда я спрашивала маму про ее детский сад, она всегда отвечала, что не помнит. Ну, вообще ничего. Это вранье. Каждый взрослый помнит. Только не рассказывает об этом детям. Имена и фамилии детей и воспитательниц, их внешность, походку, особые приметы, привычки, одежду – прекрасно все помнят. Шапка воспитательницы, похожая на шкуру мокрой псины, собственное любимое платье с аппликацией на кармашке, платье Насти или Кати, которой смертельно завидовала и мечтала о таком же. Запах варежек, которые уложены на просушку и обязательно завалятся за батарею – и надо лезть доставать. А там всегда пыль, и страшно засовывать туда руку. Да, варежки тоже пахнут мокрой псиной. Вкус каши, мясной запеканки, запах щей и котлет. Мучительные загадки на которые нет и не может быть ответа. Почему вареные яйца, когда их почистишь всегда отдают синевой? А желток снаружи зеленый, а внутри желтый? Почему в садике омлет всегда пышный, а дома быстро сдувается и становится плоским? Почему колготки и гольфы всегда спадали, сколько их не подтягивай? И тд.

В саду все дети резко взрослели. Самообслуживаться мы начинали очень рано. Ясельники быстро приучались к горшку, а к младшей группе все уверенно орудовали ложками. В средней группе завязывали шнурки чуть ли не морскими узлами, а те, кто не обладал этим навыком, считались умственно отсталыми. И получали все шансы на изгнание из садика. Ходить в идиотах мало кому хотелось. Мы знали, как нас зовут, домашний адрес, имя-отчество-фамилию мамы, имя-отчество воспитательницы. Отвечали четко, не задумываясь. А если задумался или не повезло с именем-отчеством – Вячеслав Станиславович какой-нибудь, или Александр Александрович, или, еще хуже, Всеволодович, то тоже отправляйся в другой сад с диагнозом. В нашем «приличном» детском саду такие дети не нужны.

Что мы узнавали с раннего детства? Нельзя «якать» и выставлять себя или свои достижения напоказ. «Я – последняя буква алфавита», – твердили все поголовно воспитательницы.

Запрещалось говорить «я могу», «я умею» : это считалось неприличным, хвастовством. Не дай бог было подумать про себя, что ты лучше, красивее, умнее, талантливее всех. Выживали дети с психологией середнячка.

Конечно, в литературно-художественном произведении большая часть текста – это художественный вымысел автора. Но ничего нет в нас того, что бы не основывалось на нашем опыте. Конечно, автор прошлась не только по злобному воспитателю, но и по холодным, вечно занятым мамам, по манипулирующим бабушкам, заискивающим отцам и равнодушным отчимам. И зачастую, в жизни этого ребенка самыми чуткими и внимательными оказывались совершенно посторонние случайные люди. "

История за историей… о мальчике левше, которому воспитатель с молчаливого согласия мамы привязывала левую руку к туловищу, чтобы он научился владеть правой, о мальчике, которому воспитатель вылила суп на голову за то, что он ковырялся в нем, вылавливая вареный лук и морковь, о девочке, с чудесным голосом, которой не разрешили солировать в хоре, чтоб она «еще чего не подумала о себе», о мальчике, которого воспитатель водила по группам и стыдила за намоченную в сончас простынь, в итоге еще раз описавшегося от страха и стыда на глазах у детей… истории о страхе, манипуляциях, детской конкуренции, заискиваниях, детских мечтах и надеждах и разочарованиях, семейных и детско-родительских отношениях, сопровождавшиеся мыслями и чувствами девочки, ощущавшей и называвшей свое поколение лишними детьми, заставили меня задуматься:

Какой я остаюсь в памяти детей? Что чувствуют дети? О чем они думают?

И я решила этими вопросами поделиться с вами.

Задумывались ли вы, какими они запомнят вас? Какое выражение вашего лица, слово, интонация всплывет в их памяти через много лет? Какие ситуации? Как ваши слова и действия отразятся на формировании их уверенности, открытости, на мировосприятии? Какие ваши слова и поступки врежутся в их память навсегда? Чему они будут благодарны, а что будут вспоминать как страшный сон?

Как же говорить с детьми, чтобы оставить в их памяти, в памяти будущих взрослых людей достойные воспоминания? Мы с вами уже говорили на эту тему, и я бы не хотела повторяться, тем более вы все опытные и грамотные педагоги. Поэтому сегодня я хочу порассуждать вместе с вами и предложить вам несколько лайф-хаков.

1. В первую очередь, с уважением к личности ребенка. Ведь ребенок - это будущий взрослый.

А мы очень часто разговаривая с детьми, отдаем приказы, еще и обидным тоном, не замечая этого, в силу привычки. «Куда пошел? Быстро назад!» Скажите, а вы разговариваете со своими друзьями или гостями, отдавая приказы или распоряжения?

2. Необходимо понимать разницу между словами и интонацией, которые деморализуют или вселяют уверенность, ведут к конфронтации или способствуют взаимодействию, лишают ребенка способности мыслить и сосредотачиваться или пробуждают в нем естественное желание учиться.

3. Улыбка, доброжелательность – неотъемлемый атрибут общения с друзьями, коллегами, тем более с детьми.

4. Не сравниваем детей с другими детьми.

Цитата: Почему я решила отрезать волосы Ленке Синицыной? Потому что она обзывала меня «тифозной». Из-за вечно грязных и сальных волос, из-за короткой стрижки. Я просто хотела, чтобы она перестала обзываться и задаваться. У нее была длинная коса, и Елена Ивановна, расчесывая Ленку, всегда говорила остальным девочкам – вот, смотрите, в чем настоящая женская красота. В такой косе. Поэтому Леночка очень красивая. И все мальчики будут у ее ног. Разве это Ленкина заслуга? Разве она что-то сделала для того, чтобы у нее выросла такая коса? Просто ей повезло, а мне нет. Во время тихого часа я откромсала ей прядь надо лбом. Куда дотянулась, там и откромсала. Ленка ничего не заметила. Зато заметила Елена Ивановна…

5. Помните, как некоторые уроки тянулись целую вечность, а какие то пролетали, только тетради успевали открыть. Оказывается, этот эффект имеет название. В 70-х годах калифорнийский университет пригласил выдающегося лектора – доктора Майрона Фокса. Гуру в области теории игр, автора книг и статей. Докладчик выступал перед группой психологов, психиатров и соцработников. Каждую свою фразу доктор Фокс наполнял эмоциями. Активно жестикулировал, шутил. Использовал в речи множество научных терминов, неологизмов и двусмысленностей. И когда лектор закончил доклад, зал разразился эмоциями!

На самом деле все это время перед слушателями выступал приглашенный актер. Текст был написан заранее, содержал противоречия и не отличался какими то ценными знаниями. Более того, сам актер не понимал и половины из того, что вещал.

Стало ясно: не важно что говорит лектор, главное – как!

Эмоциональная, харизматичная подача легко убедит кого угодно. И кстати! Пропагандисты, инфоцыгане, аферисты, лидеры сект часто пользуются эффектом доктора Фокса.

Хотите, чтобы дети вас слушали – будьте эмоциональны!

6. Вместо крика издалека, разговаривать с ребенком спокойно, без крика, взяв его за руку и присев на уровень его глаз.

7. Подсознание ребенка не улавливает частицу «не», научиться заменять выражения с «не» напозитивные выражения. Например, не бегай- подойди шагом, не кричи – говори тихонько, не бросай – положи аккуратно.

8. Если есть необходимость поругать за какой то проступок - говорим о плохом поведении, а не о самом ребенке. Сам он хороший, а вот повел себя плохо, некрасиво.

9. Если вы рассердились, со всеми бывает, подышите!) и постарайтесь перевести конфликт в игру, шутку. Чувство юмора - лучшее лекарство от гнева. Например, если дети расшумелись, можно поиграть в разведчиков или мышат, которых ищет кошка.

10. Если дети подрались – обнять и пожалеть обоих!

11. Когда дети чувствуют себя хорошо, они и ведут себя хорошо. Как мы помогаем им чувствовать себя хорошо?

Возвращая ребенку в беседе то, что он сказал, принимая и обозначая его чувства! (Кто то узнал, о чем это я? Что это за техника? Техника Активного Слушания)

Проблема в том, что мы, воспитатели, и родители обычно не понимаем чувства своих детей. Например: «Нет никакой причины, чтобы так расстраиваться» - говорим мы расстроенному ребенку, вместо того, чтобы сказать: «Я вижу как ты расстроен!» Постоянное отрицание чувств может сбить ребенка с толку и взбесить его. Это также учит их не понимать свои чувства и не доверять им.

Чтобы помочь ребенку разобраться в своих чувствах, выслушайте его внимательно, разделите его чувства (с помощью кивков головы и слов «да…», «понятно», назовите его чувства и покажите, что вам понятны желания ребенка. Ведь это так просто: «Ты как будто злишься!» или «О, это, наверное, очень тебя расстроило!», «Ты очень хочешь поиграть с этой машинкой!»

Если мы не относимся к детям с сочувствием, то, что бы мы ни говорили, ребенок будет ощущать, что мы обманываем его или манипулируем им.

12. «Попробуй, это легко» — такой фразой мы не оказываем ребенку поддержки. Если он преуспевает в чем-то легком, он чувствует, что не достиг ничего особенного. А если он терпит неудачу, он терпит неудачу в чем-то простом.

Если мы говорим «это может быть сложно», он ставит перед собой другие цели. Избегайте фраз «это может быть тяжело для тебя».

13. Показывайте уважение к усилиям ребенка («Банку бывает сложно открыть. Иногда можно поддеть крышку ложкой»).

14. Не задавайте слишком много вопросов и не спешите отвечать на вопросы, лучше ответить: «Это интересный вопрос. Что думаешь ты?». Предложите ребенку искать источники информации вне дома («Может, хозяин зоомагазина что-нибудь посоветует»).

15. Последователи Марии Монтессори не рекомендуют ребенка оценивать, хвалить абстрактно, например, словами «молодец» или «умница», или «как красиво»! они считают, что дети чувствуют формальность этих фраз и отсутствие участия, внимания мамы/папы в процессе рассматривания рисунка/башни или другого произведения творчества. Они предлагают поддерживать ребенка констатацией факта; Ты нарисовал дом, и дерево, и семью. У тебя красиво получилось. Как здорово ты построил башню, здесь и дверь, и окна есть!

Такая похвала создает ощущение принятия, участия, а не равнодушного формального отмахивания.

16. Психологи говорят что все запреты должны делиться на три группы, как цвета светофора: красные – это нельзя всегда и при любых обстоятельствах. Таких запретов по количеству должно быть не больше, чем лет ребенку, и связаны они должны быть с угрозой жизни или здоровью. Желтые запреты – когда нельзя в обычной обстановке, а например по выходным или праздникам - можно. И зеленые –это то, что вы разрешаете ребенку.

Очень часто мы ребенку говорим «нельзя» не подумав, просто потому что нам сейчас некогда и мы не хотим вникать в происходящее. У ребенка создается впечатление, что нельзя ничего. Но есть несколько способов сказать ребенку «нельзя» по-другому:

1: Часто мы говорим на что-то нельзя, а как можно или правильно - не объясняем. Вместо запретов что-то делать, научитесь объяснять, для чего нужна вещь.

Еда – чтобы кушать, а не бросаться!

Игрушки – чтобы играть, а не бить!

Кровать - чтобы спать, а не прыгать!

Стул - чтобы сидеть, а не качаться!

2. Можно мне конфету/мороженое? Нельзя есть много конфет!

Лучше, ответить «Можно, сейчас поедим суп и будешь есть конфету. Или: Я знаю как ты любишь конфеты, давай сегодня ты съешь конфету, а завтра вместо нее. (дать альтернативу, которую выберете вместе с ребенком) ребенок все равно получит что-то вкусное, но менее вредное.

3. Нельзя ломать куличики/башню другого ребенка! Хочешь, я покажу тебе, как можно интересно поиграть? А покажи ты мне, как можно с этим поиграть, сможешь? Можно поменять интонацию голоса на более загадочную.

4. Нельзя драться! В нашем детском саду ребята обычно разговаривают, а не дерутся! Что ты хотел сказать Вадику?

5. Нельзя бить кошку/ рвать цветы на клумбе! Кошка живая, ей может быть больно! Цветы люди посадили для красоты, чтобы ты каждый день любовался, а не один только раз. Давай будем вести себя аккуратно.

6. Я ничего не понимаю, когда ты плачешь! Давай ты немного успокоишься и все мне объяснишь! Вместо «Хватит ныть!»

Только когда ситуация требует быстрой и четкой реакции ребенка (например, угроза жизни или здоровью) можно использовать яркие, эмоциональные окрики типа «Стой! Осторожно! Горячо!» Тут спокойные объяснения не подходят по ситуации. Но используя эти окрики редко, эти фразы будут воздействовать более эффективно.

3. И напоследок, я хочу прочитать вам притчу:

Притча про учителя:

Однажды молодой человек встретил на улице своего первого учителя. Обрадовавшись, он тронул старика за локоть и спросил:

— Вы узнаете меня? Я был вашим учеником.

Пожилой мужчина, пристально взглянув в лицо прохожего, произнес:

— Да, припоминаю. хотя ты изменился с тех давних пор. И, кем ты стал, мой ученик?

— Как и вы, я учу детей. Это Вы повлияли на мой выбор, я обрел дело своей жизни, благодаря одному школьному случаю.

— Вот как… Позволь же узнать, что за случай?

— Не помните? Хорошо, я освежу события тех прошедших дней.

Это было в третьем классе. Мой одноклассник появился в школе с красивыми часами на руке – подарок родителей. Гордый и счастливый, он показывал их своим друзьям. О таких часах тогда мечтал каждый, но позволить купить подобную вещь своим детям, могли лишь единицы. Потом мальчик снял часы и положил их в портфель.

Соблазн владеть вещью был велик и толкнул меня на дерзкий поступок: я незаметно взял часы и спрятал их в свой карман.

Обнаружив пропажу, мой одноклассник заплакал и пожаловался Вам. Вы нахмурились, обвели нас взглядом и строго сказали:

— Ребята, кто это сделал? Верните, пожалуйста, часы хозяину.

Я испугался, понимая, что в следующее мгновение буду разоблачен. И все-таки продолжал молчать, надеясь на чудо спасения.

Вы заперли дверь и велели всему классу выстроиться у доски, строго сказав:

— Сейчас я проверю ваши карманы. Но вы все должны закрыть глаза.

Мы послушно выстроились вдоль стены, мое сердце колотилось. Я понимал, что это самый постыдный момент в моей недолгой жизни.

Вы двигались от ученика к ученику, от кармана к карману. И вот Вы достали часы из моего кармана, но, как ни в чем не бывало, продолжали двигаться до конца ряда….

Затем произнесли:

— Дети, всё в порядке. Вы можете открыть глаза и вернуться к своим партам.

Вы вернули часы владельцу и не произнесли больше ни единого слова….

Так в тот день Вы не только спасли мою душу, не запятнав меня как вора и лгуна, но и преподнесли урок великодушия. Ведь Вы даже не стали обсуждать наедине со мной этот поступок, словно в тот же миг забыли о нем….

Лишь со временем я понял, почему Вы поступили так. Как истинный учитель, Вы сберегли мое достоинство, поверив в меня и поняв мотив того деяния.

Оба под впечатлением замолчали.

Затем молодой педагог спросил :

— Когда Вы меня увидели сегодня, разве не вспомнили об этом эпизоде?

Пожилой учитель ответил:

— Дело в том, мой друг, что я обследовал карманы тоже с закрытыми глазами.

Я желаю вам оставлять в сердцах детей именно такое впечатление.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Искусство колокольного звона»Консультация для педагогов и родителей «Искусство колокольного звона» Консультация для педагогов и родителей «Искусство колокольного звона» Духовная музыка является неотъемлемой частью культурного наследия.

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.

Консультация для родителей «Как ребенок учится говорить»Консультация для родителей «Как ребенок учится говорить» Ваш малыш с каждым днем взрослеет,радует вас новыми успехами,учится говорить. Каждый родитель хочет,чтобы его ребенок скорей заговорил,как.

Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Воспитатель 2 младшей группы МКДОУ «Симоновский детский сад» Воронкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Искусство говорить с детьми»
Опубликовано: 25 марта 2024 в 15:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД