Папки-передвижки

Инновационная психолого-педагогическая технология мандалотерапии в опыте работы педагога-психолога

Шамиля Байбикова
Инновационная психолого-педагогическая технология мандалотерапии в опыте работы педагога-психолога

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №76» Ленинского района г. Саратов

ИННОВАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МАНДАЛАТЕРАПИИ

в опыте работы педагога-психолога

«АРТ-терапевтические возможности метода мандалы»

Составила:

Байбикова Ш. Р.,

Педагог-психолог,

б / к, стаж работы 6 лет

Саратов, 2021год

Публикация «Инновационная психолого-педагогическая технология мандалотерапии в опыте работы педагога-психолога» размещена в разделах

Цель: познакомить с одним из направлений в арт-терапии, мандалотерапия. Как инструмент снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов.

Целевая группа: педагоги, дети.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, стол с песком, ароматическая свечка, релаксирующая музыка для фона.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Здравствуйте уважаемые педагоги! Я рада вас видеть на мастер –классе.

Ваша профессия педагог требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья.

Какие методы для снятия психоэмоционального напряжения вы используете? Каким образом вы разрешаете эту проблему? (Ответы педагогов).

Вводная часть.

Сегодня мы познакомимся с одним из направлений арт-терапии. Арт-терапия направление в психотерапии, которое использует творческие ресурсы человека и глубинные процессы его психики.

Современная система дошкольного образования характеризуется широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений.

Развитие эмоциональной сферы личности дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день, так как является неотъемлемой частью благополучной адаптации ребенка в обществе. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Сегодня лучшими друзьями у ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции.

В норме потребность в социальном соответствии дополняется потребностью в социальных знаниях, особых умениях, т. е. в социальной компетентности. Дети в этом возрасте должны начинать различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства; уметь управлять своим настроением, а порой и скрывать его; находить способы более сдержанного выражения эмоций. Зачастую у детей проявляются негативные эмоциональные состояния: капризы, истерики, чрезмерная тревожность, гнев и раздражение. Существенно меняется природа детских страхов. Уважительное отношение к нормам и правилам порождает страх несоответствия.

Одним из инструментов арт-терапии для оздоровления и исцеления психики, улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей и взрослых является мандалатерапия.

Это создание циркулярных композиций — мандал. Визуально “Мандала” – это некий рисунок в круге. Само слово“мандала” в переводе с санскрита означает «круг, диск с центром». В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, которая все и объединяет (рисунок в круге).

Символ мандалы мы можем увидеть в природе как концентрическую симметрию начиная от модели атома и заканчивая звёздными галактиками. Потенциал мощного воздействия «круга» на психику человека огромен и культурная традиция людей этому подтверждение во всех сферах жизнедеятельности.

Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.

Он был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, известный психоаналитик пришел к выводу, что Мандала – проекция комплексов человека, орудие, помогающее найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли.

Особое значение среди графических характеристик мандалы имеют круги и прямые линии. Они отражают связь бессознательного с сознанием. Круг даёт толчок внутренним движениям человеческих чувств (и глубинным образам) и их слиянию, увеличивая тем самым внутреннюю целостность. Именно поэтому, во время рисования мандал происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения.

Мандалатерапия может быть полезна любому человеку, как взрослому, так и ребенку, пребывающему в болезненном или негативном эмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта, причем дети более отзывчивы к этому методу и гораздо быстрее достигают положительных результатов от взаимодействия с мандалами.

Для успешной социализации воспитанников в нашем детском саду используется различные арт-терапевтические методы. Одним из которых является мандалотерапия.

Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния.

А для психолога – это возможность прикоснуться к глубинным слоям подсознания, помочь клиенту осознать зоны внутреннего конфликта и найти пути его разрешения. Мандала актуальна для развития творческого мышления, развития произвольности поведения, снятия внутреннего напряжения, тревожности, страхов, развития мелкой моторики, воспитания терпеливости и аккуратности, активизации ресурсов личности, релаксации.

Работа с мандалой благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии людей тревожных, расторможенных, импульсивных. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, то есть с бессознательным. Этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль. Для детей это дополнительный способ выразит свои эмоции. Техника мандалы используется в сочетании с другими приемами арт-терапевтической работы, например, с музыкой, сказкотерапией и др.

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, нормализует поведение, избавляет от страхов, способствует развитию творческих способностей.

На мой взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

В работе с детьми можно использовать разнообразный материал.

Чтобы дети были успешными при изготовлении «мандал», необходимо учитывать возможности и равыки детей в работе с предложенным материалом.

Данный вид деятельности используется с детьми в таких направлениях, как:

- раскрашивание мандал-раскрасок;

- мандала на песке;

- создание собственных мандал из декоративных мелких камней, природного материала.

Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.

Цель данной работы :

• коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

• изучение взаимоотношений детей в подгруппе (создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции);

• формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала;

• диагностика и коррекция конкретной проблемы;

• развитие творческих способностей;

• развитие мелкой моторики руки.

Что дает метод Мандалотерапии?

- возможность безопасно проявлять негативные чувства и эмоции;

- открытие своих индивидуальных внутренних ресурсов;

- диагностику актуального состояния;

- возможность самостоятельной работы в целях саморазвития и самораскрытия;

- формирование устойчивых положительных убеждений;

- и кроме прочего, огромное удовольствие от самого процесса создания мандалы, от возможности свободно выразить свои чувства, настроение.

В работе с детьми можно использовать разнообразный материал.

Но, чтобы дети были успешными при изготовлении «мандал», необходимо учитывать возможности и навыки детей в работе с предложенным материалом.

1. Детские мандалы – раскраски (их рисуют на бумаге, используя краски, карандаши, фломастеры, мелки).

2. Рисование мандалы на камнях.

3. Выкладываем мандалу из пуговиц.

4. Выкладываем мандалу из круп.

5. Выкладываем мандалу из листьев.

6. Выкладываем мандалу из шишек.

7. Выкладываем мандалу из камушек и ракушек, цветного песка.

8. Выкладываем мандалу из природного материала.

9. Мандала, выполненная на диске (пластилиновая мандала).

10. Плетение мандал из ниток.

11. Мандалы шнуровки.

В чем ещё польза мандалы для детей?

1. развивается мелкая моторика;

2. тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше;

3. тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента;

4. снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов;

5. работа с групповыми процессами, развития коммуникации;

6. развитие произвольности и концентрация внимания;

7. релаксация;

7. развитие творческого потенциала;

8. активизации внутренних ресурсов;

9. гармонизации внутреннего состояния;

10. научиться доверять себе и своим чувствам, слышать и чувствовать себя (самовыражаться).

Существуют правила работы педагога- психолога с ребенком

при использовании мандалы :

1. Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.

2. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.

3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.

4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.

5. Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.

6. Принцип избегания комментариев по поводу работы.

7. Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.

8. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.

С какого возраста можно заниматься?

1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками ( три основных цвета: красный, желтый, синий).

3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов, гуашь, цветная

пастель, уголь, работа с цветным песком.

6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.

Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.

На что следует обратить внимание на рисунке:

- центр – непосредственно то, что является «ядром» личности – «я» автора. Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром : ребенок использует в своей работе сам круг – делает из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства в круга. И то, и другое говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.

- внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный признак – граница обведена цветной линей. Отсутствие границ – ребенок испытывает внутреннее беспокойство.

- линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.

- пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.

- симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.

- ассиметрия моет означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).

После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.

Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал!

Не малое значение имеет цвет, используемый при раскрашивании: Красный – активность, упорство, настойчивость, энергия, радость, любовь, страсть физическая сила. Но, в то же время, красный цвет может указывать на разрушение, упрямство, агрессию и нетерпимость. Красный цвет указывает на важность момента, привлекает внимание, выделяет детали из общей композиции. Оранжевый – энергия, жизнерадостность, сила, свободолюбие, терпимость. Также оранжевый цвет может указывать на демонстративные действия и неадекватную самооценку. Желтый – радость жизни, уверенность в себе, восприимчивость к новому, свободное выражение своих мыслей и чувств. Но присутствие желтого цвета может говорить и о рассеянности, легкомыслии и язвительности. Зеленый – уравновешенность, спокойствие, воля к жизни, обязательность, обновление, надежда. В то же время зеленый цвет может рассказать о негибкости, занудстве, ревности и эгоизме. Синий – миролюбие, сила духа, организованность, умение строить отношения. Но также синий цвет может показывать страх, нерешительность, склонность к депрессии и унынию. Белый – легкость, открытость, единение с другими людьми, начало перемен. В своем противоположном значении белый цвет расскажет о разочаровании, отрешенности от мира, бесплодности усилий, изоляции и некоторой чопорности в отношениях. Черный – созидание, предвидение, сила воли, выход на новый уровень. Но, конечно, черный цвет может указывать и на присутствие страха, депрессивности, пустоты, протеста, подавления чувств и разрушение. Серый – реализм, соединение противоположностей, здравомыслие, информированность. Использование серого цвета в рисунке мандалы также может говорить о скуке, равнодушии, ограниченности и неконтактности. Розовый – доброта, нежность, любовь, романтичность. Но, в то же время, розовый цвет укажет на легкомысленность в отношениях, демонстрацию сексуальности, чрезмерную чувствительность. Коричневый – надежность, здравый смысл, смирение. Кроме того, коричневый цвет может означать разочарованность, ограниченность, приземленность. Голубой – творчество, свобода, свежесть взглядов и идей, полет мысли. Также голубой цвет покажет холодность, рациональность, отсутствие сексуальности. Фиолетовый – интуиция, духовность, тайна, самопознание. А также фиолетовый цвет в мандале может указывать на скрытое напряжение, консерватизм, отрицание материальной стороны жизни. Все символы и цвета, которые используются в центре мандалы, указывают на глубинные чувства и желания, а элементы по краям мандалы — это то, что мы несем людям, хотим показать им.

Мандалатерапия чудесное средство успокоения, поэтому материалы для занятия мандалой можно расположить в уголке уединения.

Практическая часть

Предлагаю Вам совершить увлекательное путешествие – приключение в глубь себя, в мир художественного творчества под звуки музыки.

Предлагаю выложит на песке мандалу с использование камушек разной формы (для фона звучит релаксирующая музыка и поджигается ароматическая свеча).

После работы с мандалой, важно дать возможность каждому проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы на мандалой и отношение к результату.

Вывод: каждый раз, когда в жизни, у вас у ваших близких, или у детей которых вы обучаете. Появляется проблема, рекомендую этот метод, с помощью которого возможно увидеть что-то новое в себе и выполнить определенную задачу. Таким образом, вы сможете лучше понять себя, увидеть скрытые причины своих поступков и избавится от глубоких психологических проблем. Предлагаю педагогам использовать как инструмент снятия психо-эмоционального напряжения.

Публикации по теме:

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге»Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Фотоотчет индивидуальной работы педагога - психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Педагог заносит куколку -оберег. -Добрый день, меня.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Лэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми домаЛэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми дома Уважаемые коллеги! Одной из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:

Публикация Инновационная психолого-педагогическая технология мандалотерапии в опыте работы педагога-психолога (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Шамиля Байбикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Инновационная психолого-педагогическая технология мандалотерапии в опыте работы педагога-психолога
Опубликовано: 14 мая 2021 в 22:57
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД