Лучший педагог года

Консультация для педагогов и родителей «Какие бывают дефекты речи»

Яшина Екатерина Андреевна
Консультация для педагогов и родителей «Какие бывают дефекты речи»

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Чистая правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека.

Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Какие бывают дефекты речи“» размещена в разделах

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы образовательного учреждения. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед современным миром. Ведь именно правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие её недоразвитием, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок – подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать, ему, учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт.

Взрослый должен создать специальные условия для развития понимания речи, активизации речевого аппарата, приучать ребёнка пользоваться словами, вызывать потребность говорить, причём говорить правильно и чётко; к тому же речь взрослого является объектом для подражания, а потому он должен следить за тем, как говорит.

Итак, какие же существуют дефекты речи?

Логопеды, составляя логопедическое заключение после обследования, подчас забывают объяснить, что пишут в речевой карте. А иногда мы, логопеды просто не можем по-человечески объяснить, что имеем в виду под загадочными буквами ОНР, ФФНР. Не потому, что мы такие некомпетентные, а потому, что в институте нас в течение пяти лет заставляют пользоваться научной терминологией, а она редко предполагает «человеческую» речь. Мне, например, пришлось некоторое время после института тренироваться в переводе умных слов на русский язык для родителей, которых интересовало – что с их малышом.

Попробую изложить простым языком.

Существует две классификации всех речевых нарушений. По-научному они называются «клинико-педагогическая классификация нарушений речи» и «психолого-педагогическая классификация нарушений речи». Назовем их для краткости и простоты, так как их называют сами логопеды между собой - «клиническая классификация» и «педагогическая классификация». Обе эти классификации не противоречат друг другу, а взаимодополняют и взаимно проникают друг в друга. Просто пе

рвая классификация делает акцент на причинах речевого нарушения, исходя из которых, и выстраивается коррекционная работа с ребенком. А вторая акцентируется на общих проявлениях речевых нарушений, симптомах и общих методах групповой коррекционной работы.

Как же расшифровывается логопедическое заключение?

Клинические диагнозы подразделяются на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи в свою очередь подразделяются еще на несколько групп, но мы не будем углубляться в недра науки – постараемся просто использовать то, что поможет нам в жизни. Итак, диагнозы:

Нарушения устной речи

Нарушения внешнего высказывания

• Дислалия — один из самых распространённых дефектов речи. Если у ребёнка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если его речь чёткая, несмазанная, но имеет дефектное произношение звуков такое нарушение речи называется дислалией

Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.

• Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствие поражения центральной нервной системы. Речь у такого ребёнка характеризуется нечётким, смазанным звукопроизношением, также наблюдается нарушение голосообразования и изменения темпа речи, ритма и интонации. Тяжёлое нарушение речи и общей моторики задерживает психическое и эмоционально-волевое развитие ребёнка. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.

• Ринолалия — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение всех без исключения звуков родной речи.

• Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония, либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.

• Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.

• Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи, часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.

• Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.

Нарушения внутреннего оформления высказывания

• Алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3 – 5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребёнка.

Существует два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребёнок понимает обращённую к нему речь, но не умеет её воспроизводить.

При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушении восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии – автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребёнок повторяет сам вопрос.

• Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у человека могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.

Виды нарушений письменной речи

• Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.

• Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребё нка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.

Психолого–педагогическая классификация. Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Ну не будем углубляться, а просто обозначу речевые нарушения, которые относятся к этой классификации.

• ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

• Фонетико–фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение звукопроизношения вследствие дефектов восприятия звуков (нарушение фонематического слуха) .

• Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстаёт от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита;

• проявление речевого негативизма и др.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

«Какие бывают магазины?» Дидактическая игра «Круги Луллия»«Какие бывают магазины?» Дидактическая игра «Круги Луллия» «Какие бывают магазины?» Дидактическая игра «Круги Луллия» Цель: Дать знания детям о том, что магазины бывают разные. «Овощи и фрукты»,.

Конспект беседы с детьми «Какие бывают книги?» Задачи: 1. Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям. 2. Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах.

Конспект занятия «Какие бывают лошади?»Конспект занятия «Какие бывают лошади?» Цели и задачи: расширить знания детей о лошадях; их внешнем виде и значении, познакомить детей с породами лошадей, развивать двигательную.

Конспект занятия «Какие бывают термометры» Цель. Уточнить представления о термометре (комнатный, уличный, водный, почвенный термометр). Задачи: Закрепить знания о различных термометрах,.

Конспект занятия по развитию речи «Какие бывают иголки» Задачи: - учить составлять небольшой связный рассказ по набору картинок -расширять представления о многозначности слов, объяснять их значение,.

Консультация для педагогов и родителей «Красота речи человека» Красота речи человека. Роль голоса. Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как о внешнем виде, люди судят.

Консультация «Семейные традиции, какие они бывают»Консультация «Семейные традиции, какие они бывают» На весёлых детских ёлках Чудеса блестят в иголках, Надо лишь заранее Загадать желание! В каждой семье существует своя непередаваемая.

Мастер-класс по рисованию животных «Какие бывают львы…»Мастер-класс по рисованию животных «Какие бывают львы…» Лев – царь зверей, сильное и непредсказуемое по своему поведению животное. Но такими львы становятся в минуты опасности и угрозы для.

Стенгазета «Какие бывают снежинки!»Стенгазета «Какие бывают снежинки!» Зима - пора творчества для педагогов и для родителей. Вот и в эту зиму я не дала полениться родителям своим воспитанников и дала задание.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов и родителей «Какие бывают дефекты речи» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Яшина Екатерина Андреевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Какие бывают дефекты речи»
Опубликовано: 18 апреля 2022 в 06:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД