Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности»

Анна Жамцуева
Консультация для педагогов «Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Несмотря на это, данный феномен мало изучен и противоречиво оценивается в современной педагогике. До сих пор ученые не могут придти к единому мнению о том, в каком возрасте проявляется детская одаренность. На основе анализа психолого-педагогической литературы определили феноменологию развития одаренности в дошкольном возрасте. Она заключается в следующем: для дошкольного детства перспективным является развитие художественно творческой одаренности, так как именно она раньше и ярче других проявляется в этом возрасте. Ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности.

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности“» размещена в разделах

Детская одаренность - это интегральная, динамическая личностная характеристика, которая определяет возможность достижения ребенком более высоких, подчас незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.

Дошкольный возраст — период становления личности в целом и способностей, а также бурных интегрированных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления - одаренности. Характер ее развития в дошкольные годы - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, - взаимодействия, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой, а также результат личностной активности самого ребенка, его способности к саморазвитию.

Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста неразрывно связано с формированием нравственных основ его личности. Данный факт предполагает развитие духовно-творческой самореализации ребенка в социуме уже в дошкольные годы, которая охватывает все сферы его личности: мотивационную, интеллектуальную, творческую, эмоциональную, волевую. Данный процесс поднимает становление у ребенка самопознания, саморегуляции и самопонимания личности на новый уровень, а от воспитателей требует нравственного ориентира и компетентности в вопросах духовно-творческой самореализации одаренных детей.

Взгляд на дошкольное детство как на растущий социокультурный феномен помогает объяснить социальную и личностную сущность становления и развития одаренности ребенка. Эта сущность характеризуется, с одной стороны, чрезвычайной социальной активностью ребенка, а с другой — индивидуализацией, выражающейся в создании творческого продукта. Эмоционально смысловой доминантной развития одаренности дошкольников является содержание основных сфер их жизнедеятельности, т. е. познания, деятельности, общения и игры. В связи с этим развитие одаренности дошкольника связывается с формированием социальной компетентности, которая во многом определяет раскрытие потенциальных возможностей ребенка за счет его активного вхождения в социум.

Одним из вариантов решения жизненных и практических задач, по мнению А. Гогоберидзе, может стать выбор в качестве интегративной единицы достижений ребенка его компетентность. Компетентность дошкольника есть результат не только образования, но и влияния семьи, социума, культуры и, что чрезвычайно важно, самого субъекта.

В дошкольном возрасте целесообразно выделять социальную компетентность, т. е. способ деятельности, обеспечивающий вхождение ребенка в социум и реализацию его личности на достаточно высоком уровне, - способ, который позволяет достичь хороший результатов в освоении социальных норм, культурных ценностей и в отношениях с окружающими людьми. Социальная компетентность дошкольника предполагает формирование таких компетенций :

Личностная

Приобретаемые умения - умения осознавать свое Я относительно других людей, выражать свое мнение, положительно относится к себе, осуществлять и понимать свою позицию.

Формируемые качества — Субъективная активность, творческая инициатива, самопознание, самоизменение, саморазвитие, социальный опыт.

Познавательная

У Приобретаемые умения - умения анализировать, сравнивать, обобщать, осуществлять самоконтроль и самооценку на предметном уровне, решать творческие задачи.

Формируемые качества - любопытство, любознательность Познавательный интерес, познавательная активность, усидчивость, произвольность, самостоятельность, креативность.

Ценностно-смысловая

Приобретаемые умения — умения выполнять обязанности, ухаживать за животными, оказывать посильную помощь взрослым, сопереживать, положительно относиться к людям, ставить себя на место другого, видеть вещи с его позиции.

Формируемые качества - социальный опыт, социальная активность, доброта, честность, милосердие, трудолюбие, ответственность.

Коммуникативная

Приобретаемые умения -умения сотрудничать с детьми и взрослыми, пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

Формируемые качества - коммуникативность, взаимопонимание, взаимоподдержка, дружелюбие, вежливость, эмпатия, сотрудничество, толерантность.

Общекультурная

Приобретаемые умения - умения управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, выполнять требования взрослых.

Формируемые качества - аккуратность, вежливость, бережливость, чистоплотность, самопознание, самостоятельность.

Развитие компетенций обеспечивает становление у дошкольника социальных позиций «Я в обществе», «Я и общество».

На этой основе происходят качественные изменения в личностно- смысловой сфере ребенка, что обеспечивает дальнейшее развитие мотивации мотивационной готовности к раскрытию внутренних задатков и способностей, рефлексии усвоенных знаний и собственной деятельности, системности знаний, средств и приемов деятельности, что определяет его общекультурное, духовно-нравственное, творческое развитие.

Социальная компетентность дошкольника — это приобретаемые им компетенции, необходимые для вхождения в общество (познавательные, общекультурные, коммуникативные, физические, ценностно-смысловые, личностные, ценные для его последующей жизни умения принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность, привыкать к саморегламентации своей активности, ее согласованию с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей, благодаря чему формируется социальный опыт и социальная зрелость, развиваются скрытые потенциальные дарования. Личность ребенка дошкольного возраста рассматривается как развивающийся социокультурный феномен, нуждающийся в постоянной поддержке и развитии склонностей и задатков, которые проявляются именно в данном возрасте и накладывают отпечаток на всю жизнедеятельность. Творческие потенциальные возможности, природные качества ребенка дошкольного возраста развиваются лишь в результате целенаправленного воздействия через создание образовательного пространства ДОУ, направленного на вхождение ребенка в социум, где он проявляет свои способности, дарования.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация «В развитии детской одаренности разумно использовать первую ступень образования — детский сад»Консультация «В развитии детской одаренности разумно использовать первую ступень образования — детский сад» Консультация для педагогов и родителей «В развитии детской одаренности разумно использовать первую ступень образования детский сад – или.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагоговСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности»Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности» Тренинг для воспитателей "Самое важное о детской одаренности"Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Жамцуева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности»
Опубликовано: 29 апреля 2020 в 12:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД